Имя
E-mail
Тема
Текст
Логин     Пароль
Сенатор усомнился, что Казахстан справится с задачей по вхождению в тридцатку развитых стран к 2050 году19.06.2017
Экономика  15:11

Астана. 19 июня. Kazakhstan Today - Сегодня на совместном заседании палат парламента депутат сената Сергей Ершов выступил с речью, в которой усомнился в успешном достижении плана по вступлению Казахстана в тридцатку развитых государств к 2050 году, передает Kazakhstan Today.


"Мы знаем, что стратегические планы государственных органов являются одним из ключевых документов системы государственного планирования. В 2016 году из 479 целевых индикаторов, обозначенных в стратегических планах государственных органов, достигнуто всего 372 или 78%. Из общего количества целевых индикаторов 83 являются индикаторами Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума. По данным индикаторам выполнено всего 39%! Особо хотим отметить, что Всемирный экономический форум ведет рейтинг глобальной конкурентоспособности государств. А Елбасы четко определил, что Казахстан должен войти в число 30 развитых государств мира к 2050 году! При создавшемся положении дел у нас возникают большие сомнения в том, что к установленному сроку мы эту задачу выполним. Правительству необходимо предпринять соответствующие меры для исключения подобные случаи. И одной из мер должно быть установление персональной ответственности за исполнение по каждому индикатору, а также определение их актуальности, объективности и достижимости", - сказал Ершов.

Он отметил, что с показателями целевых индикаторов взаимоувязаны показатели результатов бюджетных программ, которые характеризуют качество освоения бюджетных средств. Вместе с тем сложно судить о качестве освоения, если бюджет уточнялся дважды, в марте и в октябре.

"Соответственно упомянутым уточнениям, 31 раз подвергалось изменению постановление правительства, принятое в реализацию республиканского бюджета, причем 17 изменений приходится на 4 квартал. Имеются случаи, когда на одну календарную дату приходится 2-3 постановления о внесении изменений. Мы согласны с мнением Счетного комитета, что данные факты свидетельствуют об отсутствии системного подхода при корректировке постановления правительства, что значительно усложняет процесс реализации бюджета. Несмотря на многочисленные корректировки параметров, доходы бюджета так и не достигли 100%-ного уровня и исполнены на 99%, или 8,8 трлн тенге. Следует отметить, что по сравнению с 2015 годом доходы республиканского бюджета выросли аж на 25%. Прирост довольно значительный, но что за ним стоит? Анализ бюджетных параметров показал, что значительную роль в росте доходов сыграла девальвация курса национальной валюты. И при всем при этом имеют место недопоступления в бюджет в следствии несовершенного налогового и таможенного администрирования. Так, имеются факты расхождений казахстанских таможенных данных с данными таких стран-партнеров, как Китай и Кыргызстан. Данная проблема не разрешается в течение ряда лет, и даже стала предметом обсуждения на уровне глав государств. Правительству уже пора поставить точку в данном вопросе", - сказал сенатор.

Он обратил внимание, что по сравнению с 2013 годом, в 2016 году доля налоговых поступлений в бюджет снизилась с 68% до 55%. В свою очередь, доля трансфертов из Национального фонда за этот же период выросла с 30% до 40%.

"Это показывает, что зависимость республиканского бюджета от средств Национального фонда усиливается, а ожидаемого развития реального сектора экономики не наблюдается. Сегодняшний день требует ускоренного структурного преобразования доходов бюджета с целью замещения трансфертов из Национального фонда поступлениями от несырьевой экономики. В этом плане правительству необходимо предпринимать более решительные шаги! Необходимо переломить многолетнюю тенденцию снижения доли налоговых поступлений и начать максимально ее наращивать", - считает Ершов.

Он напомнил, что расходы республиканского бюджета сложились в размере порядка 9 трлн тенге, что составило 98% от скорректированного плана. По сравнению с 2015 годом расходы увеличились на 19%. По мнению сенатора, на невыполнение плана по расходам значительно повлияло неосвоение выделенных средств. В отчетном году общая сумма неосвоения составила 36,0 млрд тенге, что значительно больше показателя предыдущего года, который составлял всего 8 млрд тенге.

"Значительная сумма неосвоения бюджетных средств свидетельствует о необходимости, во-первых, более тщательного планирования расходов, во-вторых, более ответственного исполнения плановых показателей бюджета. Особенно хочется заострить внимание на многочисленных нарушениях в процессе освоения государственных средств. В результате проведенных Счетным комитетом аудиторских мероприятий выявлено, что порядка 46% всей охваченной проверками суммы составляют различные нарушения. Данная цифра вызывает сильную обеспокоенность, ведь если проецировать ее на весь бюджет, то оказывается, что около половины бюджетных средств осваиваются с нарушениями", - сказал Ершов.

По его словам, одними из распространённых являются нарушения в сфере государственных закупок. Счетный комитет приводит сведения о порядка 2,0 млрд тенге ущерба в этой области. Из года в год хронически повторяются случаи невыполнения договорных обязательств поставщиками, непроведения запланированных тендеров, отсутствия должного контроля со стороны заказчика и прочие нарушения, которые отрицательно сказываются на эффективном освоении бюджетных средств.

"Данные факты свидетельствуют о том, что в этой сфере нет порядка, нормативная-правовая база ущербна и требует серьезных доработок. Предпринимаемые правительством усилия по исправлению этой ситуации до сих пор ожидаемого эффекта не принесли", - сказал Ершов.

Неэффективное использование средств республиканского бюджета имеет место не только в государственных органах, но и в квазигосударственном секторе.

"При наличии остатка в сумме 132 млрд тенге на начало периода, выделено дополнительно 305 млрд тенге. А в результате на конец года остались неиспользованными 113 млрд тенге. Зачем дополнительно выделялись средства при наличии значительных остатков? Почему такие факты имеют место? Проводился ли анализ данной ситуации? На эти вопросы четкого ответа ни от представителей квазигоссектора, ни от контролирующих госорганов мы не смогли получить", - сказал сенатор.

По его мнению, объективно оценить деятельность субъектов квазигосударственного сектора довольно проблематично.

В своих отчетах они используют удобные для них в том или ином случае показатели, которые невозможно проследить в динамике. Это возможно потому, что отсутствуют единые критерии оценки их деятельности, считает Ершов.

"Государством возлагаются большие надежды на квазигосударственный сектор как на эффективного управленца, однако эти надежды, на наш взгляд, не оправдываются. Для исправления ситуации необходимо усиление контроля со стороны государственных органов, для чего нужно выработать единые критерии оценки деятельности квазигоссектора. Эти критерии должны отражать реальную картину в данном секторе экономики. Причем оценка деятельности должна осуществляться как в целом по сектору, так и посубъектно! Нельзя оставить без внимания вопрос увеличения государственного внешнего долга, который вырос с 2012 года в 6 раз и составил порядка 5 трлн тенге.

Расходы на обслуживание и погашение правительственного долга обошлись бюджету в 904 млрд тенге. Хотя данный показатель не превышает ограничения в 15%, налицо многолетняя устойчивая тенденция наращивания государственного долга. Необдуманная, зачастую неоправданная практика использования заемных средств в будущем может отрицательно отразиться на отечественной бюджетной системе и в целом на экономике страны", - подчеркнул сенатор.

Существующую бюджетную систему нужно кардинально пересмотреть таким образом, чтобы она исключала возможности появления названных недостатков, и способствовала наиболее эффективной реализации бюджетных процессов.

"Бюджетная система должна предусматривать не только наказание за неисполнение плановых показателей, но и стимулирование их качественного и своевременного достижения. Считаем, что именно сочетание неотвратимости наказания и правильной мотивации, будет являться ключевым фактором качественного осуществления государственных функций не только в бюджетной, но и во всех остальных сферах жизнедеятельности государства. Только устранив все озвученные здесь проблемные моменты, взяв на вооружение по-настоящему эффективные методы осуществления бюджетных функций возможна реализация задач, поставленных главой государства в Плане нации "100 шагов по реализации 5 институциональных реформ". Надеемся, что правительство справится с этой задачей", - резюмировал Ершов.
Просмотров: 7195

При использовании информации с сайта гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.
Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читаемое