Имя
E-mail
Тема
Текст
Логин     Пароль
Интервью главы Национальной лиги потребителей Казахстана Светланы Романовской20.06.2018
  12:25

Алматы. 20 июня. Kazakhstan Today - Глава Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская в интервью ИА Kazakhstan Today рассказала, как обстоят дела с правами потребителей в Казахстане.

Kazakhstan Today: Скажите, пожалуйста, как в настоящее время обстоят дела с правами потребителей?

Нормативно-правовая база нормальная, но проблема заключается в том, что судьями она не применяется. То есть понятно, что у нас кодифицированная вообще нормативно-правовая база, понятно, что у нас сначала Конституция, потом кодексы и дальше уже законы. И эти законы не должны противоречить всем остальным. Но речь идет о том, почему вообще закон о защите прав потребителя имеет место быть? Потому что мы являемся слабой стороной по договору, у нас ограничен бюджет и мы не являемся специалистами в этой сфере. Гражданский кодекс и Гражданско-процессуальный предполагают равенство сторон. Как только мы называемся потребителем, мы являемся слабой стороной по договору. И вот этот закон о защите прав потребителей должен выравнивать наши взаимоотношения с предпринимателем. Но из-за того, что применяют Гражданский кодекс и Гражданско-процессуальный в общем этот закон не работает. По поводу возмещения издержек связанных с защитой прав потребителей, по поводу другой нормативно-правовой базы. И, несмотря на то, что закон хороший, он не работает просто на просто. То есть другими словами не на 100% защищает наши права.

Kazakhstan Today: А что нужно предпринять, чтобы изменить ситуацию?

Судя по всему, надо нормы закона о защите прав потребителей перенести в Гражданский кодекс и в Гражданско-процессуальный, то есть там их закрепить. Мы уже ряд поправок отправили и в парламент, и в правительство, которые поспособствуют.

Например, у нас не написано в законе четко, что предусмотрен претензионный порядок, но написана форма взаимоотношений и почему-то Верховный суд решил, что у нас обязательный претензионный порядок. Ладно, если бы за это был предусмотрен штраф в размере цены иска, как раньше это было, в 1991 году. То есть за отказ в добровольном порядке урегулировать спор был предусмотрен штраф в размере цены иска. Или ещё была бы предусмотрена какая-то ответственность. А так получается, что мы тратим финансы, для того чтобы по почте с уведомлением, с описью отправить претензию для того, чтобы потом в ответ получить или не получить вообще ответ. Ну и ответственности нет никакой. Много вещей, которые еще надо совершенствовать.

Несмотря на то, что у нас есть в законе статья, которая предусматривает обязательное потребительские всеобуч, но государством ничего не делается, то есть люди просто своих прав не знают, не знают, куда обратиться, если у них возникают какие-либо проблемы. А потом мало веры уже в то, что кто-то может помочь. Надо просвещать не только потребителей.

Мы вот сейчас открыли кафедру в Каспийском университете по защите прав потребителя, она уже четвёртый год у нас. Там читают как на русском, так и на английском языке защиту прав потребителей. И вот я хочу отметить просто, что наши студенты более конкурентоспособны, чем все остальные по одной простой причине, что действительно, когда они приходят на работу к предпринимателям, они уже знают рамки границы прав потребителей и, стараясь их не нарушить, естественно, получают более конкурентоспособные какие-то товары и услуги.

Kazakhstan Today: Скажите, а куда нужно обращаться потребителю, который столкнулся с нарушением прав?

Я думаю, что необходимо, во-первых, либо в госорганы, либо в суд. Но если вы обратитесь в суд самостоятельно, то надо будет оплатить госпошлину в размере 1% от стоимости. Но если это моральный, то половина минимального расчётного показателя, если материальный, то 1% от этого материального иска. Если вы обратитесь в Общество защиты прав потребителей и при этом если вы сами обратились, то вам не нужен обязательный претензионный порядок. То есть как физическому лицу. Если через ОЗПП - общество защиты прав потребителей, то у нас обязательный претензионный порядок, но при этом мы освобождаемся от уплаты пошлины. И есть тоже в законе статья, где говорится о том, что все издержки, связанные с защитой прав потребителей, должны быть возмещены в полном объеме потребителю. То есть это тоже важно знать, поэтому даже если вы госпошлину заплатите, юриста наймете, если вы докажете в суде, что предприниматель был не прав, несмотря даже на то, что это будет маленький иск, то вы имеете право на возмещение.

Kazakhstan Today: А в каких сферах наиболее часто встречаются нарушения прав потребителей?

Везде. У нас сейчас нет ни одной сферы, где спокойно. Но больше всего сейчас жалоб на КСК, коммунальные услуги, завышенные тарифы на коммунальные услуги и техника, любая техника, то есть многие люди жалуются. У нас есть 15 статья и 30 и 14 и 30, на основании которой качественный товар может быть возвращен в течение 14 дней и деньги назад возвращены, но при этом необходимо пломбы, упаковку, всё это должно быть сохранено. И при этом есть коллизия такая - как можно сотовый телефон не вскрыть, не поставить батарейку и sim-карту и не проверить его? При этом мы говорим, что он не должен быть использован. То есть коллизии, которые имеют место и невозможно по закону их разрешить, то есть какие-то понятия человеческие, но по закону это очень сложно. И если говорить о 15 статье, то есть пытаются нам сказать, что вот эту технику сначала надо отремонтировать, а на самом деле нет, это мы имеем право выбрать отремонтировать, поменять, деньги взять или соразмерно уменьшить стоимость. То есть мы должны выбирать, а предприниматели нас вводят в заблуждение по этому поводу.

Kazakhstan Today: Расскажите, пожалуйста, о конкурсе безупречных товаров?

Этот проект у нас имеет место быть с 2000 года. Действительно мы абсолютно независимые исследования проводим. Я возглавляю комиссию вот этого конкурса. Можно подать заявку предпринимателю, либо мы по наиболее часто встречающимся проблемам, какой-то проблематике, если мы видим, что в этой сфере очень много жалоб, мы, для того чтобы предотвратить этот конфликт, проводим исследования по поводу того, кому стоит доверять, в ком не разочаруешься, и несем ответственность с этими предпринимателями.

Мы говорим: "Да вот тут есть проблема", - и мы начинаем проводить исследования.


Например, мы проводили недавно исследования, связанные с предоставлением услуг по ремонту телефонов, потому что много было жалоб, что вернули телефон, а он опять не работает. Они были все удивлены, что мы на протяжении двух недель с утра до ночи анкетирование проводили, потом на основании этого анкетирование присвоили сервисному центру "Самсунг" народный знак качества "безупречно". Зачем мы это сделали? Мы хотим, чтобы люди узнали о том, где стоит свой телефон ремонтировать, где быстро, качественно, ответственность за это, гарантию предоставляют, увеличивают, и люди уже, естественно, понимают, что вот если они туда пойдут, то будет такая-то цена и какое-то качество.

По наиболее плохим, то есть если мы выявляем, мы составляем претензию и если эти компании не понимают, то мы подаем иски от неопределенного круга потребителей по факту признания чего-либо противоречащего действующему законодательству и ущемляющего права потребителей.

Для нас важно, чтобы мы чистили рынок. Для нас важно, чтобы что-то изменилось в этой сфере.

То есть мы рекомендуем как лучших, также мы обращаем внимание и на худших.

Для нас важно, чтобы люди протоптали дорожку к хорошему.

Мы присваиваем знак качества на безвозмездной основе. И компания может на безвозмездной основе использовать этот знак качества "Безупречно" для того, чтобы продвигать свои товары.


Kazakhstan Today: А по каким критериям выбираете тех, кто будет проходить проверку?

Если говорить о продовольственных товарах, мы делаем запросы в супермаркеты и смотрим, являются ли они лидерами продаж. Это первый шаг. Второй шаг - мы проводим физико-химические исследования в аккредитованных аттестованных лабораториях по факту того, насколько это безопасный товар или услуга. Далее насколько то, что указано на упаковке, соответствует тому, что внутри, насколько сама упаковка не вводит потребителя в заблуждение и соответствует стандартам, которые предусмотрены на территории Казахстана.

Мы во всех соцсетях представлены, у нас интерактивный сайт, у нас есть телефоны горячих линий, где мы, когда кого-то консультируем, задаем "Вопрос дня". То есть мы сначала спрашиваем: "Какое масло сливочное едите? Нравится оно вам или не нравится? Были в чём-то разочарованы? Они нам сначала отвечают, а потом даём бесплатную юридическую консультацию. Далее у нас есть, как я сказала, Каспийский университет, там больше 2000 волонтеров, которые делают анкетирование. Мы выдаём им по три анкеты, то есть за один день они могут заполнить 6000 анкет. Мы периодически это делаем. И если по этим всем показателям компания получает первое место, только тогда мы присваиваем знак качества.

Полки с безупречными товарами можно встретить пока только в одном магазине. Сейчас мы ведем переговоры с еще одним.

Если вы увидели товары, на которых есть знак качества "Безупречно", мы несем ответственность за их качество. То есть, если вы увидели просроченный товар, если вы открыли эту банку, он вам не понравился, либо ещё какие-то нехорошие впечатления. Вы можете нам позвонить, и мы вам вернем деньги. А потом уже на основании вашего заявления будем разбираться с предпринимателем.





Kazakhstan Today: Могли бы Вы рассказать о планах на будущее?

Мы будем продолжать эту программу, потому что она очень интересная и заинтересованы в ней потребители прежде всего, еще раз - с целью предотвращения конфликта.

У нас в сентябре опять будет церемония награждения народным знаком качества "Безупречно".

Мне кажется, что у потребителей наших нет активной гражданской позиции и им отчасти наплевать на то, что с ними происходит. А это неправильно. Потому что многие думают, что защита прав потребителей - это купи-продай. Нет, это безопасность качества нашей с вами жизни. Если мы это не поймем, если мы не перестроим свое сознание, мы не сможем контролировать качество того, что мы покупаем. Даже хорошие компании, которые только начинают свой бизнес, как-то поначалу стараются, а потом сдуваются. А нам надо, чтобы был грамотный потребитель. Это как белое и чёрное. Я не могу сказать, что предприниматель чёрный, потому что потребитель без предпринимателя не может - кто-то должен удовлетворять его потребности.

До тех пор пока не будет грамотного, ответственного за свой выбор потребителя, не будет ответственного производителя.

Kazakhstan Today: Могли бы вы рассказать, чем-то еще актуальным вы занимаетесь сейчас?

Да, мы заканчиваем разработку со Светланой Павловной Мороз учебника для студентов вузов. Он у нас уже был, но из-за того, что нормативка сильно меняется, нам пришлось его переработать. Естественно развиваем потребительское образование. Предполагали летнюю школу сделать для преподавателей, для того чтобы они потом на базе своих университетов открыли не только кафедры, но и представительства Национальной лиги потребителей. Ну, скорее всего, мы это будем делать.

Далее у нас будет форум медиаторов. Я параллельно еще возглавляю Национальную палату медиаторов. И мне все говорят: "При чем тут защита прав потребителей и медиация?" На самом деле нет цели у Национальной лиги "замочить" бизнес. Потому что мы понимаем, что чем меньше конкуренции, тем меньше выбора у потребителя. Основная наша цель - это формирование цивилизованных отношений на рынке товаров и услуг с помощью разных инструментов. Вот школа, допустим, потребителей, будем делать. У нас в этом году, 26 сентября исполнится Национальной палате медиаторов 10 лет. Несмотря на то, что закону только 8 будет. Мы ещё до этого организовались, и мы разрабатывали всю нормативно-правовую базу. Почему защита прав потребителей? Потому что это единственный институт обратной связи для предпринимателя. То есть если он сядет за стол переговоров, то поймет, что не нравится потребителю, примет соответствующие меры и будет более конкурентоспособен по сравнению со всеми остальными. И кроме того, медиация даёт возможность не потерять свой имидж. Это совершенно конфиденциальная процедура и за нарушение конфиденциальности предусмотрена административная ответственность.

Kazakhstan Today: Благодарим за интервью!

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.


Просмотров: 40698

При использовании информации с сайта гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.
Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter