11.03.2015, 17:20 25621

Назарбаев выдвинул пять институциональных реформ для укрепления государственности (с дополнением)

По словам главы государства, первое - формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата, обеспечивающего качественную реализацию экономических программ и предоставление государственных услуг.

Астана. 11 марта. Kazakhstan Today - Нурсултан Назарбаев выдвинул пять институциональных реформ для укрепления государственности.

Как сообщил на XVI съезде партии "Нур Отан" глава государства Н. Назарбаев, глобальные вызовы и риски настолько глубоки, что ставят вопрос об устойчивости и успешности каждого государства, передает Kazakhstan Today.

"Для укрепления нашей государственности я выдвигаю Пять институциональных реформ", - сказал Н. Назарбаев, сообщает пресс-служба Акорды.

По словам главы государства, первое - формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата, обеспечивающего качественную реализацию экономических программ и предоставление государственных услуг.

"Сегодня нельзя не видеть, что административная государственная служба зависима от политического уровня. Это политизирует принятие решений, даже в тех случаях, когда необходимо профессиональное управление без всякой политики. В государственном аппарате вокруг определенного покровителя формируются команды. Такой патронат создает условия для коррупции, порождает кумовство и снижает кадровый потенциал. При этом государственная служба остается малопривлекательным сектором из-за низкой оплаты труда. Зачастую у государственных служащих нет четких карьерных перспектив, а продвижение по службе зависит от пресловутых покровителей. Я знаю, что важные государственные программы и проекты "страдают" из-за некомпетентности отдельных чиновников различного уровня. Поэтому важная задача - сделать корпус государственных служащих профессиональным и автономным. Выборы, перемена министров, акимов и других руководителей не должны влиять на работу административной государственной службы. Следует перейти от текущей позиционной к карьерной модели государственной службы. Каждый руководитель должен начинать с низов и пройти все управленческие ступени", - отметил президент РК.

По его словам, надо внедрить новую систему оплаты труда государственных служащих по результативности их вклада в управленческий процесс. Необходимо по итогам каждого года предусмотреть выплату бонусов для политических служащих и премий для административных служащих по результатам их деятельности и достигнутых успехов в экономике. Хорошо работают - получают бонус. Плохо работают, нет роста экономики и результатов - соответственно, снижается и оплата.

Глава государства отметил, что настало время открыть новые каналы поиска талантливых кандидатов в государственные служащие, в том числе из частного сектора. На определенные должности целесообразно привлекать зарубежных менеджеров. И незнание языка, гражданство здесь не должны быть препятствием. Так поступают многие успешные страны.

Кроме того, должны быть ужесточены квалификационные требования для приема на государственную службу. Надо провести полную аттестацию государственных служащих всех уровней. Важно наладить системную работу по защите принципов меритократии и недопущению коррупции. Для этого следует выделить в структуре Агентства по делам государственной службы отдельное самостоятельное подразделение по борьбе с коррупцией. Меритократия должна стать всеобщим принципом не только для государственного аппарата, но и для всего государственного сектора, включая суды, правоохранительные органы, национальные компании и холдинги.

"Нам потребуется разработка нового закона о государственной службе, внесение изменений в закон о борьбе с коррупцией. Служба государству должна быть основой для укрепления единства нашего общества. Государственной службе следует стать прототипом справедливого казахстанского общества, где всем предоставляются одинаковые возможности для самореализации на основе принципа меритократии независимо от этнической принадлежности", - сказал Н. Назарбаев.

Второе - обеспечение верховенства закона, гарантирующего права собственности, создающего условия для предпринимательской деятельности, охраны договорных обязательств, который в конечном итоге станет основой для экономического роста, отметил президент.

"Сегодня слабые звенья судебной системы - это отбор судей, неэффективность квалификационных требований к судьям, что зачастую приводит к коррупционным явлениям среди судейского корпуса. Судьи не должны быть закрытой наглухо корпорацией и находиться вне общественной критики. Открытость - это лекарство от коррупции в судейских рядах", - сказал он.

Также, по его словам, непрозрачна для общества работа и органов внутренних дел. Полиция должна работать так, чтобы повысить доверие общества к себе. Сегодня граждане слабо верят, что офицер дорожной инспекции может оштрафовать акима или министра за нарушение правил дорожного движения.

"Поэтому необходимо повысить статус полицейского и его ответственность перед гражданами. Надо выработать пакет мер по обеспечению прозрачности правоохранительных органов, развитию информационных технологий, оснащению патрульной службы видеорегистраторами. Важно внедрить новую систему профессионального и психологического отбора в полицию, обеспечить регулярное повышение и подтверждение полицейскими своей квалификации. Следует ужесточить квалификационные требования к судьям. Кандидат, претендующий на место в судейском корпусе, должен иметь не менее 5 лет стажа работы в судебной системе, а не нотариусом, в полиции или юридическом вузе. Кандидаты должны проходить жесткий тестовый отбор как условие для судебной стажировки, проводимой в судах на освобожденной основе и не менее одного года. Любой вышестоящий судья должен поработать в нижестоящих судах. Важно также ввести для начинающих судей испытательный период длительностью не менее одного года, после успешного прохождения лучшие из них выбираются в судьи", - сказал глава государства.

Он отметил, что зарубежные и отечественные инвесторы должны быть уверены в справедливости казахстанского правосудия. Для повышения доверия к нему надо привлекать к рассмотрению инвестиционных споров зарубежных судей и рассматривать такие споры по лучшим стандартам зарубежных и международных судов.

"Особый вопрос - модернизация Вооруженных сил страны. Они должны быть современными, мобильными, профессиональными. Следует обеспечить повышение боеспособности армии за счёт профессионализма и оснащения передовым вооружением и техникой", - добавил президент РК.

"Третье - индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации... Для выхода на качественный рост и диверсификацию экономики мы реализуем программу индустриализации. Она является своевременной и исключительно необходимой мерой. Индустриализация - не только инструмент экономики, но и важный фактор развития государства и формирования среднего класса. Однако индустриализация и обрабатывающий сектор пока не стали настоящими драйверами экономического роста. Правительству надо с этим разобраться", - сказал президент РК.

Он отметил, что также имеются перекосы и в системе государственной поддержки сельского хозяйства. Аграрному сектору из бюджета выделяются колоссальные средства на субсидии производства продукции отраслей с низкой добавленной стоимостью. Причем сельские производители почти не платят налогов. Сегодня важно развивать сектор переработки сельскохозяйственного сырья на основе новой комплексной программы. В этом плане необходимо приступить к реализации порядка 10 крупных проектов с участием транснациональных компаний в перерабатывающей отрасли. Индустриализация также направлена на создание рабочих мест через малый и средний бизнес и развитие экспортного потенциала страны.

Сейчас таможенные процедуры отнимают много времени, тарифная политика является сложной и запутанной, нетарифные барьеры идут вразрез с мировой практикой. Необходимо провести масштабную работу по упрощению тарифной политики в рамках Евразийского экономического союза. В перспективе главная задача состоит в том, чтобы обеспечить динамику экономического развития. Итогом работы должно стать возникновение новых З-4 экспортных продуктов за счет диверсификации экономики.

Ключевым направлением является развитие в сфере услуг малых и средних сервисных предприятий. Следует принять новую программу развития туризма. Это важный вопрос абсорбирования избыточных трудовых ресурсов в сельской местности. У нас слабая урбанизация. 43 процента населения живет в сельской местности.

"В ходе интеграционной политики Казахстана в предыдущие годы сформированы важнейшие инструменты для расширения вовлеченности нашей экономики в мировые хозяйственные связи. Процесс создания финансового центра в Алматы должен обрести повышенную динамику. Здесь важно законодательно закрепить специальный статус Алматы", - отметил Н. Назарбаев.

Четвертое - Нация единого будущего.

"Мы добились значительных успехов в развитии собственной модели стабильности и согласия. Конституция Казахстана гарантирует равенство прав всех граждан независимо от расовой, этнической, религиозной и социальной принадлежности. Вместе с тем, необходимо дальнейшее укрепление казахстанской идентичности. Она должна основываться на принципе гражданства. Все граждане должны пользоваться одним объемом прав, нести один груз ответственности и иметь доступ к равным возможностям. Консолидирующие ценности на базе идеи Мэнгілік Ел - это гражданское равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна - страна толерантности. В этом случае гражданство будет самым надежным фундаментом устойчивого и успешного государства", - сказал Н. Назарбаев.

Он отметил, что развитие триединства языков - казахского, русского и английского - это залог консолидации общества, роста его конкурентоспособности. "Надо обеспечить эффективные социальные лифты для всех граждан Казахстана без каких-либо различий и ограничений. Наша главная цель, чтобы казахстанцы ставили новые общенациональные ценности - верховенство права, государственные традиции, казахстанские ценности - выше своих этнических поведенческих моделей. Объединяющей идеей для всех казахстанцев выступает евразийская идея, которая реально синтезирует в казахстанце лучшие качества и азиата, и европейца", - подчеркнул глава государства.

По его словам, средний класс должен рассматриваться как основа казахстанской нации, источник для формирования профессионального государственного аппарата. Это движущая сила, наиболее заинтересованная в верховенстве закона и подотчетности государства народу и стабильности в стране. Поэтому именно широкий средний класс является ядром формирования национальной идентичности. Системой общегражданских ценностей должна выступать идея Мэнгілік Ел, оформленная в важнейший документ государства. В школах необходимо ввести в программу обучения преподавание ценностей всеказахстанской идеи "Мэнгiлiк Ел".

"В нашей стране в мире и согласии проживают представители 17 конфессий. Наиболее крупные из них - ислам, православие и простестанство. Ханафитский ислам, исторически сложившийся на территории Казахстана, отличается умеренностью и терпимостью, здравой интерпретацией исламских ценностей. Православие, свойственное большей части славянского населения в Казахстане, ставит во главу угла вопросы совести и нравственного выбора человека, добра и сострадания. В последние годы в Казахстане отмечается рост последователей протестантских церквей. Протестантизм в центр жизни человека ставит успешный и производительный труд, ценности бережливости и добродетельный жизни. Таким образом, у каждой религии есть свои достоинства. Они должны всегда объединять казахстанцев, служить делу мира и согласия, развитию общества и экономики, укреплению государства", - сказал президент.

"Пятое - Транспарентное и подотчетное государство. Казахстанское общество поэтапно адаптируется к переменам. Это важный фактор, позволяющий нам избегать обострения внутренних противоречий, укреплять политическую стабильность. Опыт многих стран показывает, что нарушение принципа "сначала - сильное государство и экономика, а потом - политика" ведёт к катастрофам, "разламывает" общества. В одних происходит разрушение политических режимов, в других - развал экономики, возникают конфликты и даже гражданские войны. Мы хорошо это знаем из истории разных стран и сегодня видим воочию во многих государствах. Череда последних гражданских войн и кровавых конфликтов в разных регионах мира показала, что непродуманная и форсированная демократизация не гарантирует стабильность государства и не обеспечивает успешную экономическую модернизацию", - сообщил глава государства.

Он отметил, что Пять институциональных реформ - это пять шагов, которые страна должна пройти именно в такой последовательности. Только в таком случае наши реформы будут эффективны, а общество и государство будут едины и стабильны. Именно такой путь прошли все успешные государства.

"Во-первых, следует расширить практику отчетности руководителей государственных органов. Во-вторых, обеспечить прозрачность процесса принятия решений. Через механизм "открытого правительства" граждане должны активно вовлекаться в процесс принятия решений государственными органами всех уровней. Основой для этого станет новый закон о доступе к публичной информации, который предстоит разработать и принять. Важно усилить роль общественных советов при государственных органах и акимах. В-третьих, следует внедрять гражданское бюджетирование. Речь идет об участии представителей гражданского общества в распределении бюджетных средств в регионах. В-четвертых, важно укрепление системы обжалования. В законодательстве должны быть расширены возможности граждан по обжалованию действий государственных служащих. В-пятых, надо обеспечить широкое внедрение саморегулирования в обществе. Необходимо поэтапно сокращать зоны ответственности государственных органов, передавая полномочия, связанные с оказанием социально значимых государственных услуг, институтам гражданского общества по мере их готовности", - подчеркнул президент РК.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      С марта Казахстан перевели на единый часовой пояс. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года тарифы на электроэнергию в Казахстане выросли примерно на 20%. Стали ли вы платить больше за электричество после перехода единый часовой пояс?