03.04.2017, 22:50 144038

В Алматы экологические меры по ограничению въезда иногороднего транспорта могут дать экономический эффект

Дороги Алматы загружены постоянно, даже в выходные дни наблюдаются достаточно серьезные заторы. Наиболее проблемными можно назвать такие крупные магистрали, как Абая, Толе би, Розыбакиева, Ташкентская, Аль-Фараби.
Статья посвящена проблеме снижения выбросов парниковых газов в атмосферу города Алматы путем внедрения систем устойчивого транспорта.

Алматы - крупнейший город Казахстана, расположенный в предгорной котловине, у подножия хребта Заилийский Алатау. Природные и климатические особенности города Алматы способствуют образованию мощных температурных инверсий, что приводит к непрерывному накоплению в приземном слое продуктов загрязнения от передвижных источников. Это выражается в явлениях смога, толщина которого при определенных погодных условиях превышает 300м. NO2, SO2, CO, формальдегид, бензапирен, фенол определяют экологический риск загрязнения атмосферы Алматы и отрицательно влияют на здоровье населения. [1,2] В Алматы 80% загрязнения воздуха приходится на моторизированный транспорт. По нашим подсчетам, транспортные выбросы парниковых газов в Алматы оцениваются в 2,18 миллиона тонн эквивалента CO2 в год. При этом 77% выбросов парниковых газов генерирует личный автотранспорт, 22% - общественный транспорт и 1% - электрический транспорт (метро, троллейбусы). Результаты наших расчетов показали, что к 2023 году выбросы окислов азота могут увеличиться до 60%. [3] Следовательно, устойчивый транспорт обеспечит постоянную высококачественную мобильность, одновременно окажет положительное воздействие на окружающую среду, а также социальную и экономическую устойчивость. В настоящее время, в Алматы реализуется проект ПРООН "Устойчивый транспорт Алматы".

Целью моей работы является выявление влияния автотранспорта на воздушный бассейн города Алматы, решение транспортной проблемы города и уменьшение количества вредных выбросов в атмосферу посредством сокращения автомобильного потока.

Изучение карты города в режиме онлайн позволило сделать вывод, что дороги Алматы загружены постоянно, даже в выходные дни наблюдаются достаточно серьезные заторы. Наиболее проблемными можно назвать такие крупные магистрали, как Абая, Толе би, Розыбакиева, Ташкентская, Аль-Фараби.

По данным Казгидромета, ИЗА города Алматы обычно равен 9-12 единицам. Учитывая, что ИЗА, превышающий 14, опасен для жизни, проблема загрязнения атмосферы города стоит очень остро. Выбросы парниковых газов в Алматы оцениваются некоторыми экспертами в 2,18 миллиона тонн эквивалента СО2 в год. При этом основными загрязнителями воздуха выступают NO2, SO2, CO, CO2, формальдегид, бензапирен и фенол. Изучение флуктуирующей асимметрии листьев сирени, собранных вблизи крупных и оживленных перекрестков, позволяет опытным путем подтвердить вышеупомянутые данные. Так, средний показатель асимметрии ФА исследуемых листьев составил 0.14±0.003, что превышает даже показатель, относящийся к 5-й категории "очень сильное загрязнение" (0,09).

За последние годы наблюдается неутешительная тенденция к увеличению интенсивности загрязнения воздуха в пределах города. Согласно последней информации департамента статистики, за прошлый год уровень вредных выбросов увеличился на 2,5% (12,5 тыс. тонн), и эта цифра продолжает расти. На первом месте по загрязненности стоит Жетысуский район. Он составляет 35,7% от общего загрязнения города. На втором месте Алмалинский район (28,0%) и на третьем - Турксибский (13%). Причиной такого быстрого роста концентрации токсичных веществ в атмосфере является неконтролируемое увеличение парка автомашин, непродуманное строительство высотных зданий, задерживающих воздушный поток, рост численности населения за счет интенсивного притока иногородних и иностранных граждан, в том числе оралманов, и сокращение площадей зеленых насаждений.

Экологические проблемы вызывают ряд факторов, негативно влияющих на экономическое развитие города, а также на состояние здоровья населения и демографическую ситуацию. За последние годы в Алматы значительно ухудшились демографические показатели. Согласно проведенному мной социальному опросу, 95% респондентов отметили ухудшение самочувствия в связи с состоянием окружающей среды. Это вызвано высокой концентрацией в атмосфере SO2, NO2, CO, CO2. Уровень диоксида азота в атмосфере нашего города превышает норму в 9,4 раза. Этот газ придает характерный цвет воздуху в городе, ему присвоена 2-я категория опасности по международным стандартам. Он действует как острый раздражитель. В городе участились случаи заболевания бронхитами, а любые простуды протекают сложнее. Диоксид углерода (угарный газ) превышает ПДК в 4,2 раза. Он вызывает бессонницу, головную боль, ухудшение внимания и памяти.

Очевидно, что необходимо в кратчайшие сроки найти выход из данной ситуации. Для этого прежде всего нужно внести некоторые коррективы в инфраструктуру города. Таким образом, в качестве решения проблемы я предлагаю ограничить доступ иногороднего транспорта в черту города. Иначе говоря, нужно установить определенную плату за въезд автомобилей, зарегистрированных за пределами Алматы. Выглядеть это должно следующим образом: Алматинскую область следует поделить на своеобразные "кольца". Центральное "кольцо" - это непосредственно сам город. Все транспортные средства, официально оформленные внутри этого круга, могут беспрепятственно въезжать и выезжать из города. Далее область, охватывающая ближайшие 30 километров. Автомобилисты, относящиеся сюда, должны при въезде внести минимальную сумму порядка 1500 тенге. Следующее кольцо - от 30 до 60 километров. Обладатели автомашин из данной области должны внести плату в размере 3000 тенге. Те же автолюбители, чьи транспортные средства зарегистрированы далее 60 километров от Алматы либо в другом населенном пункте, обязаны будут заплатить при въезде около 5000-7000 тенге. Данные цифры получены путем расчета платежей за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников по методике, представленной в Налоговом кодексе РК:

Бензиновый ДВС: 0.33МРП *10л=7480 тг/день
7480*0.6 = 4490тг (60% от общего потока автомобилей)
Дизельный ДВС: 0.45МРП * 10л = 10210 тг/день
10210 * 0.4 = 4084 тг (40% от общего потока автомобилей)
Среднее значение платы = 4500 + 4000 = 4300 тг

Это не касается электромобилей, а для авто, использующих газовое топливо, будет предусмотрена 50%-ная скидка, поскольку замена бензиновых и дизельных двигателей на электрические, газовые и т.д. позволит существенно улучшить состояние атмосферного воздуха г. Алматы и снизит финансовые затраты на обеспечение транспорта топливом. Для автомобилистов, работающих в городе, но живущих за его пределами, должны быть предусмотрены пропуски, позволяющие беспрепятственно проезжать в город.

Такие пропускные пункты необходимо установить на крупных трассах и автомагистралях, ведущих в город. Таких магистралей 6: Талгарская, Кульджинская, Капчагайская, Чемолганская, Каскеленская, Каргалинская трассы. Каждый пропускной пункт должен иметь большую автостоянку, развязку, пункт аренды велосипедов, дополнительные автобусные маршруты. Но при этом обязательным условием является улучшение качества общественного транспорта и обеспечение его бесперебойного движения.

Одним из нареканий в отношении пунктов взимания платы за проезд являются задержки на ПВП и переплата за услуги кассиров-операторов. Автоматические системы платности позволяют решить оба вопроса. Система автоматического сбора пошлины (англ. Electronic toll collection, ETC) - это совокупность устройств для взимания оплаты проезда без остановки транспортного средства.

Пункты взимания пошлины представляют собой ворота, устанавливаемые у въездов на платные участки дороги или в нашем случае на въезде в город и у выездов с них. Транспортное средство, проезжающее через ворота, должно быть оборудовано специальным идентификатором - чаще всего используются RFID-метки (транспондеры). Идентификатор размещается чаще всего под лобовым стеклом. Проезд через ворота может требовать снижения скорости (требования свои в каждой системе), но полная остановка не требуется.

Пункт взимания пошлины обычно также оборудован камерами, которые фотографируют номера транспортных средств, которые проехали пункт, не имея на себе идентификатора. Впоследствии эти фотографии используются для привлечения нарушителей к ответственности.

Фактическая оплата проезда может производиться либо путём предоплаты, либо путём выставления счёта владельцу транспортного средства. В последнем случае он должен заключить договор с компанией, обслуживающей дорогу/город. Например, в договоре может быть разрешено списывать средства со счёта банковской карты.

Такие системы обладают преимуществом перед системами, где водители должны оплачивать проезд наличными деньгами, поскольку
- не требуется полная остановка транспортного средства,
- взимание оплаты происходит мгновенно,
- не требуется готовить наличные деньги, не может быть проблем с отсутствием сдачи.

Кроме того, необходимо закупить новые, соответствующие экологическим нормам автобусы и заменить ими все старые, а также проложить дополнительные полосы для общественного транспорта (чтобы избежать простаивания в пробках), велосипедные дорожки (чтобы обеспечить безопасность велосипедистов) и расширить и усовершенствовать сеть метрополитена либо проложить наземные "электрички". Такая организация инфраструктуры позволит создать максимально комфортные условия для граждан из других городов и области, желающих пересесть на общественный транспорт или велосипед. Такая практика используется во многих развитых европейских странах, в том числе в Голландии и Великобритании. Кроме того, должна быть проложена качественная объездная дорога по степной части окрестностей Алматы, для автомобилистов, которым необходимо миновать город.

Что касается контроля оплаты, здесь можно использовать уже установленную по всему городу систему видеокамер, фиксирующих нарушения ПДД. По такому же принципу будет работать система платного въезда в Алматы: видеокамеры, считывая регистрационный номер автомобиля, сверяют его со специально созданной базой данных, содержащей информацию о дате и размере внесенной платы и при выявлении каких-либо нарушений автоматически выписывают и высылают владельцу авто штраф, так же, как и в случаях нарушения обычных ПДД.

Я провела приблизительный расчет окупаемости проекта. Так, по примерным данным, на 6 пропускных пунктов мной было заложено 12 млрд тенге, на разработку базы данных - 1 млн тенге, на дополнительные автобусные маршруты (по 3 на каждый пункт) - 180 млн тенге, на новую объездную дорогу - 41 млрд тенге. Итого 161,181 млрд тенге. Тогда как доход составит:

Дифференциация: 1500 тг; 3000 тг; 7000 тг
Средний доход с автомобиля в день - 3800 тг
400 000 автомобилей (в день) - 1,5 млрд тг/день
Итого: 547, 5 млрд тг в год.

Таким образом, даже если фактические расходы превысят мои расчеты в 3 раза, проект полностью окупится за 1 год.

Все эти меры в комплексе, по моим расчетам, должны привести к решению сразу ряда проблем. Так, во-первых, значительно уменьшится транспортный поток, так как уменьшится количество "случайных" автомобилей, водители которых приезжают в крупнейший город республики в поисках легкого заработка. Следовательно, уменьшится количество заторов на улицах Алматы и обстановка на дорогах станет более благоприятной, ибо иногородние автолюбители, помимо всего прочего, в основном пренебрегают правилами дорожного движения и создают аварийные ситуации. И наконец, благодаря всему вышесказанному, значительно уменьшится количество вредных выбросов в атмосферу города Алматы и люди снова смогут дышать полной грудью.

***

Список использованных источников

1. Комплексная программа оздоровления экологической обстановки г. Алматы на 2000-2015 гг. "Таза ауа - жанга дауа". - Алматы: Алматинское городское управление по охране окружающей среды, 2002. - С. 1-11.
2. Комплексная программа по снижению загрязнения окружающей среды г. Алматы на 2009-2018 гг. - Алматы: Алматинское городское управление по охране окружающей среды, 2009. - С. 1-15.
3. Пузырёва А.А. Климатическое районирование Южного Казахстана. - Алматы: Наука, 2005. - 267 с.
4. Анализ ситуации в области образования для устойчивого развития в Центральной Азии, / РЭЦЦА, г. Алматы, 2005 г., 44 с.


Автор: Куватова Ася

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      С марта Казахстан перевели на единый часовой пояс. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года тарифы на электроэнергию в Казахстане выросли примерно на 20%. Стали ли вы платить больше за электричество после перехода единый часовой пояс?