08.07.2024, 23:38 130466

50 лет назад началось строительство БАМа

При строительстве БАМа были применены новейшие конструкции, разработаны и запатентованы новые способы строительства и эксплуатации объектов в сложных гидрогеологических условиях
50 лет назад началось строительство БАМа
Фото: wikipedia.org
Ровно 50 лет назад началось строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) - железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, сообщает РИА Новости.

БАМ пролегает по территории Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, Республик Бурятии и Саха, Хабаровского края.

Ключевые станции БАМа: Тайшет, Лена, Таксимо, Тында, Нерюнги, Новый Ургал, Комсомольск-на-Амуре, Ванино, Советская Гавань.

Общая протяженность БАМа от Тайшета до Советской Гавани - 4,3 тысячи километров.

БАМ связывается с Транссибирской железной дорогой тремя соединительными линиями: Бамовская - Тында, Известковая - Новый Ургал и Волочаевка - Комсомольск-на-Амуре.

В настоящее время двухпутная железная дорога построена от Тайшета до Лены и однопутная - от Лены до Таксимо. На остальном участке БАМа построена однопутная железная дорога с тепловозной тягой.

БАМ проходит по территории с суровыми природно-климатическими условиями - через районы вечной мерзлоты и высокой сейсмичности. Магистраль пересекает 11 полноводных рек и семь горных хребтов. Из-за сложного рельефа местности более 30 километров железной дороги проходит в тоннелях и Северо-Муйский.

При строительстве БАМа были применены новейшие конструкции, разработаны и запатентованы новые способы строительства и эксплуатации объектов в сложных гидрогеологических условиях. Идея строительства дороги впервые была выдвинута в 80-е годы XIX века.


В 1888 году в Русском техническом обществе обсуждался проект постройки тихоокеанской железной дороги через северную оконечность Байкала, однако в дореволюционный период он не получил практического разрешения.

В 1924 году Совет труда и обороны СССР утвердил перспективный план развития железных дорог страны, в котором появились контуры будущей магистрали.

В 1930 году за основу был взят проект, в котором впервые прозвучало современное название магистрали - Байкало-Амурская. В 1932 году вышло постановление СНК СССР "О строительстве Байкало-Амурской железной дороги", в рамках которого Наркомат путей сообщения начал изыскания будущей трассы. В 1933 году было определено общее направление и основные опорные пункты магистрали.

Одной из основных проблем при ее строительстве стала нехватка рабочей силы, что определило использование труда заключенных. В 1932 году вышло постановление СНК СССР, по которому строительство БАМа было передано особому управлению ОГПУ, а затем создано его подразделение БАМлаг. В 1938 году на укладке магистрали работало более 150 тысяч заключенных.

В 1937 году ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли решение о строительстве БАМа от Тайшета до Советской Гавани через Усть-Кут, Нижнеангарск, Тындинский, Ургал, Комсомольск-на-Амуре.

БАМ строился одновременно и с запада, и с востока. В 1938 году началось строительство западного участка от Тайшета до Братска и далее до Усть-Кута длиной 720 километров, прерванное Великой Отечественной войной. Рабочее движение от Тайшета до Братска началось в конце 1947 года, сквозное - в 1951 году, а постоянное в 1958 году.

В 1939 году началось проектирование восточного участка БАМа от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани. Уже в 1945 году по нему прошел первый поезд.

В предвоенный этап на Дальнем Востоке также строились соединительные железные дороги от Транссиба на север к будущей трассе БАМа: это БАМ - Тындинский, разобранная в 1942 году и восстановленная в начале 1970-х годов; Волочаевка - Комсомольск-на-Амуре; Известковая - Ургал, разобранная в 1942 году для Волжской рокады и восстановленная в 1951 году.

В 1958 году был введен в постоянную эксплуатацию участок Тайшет - Лена - Якурим.

С введением в эксплуатацию данных участков БАМа строительство магистрали было приостановлено до 1967 года, когда было принято правительственное постановление "Об усилении изысканий БАМа". Завершающий этап строительства основной трассы БАМа пришелся на вторую половину 1970-х - первую половину 1980-х годов.

15 марта 1974 года генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев назвал БАМ "важнейшей стройкой IX пятилетки". В апреле состоялся 17-й съезд комсомола, на котором БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

Фото: wikipedia.org

27 апреля 1974 года первый Всесоюзный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ отправился на БАМ прямо из Кремлевского дворца. В его составе была молодежь со всего СССР. Следом к стройке стали присоединяться и другие крупные отряды, такие как "Якутский комсомолец" и "Комсомолец Ленинграда". Средний возраст специалистов, отправляющихся на БАМ, составлял 20-30 лет.

8 июля 1974 года вышло постановление Совета министров и ЦК КПСС "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали".

Основной трудовой силой на стройке стала молодежь в составе комсомольских и студенческих отрядов, а также военные строители.

В 1974-1975 годах на строительство магистрали прибыли 20 тысяч юношей и девушек.

В 1978-1982 годах на стройке века работало уже более 32 тысяч комсомольцев. Всего за годы освоения БАМа в студенческих отрядах трудились 36 тысяч бойцов и командиров. Ими был выполнен колоссальный объем работ на сумму более 100 миллионов советских рублей. В общей сложности в строительстве БАМа участвовало около двух миллионов человек.

Фото: wikipedia.org

С 1974 по 1984 годы одновременно с шести направлений строился последний основной широтный участок БАМа протяженностью 3145 километров: от станции Лена на восток; от станции Тында на восток и запад; от станции Новый Ургал на запад и восток; от станции Комсомольск-на-Амуре на запад.

Наряду с прокладкой железнодорожных линий строились жилые поселки, проводились культурные мероприятия, занимались вопросами охраны окружающей среды.

В 1977 году был проложен участок Бамовская-Тында. Он соединил две грандиозные магистрали - БАМ и Транссиб.

Единой магистралью БАМ стал 29 сентября 1984 года, когда на разъезде Балбухта встретились восточное и западное направления строителей БАМа. 1 октября на станции Куанда состоялась официальная укладка "золотого звена" БАМа. Именно эта дата считается днем его рождения.

4 января 1992 года вышло постановление правительства РФ "О мерах по завершению строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и сооружению железной дороги Беркатит - Томмот - Якутск.

Окончательной датой завершения строительства БАМА считается 5 декабря 2003 года, когда открылось движение по Северо-Муйскому тоннелю. По своей протяженности - 15,343 километра - он является самым длинным тоннелем в России и пятым в мире. По условиям строительства он не имеет аналогов: вечная мерзлота, обилие подземных вод, осыпи, обвалы, тектонические разломы.

Фото: wikipedia.org

Строительство БАМа решило задачи общенационального уровня: был открыт доступ к природным ресурсам огромного региона; обеспечены транзитные перевозки; создан кратчайший межконтинентальный железнодорожный маршрут Восток - Запад протяженностью 10 тысяч километров по российским железным дорогам; в военно-стратегическом смысле магистраль парирует возможные сбои и перерывы в движении поездов на Транссибе.

В настоящее время по БАМу перевозят около 12 миллионов тонн грузов в год и порядка 12 миллионов пассажиров в год. Интенсивность движения пассажирских поездов по магистрали незначительна - 1-2 пары поездов в сутки на участке Комсомольск - Северобайкальск и 9-16 пар на западном участке.
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      С марта Казахстан перевели на единый часовой пояс. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года тарифы на электроэнергию в Казахстане выросли примерно на 20%. Стали ли вы платить больше за электричество после перехода единый часовой пояс?