28.08.2024, 18:17 92851
Десять миллионов человек в ЦА не имеют доступа к безопасной питьевой воде
Фото: Depositphotos
Алматы. 28 августа. KAZAKHSTAN TODAY - Вопрос сохранения водных ресурсов в Центральной Азии стоит особенно остро, заявил на форуме по развитию аналитических центров ЦАРЭС по климатическим вызовам руководитель центра отраслевого анализа дирекции по аналитической работе Евразийского банка развития Арман Ахунбаев.
Спикер выступил с докладом "Устранение инвестиционного разрыва в секторе питьевого водоснабжения и водоотведения в Центральной Азии", в котором представил результаты исследований и практические предложения, направленные на обеспечение необходимого финансирования для устойчивого развития региона.
Вода - основа здоровья, безопасности человека, мира, благополучия и процветания", - заявил спикер.
Однако в Центральной Азии, где аналитики ЕАБР прогнозируют серьезную нехватку воды уже к 2028 году, доступа к качественной питьевой воде не имеют около 10 млн человек, а износ водной инфраструктуры достиг критической точки.
13% мирового забора воды приходится на коммунально-бытовые нужды, а в странах ЦА это количество составляет всего 7%, подчеркнул спикер.
Во всем мире от нехватки качественной воды страдают около 2 млрд человек.
Именно поэтому исправные системы водоснабжения и водоотведения имеют приоритетное значение в глобальной повестке, отметил Ахунбаев. Их нынешнее состояние - основная причина ухудшения качества питьевой воды.
В Казахстане, по словам спикера, половина станций очистки воды и насосных станций имеют износ 70%. В Кыргызстане лишь 27,5% поданной в сеть воды прошло через очистные сооружения. В Узбекистане 30% населения потребляют питьевую воду, не соответствующую стандартам. А в Таджикистане износ очистных сооружений составляет 80%.
Несоответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим нормам потенциально несет угрозу национальной безопасности", - подчеркнул спикер.
Главная причина такого состояния инфраструктуры - плохая практика государственного управления и передача жизненно важных объектов местным органам. Из-за этого аварийно-восстановительные работы дорожают в 2-2,5 раза, не ведется качественное планирование и проектирование. Развитие инженерной инфраструктуры также не поспевает за быстрой урбанизацией.
Поэтому, по словам Ахунбаева, перед ЦА стоит вызов - закрыть разрыв в финансировании сектора водоснабжения и водоотведения в ближайшие 6 лет. Ответственность за этот сектор должно взять на себя государство. Cпикер также назвал целесообразным привлечение в этот сектор частного капитала. При этом можно использовать различные формы государственно-частного партнерства, например концессию.
На национальном уровне должны работать такие правовые решения, как межотраслевая координация, восстановление проектной экспертизы, подготовка инженерно-технических кадров и системное внедрение водоохранных принципов.
Он также перечислил технические решения для городов и сел. В их числе:
- реновация и строительство систем водоснабжения и водоотведения;
- применение долговечных труб;
- системы мониторинга учета воды и ее потерь;
- локализация производства промышленного оборудования;
- охрана малых рек;
- перевод водозабора с открытых водоемов на подземные воды;
- внедрение локальных систем;
- групповые системы водоснабжения.
новости по теме
13.06.2025, 13:51 4431
"Казхром" оштрафовали на 854 млн тенге за выброс почти 700 тонн загрязняющих веществ
Фото: Комитет экологического регулирования и контроля МЭ РК
Павлодар. 13 июня. KAZAKHSTAN TODAY - В отношении АО "ТНК "Казхром" возбуждено административное производство за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ, сообщает Комитет экологического регулирования и контроля Министерства экологии и природных ресурсов РК.
По данным природоохранной прокуратуры Павлодарской области, в I квартале 2025 года на котельной РОК-2 Аксуского завода ферросплавов, филиала АО "ТНК "Казхром", были зафиксированы превышения допустимых норм выбросов в атмосферу в объеме 663,67 тонны, что является нарушением экологического законодательства.
По итогам рассмотрения дела департаментом экологии Павлодарской области наложено административное взыскание в виде штрафа в размере более 854 млн тенге. Штраф взыскан в доход государства в полном объеме", - сообщили в ведомстве.
Ранее в ЗКО компанию "Карачаганак Петролеум" оштрафовали на 740 млн тенге за выброс 264 тонн загрязняющих веществ в окружающую среду.
11.06.2025, 12:35 23276
Алматинцы смогут сдать просроченные лекарства на утилизацию
Фото: акимат Алматы
Алматы. 11 июня. KAZAKHSTAN TODAY - Алматинцы смогут сдать просроченные, неиспользованные или частично использованные лекарства в пункты приема на утилизацию, сообщает пресс-служба акима мегаполиса.
В Казахстане впервые создается система безопасной утилизации медикаментов. Предлагая населению в Алматы сдать лекарства, которые будут надлежащим образом утилизированы, мы хотим дать каждому жителю возможность внести вклад в защиту окружающей среды. Сегодня лекарства по-прежнему выбрасываются в мусор или сливаются в канализацию - и это угрожает как экосистемам, так и здоровью людей. Информация по данному проекту и этапам его реализации будет освещена в официальных аккаунтах в социальных сетях и веб-сайтах EcoNetwork и STADA", - отметил основатель EcoNetwork Евгений Мухамеджанов.
Организаторы проекта подчеркивают, что лекарственные препараты относятся к опасным отходам. При неправильной утилизации активные вещества проникают в почву и воду, где могут сохраняться годами, нарушая природные экосистемы и представляя потенциальную угрозу для здоровья человека.
Неправильное обращение с лекарствами несет риски как для людей, так и для окружающей среды. Мы рады поддержать инициативу по утилизации медикаментов в Казахстане и сделать первый шаг к формированию культуры ответственного обращения с фармацевтическими отходами. Мы также призываем алматинцев поддержать нашу инициативу и внести свой вклад в сохранение окружающей среды", - подчеркнула генеральный директор STADA Kazakhstan Наталья Гарипова.
По данным акимата, на утилизацию принимаются таблетки и капсулы, мази, кремы, гели, ампулы, флаконы, сиропы и жидкие лекарственные растворы. Перед сдачей препараты рекомендуется упаковать в плотный пакет и завязать его. При этом не допускается сдача шприцев, игл, инфузионных систем, а также любых медицинских отходов, контактировавших с кровью, - они требуют специализированной утилизации в медицинских организациях.
Ранее сообщалось, что завод по переработке ТБО начали строить в Алматинской области.
09.06.2025, 15:45 34756
Выброс газоводяной смеси на месторождении в Мангистау: на месте аварии зафиксировано превышение метана
В настоящее время на объекте прекращены выбросы газа и воды
Актау. 9 июня. KAZAKHSTAN TODAY - Экологи зафиксировали превышение метана на месторождении "Толкын" в Мангистауской области, где ранее произошел аварийный выброс газоводяной смеси.
По информации InAktau, на месте ЧП в Бейнеуском районе побывали специалисты отдела лабораторно-аналитического контроля департамента экологии по Мангистауской области.
В настоящее время на данном объекте прекращены выбросы газа и воды. Однако при проведении инструментальных измерений атмосферного воздуха на данной территории в целях мониторинга было зафиксировано превышение предельно допустимой концентрации метана", - информирует издание.
Напомним, 6 июня произошел аварийный выброс газоводяной смеси на месторождении "Толкын" в Мангистауской области. Скважина № 57, на которой произошел выброс, принадлежит ТОО "Varro Operating Group". Смесь вышла через обсадную трубу скважины, возгорания зафиксировано не было.
04.06.2025, 09:41 64446
В Казахстан из Чехии и Венгрии прибыли лошади Пржевальского
Фото: gov.kz
Костанай. 4 июня. KAZAKHSTAN TODAY - 3 июня 2025 года в Казахстан прибыла новая группа лошадей Пржевальского. Это вторая международная транспортировка в рамках проекта "Возвращение диких лошадей", сообщили в Комитете лесного хозяйства и животного мира Минэкологии РК.
Новая группа лошадей прибыла из Пражского зоопарка и венгерского национального парка "Хортобадь". Два военных самолета из Чехии и Венгрии с четырьмя лошадьми на каждом борту вылетели 2 июня.
Животные преодолели долгий путь, занявший почти сутки. Самолеты приземлились в аэропорту города Аркалыка рано утром 3 июня, и еще 5 часов лошади пробыли в пути до центра реинтродукции копытных в государственном природном резервате "Алтын Дала". Здесь они проведут год в просторных загонах, прежде чем будут выпущены в дикую природу. В центре имеется вся необходимая инфраструктура и персонал, чтобы обеспечить их благополучное пребывание", - отметили в комитете.
Вторая группа лошадей успешно перевезена, а первая благополучно прошла период адаптации и готова к жизни в дикой природе под охраной государственных инспекторов резервата "Алтын Дала", - заявил председатель Комитета лесного хозяйства и животного мира Данияр Тургамбаев.
В сотрудничестве с чешской армией Пражский зоопарк уже во второй раз организовал транспортировку лошадей Пржевальского из Центральной Европы в Казахстан. Животные из европейских зоопарков станут основой для формирования местной популяции в дикой природе. Мы постараемся продолжать этот сложный проект до тех пор, пока на месте не сформируется жизнеспособная и генетически разнообразная популяция", - говорит директор Пражского зоопарка Мирослав Бобек.
Лошадь Пржевальского (керкулан/кертагы) - последний в мире вид дикой лошади. К середине XX века он исчез в дикой природе. С тех пор все сохранившиеся в зоопарках особи были задействованы в программах по восстановлению вида. Проект по восстановлению диких лошадей в Казахстане начался в 2024 году в партнерстве между Комитетом лесного хозяйства и животного мира, Пражским зоопарком, АСБК, Франкфуртским зоологическим обществом, Нюрнбергским зоопарком, Берлинским зоопарком и Парком животных Берлина (совместно именуемые "Тиерпарк Берлин"), национальным парком "Хортобадь".
Дикие лошади будут реинтродуцированы в Казахстан с использованием успешного опыта предыдущих реинтродукций Пражского зоопарка в Монголию.
Первые 7 лошадей прибыли в июне 2024 года. На протяжении года за лошадьми наблюдали специалисты центра и ветеринары. Животные благополучно пережили свою первую зиму в Тургайской степи с морозами до -30 °C, адаптировались и прошли необходимые ветеринарные процедуры. Двум кобылам - Умбре и Веспе - были установлены GPS-ошейники для отслеживания перемещений группы после выпуска.
Охрана и мониторинг выпущенных животных будут осуществляться государственными инспекторами и специалистами АСБК.
Выпуск первых лошадей Пржевальского в дикую природу Центрального Казахстана - значимый шаг в реализации проекта по восстановлению вида в его исторических местах обитания. Успешный год их пребывания в центре реинтродукции подтверждает эффективность работы команды специалистов и ветеринаров", - сказала исполнительный директор АСБК Вера Воронова.
До 2029 года планируется привоз 40-45 лошадей - этого достаточно для их последующего размножения и формирования устойчивой популяции. Государственный природный резерват "Алтын Дала" на юге Костанайской области выбран для реинтродукции благодаря подходящим природным условиям: хорошие пастбища и наличие воды. Государственные инспекторы будут обеспечивать охрану лошадей после выпуска.
Крупные копытные, такие как лошади и куланы, играют ключевую роль в функционировании степных экосистем. Регулируя растительный покров, они способствуют круговороту веществ на больших расстояниях и формированию плодородных почв. Снижая биомассу растительности, они способствуют уменьшению риска степных пожаров, их навоз и останки служат ресурсом для множества видов беспозвоночных. Сезонные миграции этих животных связывают между собой удаленные участки экосистем. Зимой они прокладывают тропы и расчищают снег, облегчая доступ к корму и воде для других видов. Будучи звеном трофических цепей, копытные обеспечивают питание хищникам и падальщикам.
Лошадь Пржевальского (Equus przewalskii Poljakov) была включена в перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных Казахстана в 2021 году, она также входит в Приложение II Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС).
03.06.2025, 17:33 75636
Рак и врожденные аномалии: как загрязнение воздуха приводит к росту заболеваемости населения в Казахстане
Астана. 3 июня. KAZAKHSTAN TODAY - Советник председателя ТОО "Рейтинговое агентство ESGQ" Гульмира Исмагулова в ходе правительственного часа в сенате рассказала, как загрязнение воздуха приводит к росту заболеваемости населения в Казахстане, передает корреспондент агентства.
Гульмира Исмагулова представила таблицу с индексами загрязнения воздуха за 2005-2023 годы по 20 промышленным центрам страны.
Самым худшим годом здесь является 2018 (...) После 2018 года ситуация продолжила ухудшаться в Караганде, Темиртау, Астане, Алматы, Жезказгане и Актау (...) Такие болезни, как рак, врожденные аномалии, неспособность зачатия и вынашивания здоровых детей, проявляются не сразу, а "выстреливают" как результат накопительного эффекта. Все заболевания имеют много причин, но здесь отслеживается закономерность", - заявила она.
Советник председателя ТОО "Рейтинговое агентство ESGQ" подчеркнула, что если посмотреть на 2021 год, то после отмены карантина заболеваемость раком снова резко пошла вверх.
Постоянное превышение предельно допустимых норм загрязнения воздуха - это бомба замедленного действия. Она уничтожает генофонд нации. Поэтому в вопросе перехода на наилучшие доступные технологии я призываю проявлять бескомпромиссность. Если воду, например, перед употреблением можно профильтровать, то с воздухом не так. Мы дышим им постоянно, и вместе с воздухом в легкие и кровь проникают токсины и канцерогены", - добавила Гульмира Исмагулова.
Напомним, в 2025 году Казахстан занял 30-е место среди 113 стран по индексу загрязненности в городах. Показатель РК составил 73,2 балла из 100 максимально возможных. Кроме того, недавно Алматы в очередной раз попал в список городов с самым грязным воздухом.
Во второй половине мая текущего года южная столица Казахстана заняла 42-е место в этом рейтинге. Уровень загрязненности в Алматы - средний, индекс качества воздуха - 61. При анализе данных за прошлый год можно отметить, что май еще не худший по этим показателям месяц. Критичнее всего ситуация в городе обстоит с декабря по март, в самое холодное время. В середине января прошлого года в рамках рейтинга в режиме реального времени Алматы даже возглавил список самых грязных городов мира, тогда индекс превышал 250. И даже после окончания холодов результаты южной столицы далеки хотя бы от неплохих, а ведь зимнее ухудшение этих и без того пессимистичных показателей - ежегодная проблема, отмечает energyprom.kz.
По данным аналитиков, основной причиной загрязнения атмосферы в южной столице является автотранспорт. Это не гипотеза, а выводы экспертов, составивших сводный том предельно допустимых выбросов для города. Эти данные были опубликованы правительством РК. В документе говорится, что из общего годового объема выбросов в 189 тысяч тонн на автотранспорт приходится 112,7 тысячи тонн, или 59,6%. Еще четверть объема, или 52,1 тысячи тонн, составляют загрязняющие вещества, которые выбрасывают стационарные источники.
Президент РК Касым-Жомарт Токаев назвал транспорт и уплотняющую застройку основными причинами загрязненного воздуха в Алматы. Он заявил, что проблема загрязненного воздуха в Алматы перешла в разряд одной из самых главных для горожан и требует незамедлительного решения.
30.05.2025, 21:20 103856
Варварская обрезка и незаконная вырубка: что происходит с "зелеными легкими" Алматы
Фото: depositphotos.com
Алматы. 30 мая. KAZAKHSTAN TODAY - Информационное агентство Kazakhstan Today подготовило материал о том, что происходит с зелеными насаждениями города Алматы, передает корреспондент агентства.
Алматы на протяжении многих десятилетий считается жемчужиной Казахстана. Уникальным городом с богатой историей, архитектурой и активной культурной жизнью. Но больше всего южная столица известна своими садами и аллеями. На зеленый город ежегодно приезжают посмотреть сотни туристов.
Однако экологическая ситуация в мегаполисе остается одной из самых главных проблем. Недавно Алматы в очередной раз попал в список городов с самым грязным воздухом.
Во второй половине мая текущего года южная столица Казахстана заняла 42-е место в этом рейтинге. Уровень загрязненности в Алматы - средний, индекс качества воздуха - 61. При анализе данных за прошлый год можно отметить, что май еще не худший по этим показателям месяц. Критичнее всего ситуация в городе обстоит с декабря по март, в самое холодное время. В середине января прошлого года в рамках рейтинга в режиме реального времени Алматы даже возглавил список самых грязных городов мира, тогда индекс превышал 250. И даже после окончания холодов результаты южной столицы далеки хотя бы от неплохих, а ведь зимнее ухудшение этих и без того пессимистичных показателей - ежегодная проблема, отмечает energyprom.kz.
Президент РК Касым-Жомарт Токаев назвал транспорт и уплотняющую застройку основными причинами загрязненного воздуха в Алматы. Он заявил, что проблема загрязненного воздуха в Алматы перешла в разряд одной из самых главных для горожан и требует незамедлительного решения.
На фоне этого сохранение и увеличение зеленых насаждений в мегаполисе становится особенно важным. По данным городского акимата, в Алматы за три года высажено более миллиона деревьев. Также в пресс-службе уверяют, что в городе были значительно ужесточены требования к посадке и уходу за зелеными насаждениями. В частности, в правила содержания и защиты зеленых насаждений внесены существенные изменения.
Между тем в СМИ периодически появляются сообщения о незаконной вырубке или варварской обрезке деревьев.
В частности, в январе стало известно, что в Алматы незаконно вырубили полувековые дубы. Тогда было возбуждено уголовное дело. Также прошлым летом в городе неизвестные срубили и повредили деревья вдоль Малой Алматинки.
Весной 2024 года алматинцы заявили о варварской обрезке деревьев в Центральном парке отдыха. Экологическое общество Алматы и горожане потребовали от акимата остановить обрезку, уродующую деревья. По словам неравнодушных горожан, проводимые работы в парке превращают здоровые деревья "в высокие уродливые больные столбы-обрубки".
Этой весной обрезка зеленый веток деревьев вновь вызвала возмущение общественности. Как сообщили в Экологическом обществе, обрезка идет по всему городу, но в лидерах, как всегда, Ауэзовский и Алмалинский районы. Общественники заявили, что обрезка здоровых ветвей и крон приводит к гибели насаждений.
По мнению специалистов, безграмотное озеленение и массовая обрезка деревьев усугубляют экологию Алматы. Об этом еще в 2013 году в интервью газете "Мегаполис" заявила заведующая лабораторией экологической морфологии растений Института ботаники и фитоинтродукции МОН РК доктор биологических наук Ирина Кокорева.
Но вы посмотрите, что с ними вытворяют. Что ни дерево, то пальма. Отпиливают ветви снизу - и остается изуродованная крона, от которой мало толку. Особенно нельзя так вольно обращаться с дубом. Ведь мало веток - мало листьев. А именно в них происходит фотосинтез и образуются органические вещества для питания растения. Срезая ветви, мы обрекаем его на голодную смерть. А себя лишаем хорошей порции кислорода, которого и так в загазованном воздухе меньше нормы", - подчеркнула специалист.
Стоит отметить, что экологическая обстановка и сохранение "зеленых легких" города являются одними из самых обсуждаемых тем среди алматинцев. Недавно в городе сменился аким. Новым главой стал Дархан Сатыбалды. В числе основных приоритетов работы на своем посту он обозначил ряд проблемных вопросов Алматы, а именно износ инженерных сетей, точечную застройку и экологию.
Также решить проблемы экологии поручил новому акиму города глава государства. Он поставил ряд ключевых задач по развитию мегаполиса, включая обеспечение устойчивого экономического роста, диверсификацию структуры экономики, комплексную модернизацию городской инфраструктуры, а также улучшение состояния дорожно-транспортной сети.
29.05.2025, 14:12 114671
Общественность возмущена обрезкой здоровых зеленых веток деревьев в Алматы
Фото: Экологическое сообщество
Алматы. 29 мая. KAZAKHSTAN TODAY - В Алматы общественность возмущена обрезкой здоровых зеленых веток деревьев, сообщили в Экологическом обществе Алматы.
Жители фиксируют очередные антиэкологические и антисанитарные действия по обрезке (спилу) здоровых зеленых веток (крон) деревьев происходящее в эти дни на проспекте Алтынсарина. Как заметили горожане, в 99% выпиливают (обрезают) абсолютно живые здоровые, не сухие ветви. Доказательство - полный грузовик здоровых напиленных зеленых ветвей (веток). Вредительская обрезка сейчас происходит по всему городу, но в лидерах как всегда Ауэзовский и Алмалинский районы", - рассказали в Экологическом обществе Алматы.
Общественники отметили, что обрезка здоровых ветвей и крон приводит к гибели насаждений.
Подобная варварская вредительская практика по уничтожению "зеленых легких" города Алматы внедрена в 2008 году, которую на протяжении многих лет никак не могут искоренить и остановить жители и общественность. Известно, что обрезка здоровых ветвей и крон приводит к многочисленной гибели насаждений. Лишает жителей тени, прохлады и защиты от пыли, смога, солнца. Жители, общественность и Экологическое общество неоднократно требовали и требуют от акимата спиливать (обрезать) исключительно только сухие ветви и только в июне месяце, когда они отчетливо видны. В грузовиках должны быть сухие ветви, но никак не зеленые", - подчеркнули в Экологическом обществе.
Кроме того, по мнению экологов, необходимо ввести обязательную разрешительную процедуру на обрезку деревьев, с обязательным предоставлением фото доказательств наличия сухих ветвей, подлежащих обрезке.
К сожалению, с 2008 года по настоящее время существует количественный план по обрезке, тендерный план освоения бюджетных средств, который прописывают не по факту наличия сухих ветвей, а просто берут любые цифры "с потолка" чтобы обрезать без разбору. Осложняет проблему отсутствие законодательного требования получения разрешения на обрезку, отмененное в 2018 году", - отмечают в обществе.
Напомним, в 2011 году председатель экосоюза "Табигат" Мэлс Елеусизов обвинил на пресс-конференции руководство управления природных ресурсов и регулирования природопользования Алматы в создании бизнеса на вырубке деревьев.
По его мнению, вырубка деревьев в Алматы стала бизнесом для чиновников.
Был строительный бум, на месте домов рубили все. А сейчас просто так рубят. Все улицы уже опустели. И рубят самые хорошие, ценные деревья... Самое страшное в этой ситуации, что управление экологии городского акимата в этом активно участвует", - сказал эколог.
28.05.2025, 15:33 122676
Алматы вновь оказался в числе самых грязных городов в мире
Алматы. 28 мая. KAZAKHSTAN TODAY - Алматы в очередной раз попал в список городов с самым грязным воздухом. Всего в рейтинг, который составляет международная компания IQAir, вошли 125 крупных городов мира, сообщает energyprom.kz.
Во второй половине мая текущего года южная столица Казахстана заняла 42-е место в этом рейтинге. Уровень загрязненности в Алматы - средний, индекс качества воздуха - 61. При анализе данных за прошлый год можно отметить, что май - еще не худший по этим показателям месяц. Критичнее всего ситуация в городе обстоит с декабря по март, в самое холодное время. В середине января прошлого года в рамках рейтинга в режиме реального времени Алматы даже возглавил список самых грязных городов мира, тогда индекс превышал 250. И даже после окончания холодов результаты южной столицы далеки хотя бы от неплохих, а ведь зимнее ухудшение этих и без того пессимистичных показателей - ежегодная проблема.
Специалисты РГП "Казгидромет" относят Алматы к числу казахстанских городов с высоким и очень высоким уровнем загрязненности атмосферы. Такие выводы были сделаны по двум экологическим индикаторам - стандартному индексу (СИ) загрязнения и наибольшей повторяемости (НП). В последние несколько лет СИ в южной столице регулярно попадал в категорию высокого загрязнения (от 5 до 10), а в 2023-м был очень высоким (до 15,6). По индикатору НП ситуация аналогичная: в Алматы демонстрирует показатели высокого (от 20%) и очень высокого (более 50%) уровня наибольшей повторяемости загрязнения. То есть воздух в городе очень грязный, и такая ситуация регулярно повторяется.
По данным energyprom.kz, основной причиной загрязнения атмосферы в южной столице является автотранспорт. Это не гипотеза, а выводы экспертов, составивших сводный том предельно допустимых выбросов для города. Эти данные были опубликованы правительством РК. В документе говорится, что из общего годового объема выбросов в 189 тыс. тонн на автотранспорт приходится 112,7 тыс. тонн, или 59,6%. Еще четверть объема, или 52,1 тыс. тонн, составляют загрязняющие вещества, которые выбрасывают стационарные источники.
Согласно данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, за последние несколько лет автопарк Алматы и Алматинской области вырос на 28,8%. В начале мая текущего года количество автомобилей в агломерации приблизилось к 1,4 млн. Эксперты учитывали общее число авто не только в южной столице, но и в ближайшей области, так как из-за маятниковой миграции в город ежедневно въезжают десятки тысяч автомобилей. Почти половину из них можно отнести к автохламу: 609,7 тыс. машин эксплуатируются уже более 20 лет, еще 313,9 тыс. машин - от 10 до 20 лет.
В городе функционируют 19 экопостов, на которых проводится проверка автомобилей на соответствие нормативам выбросов. Согласно данным правительства РК, у 17% проверенных автотранспортных средств в прошлом году были обнаружены нарушения. К слову, в 2020 году доля таких машин составляла 20%. За прошлый год на экопостах было выявлено 31,7 тыс. нарушений, за которые наложены административные взыскания. Общая сумма штрафов составила 581,8 млн тенге.
Депутаты мажилиса парламента РК, побывавшие на этих постах, считают их работу неэффективной.
Экопосты, казалось бы, перекрывают все въезды в город, а эффективность почти нулевая: каждый пост оформляет ежедневно меньше четырёх водителей, притом, что в город въезжает до 700 тысяч машин. Вывод: либо не работают вообще, либо работают на свой карман. И речь совсем не в пополняемости бюджета штрафами, а в мотивации водителя поставить катализатор, отремонтировать двигатель внутреннего сгорания, карбюратор и снизить выброс загрязняющих веществ до нормы. Явно видно: экопосты не решают поставленных задач, эта профанация вызывает лишь раздражение у водителей", - говорится в депутатском запросе на эту тему.
В своем письме премьер-министру страны депутаты предложили несколько путей выхода из ситуации. Было озвучено предложение заменить экопосты на модифицированные камеры видеонаблюдения с фиксацией превышения выбросов в атмосферу и автоматическим наложением административного штрафа, а также увеличить долю общественного электротранспорта, начать поэтапный перевод всех таксопарков города на электромобили.
В ответ глава кабмина сообщил, что прекращение работы экопостов преждевременно, как и разработка трехлетней программы поэтапного перевода всех такси на электромобили. Появление в южной столице тысяч электрокаров повлечет за собой необходимость строительства соответствующей инфраструктуры для подзарядки и, главное, поиска новых источников электроэнергии. А в городе и без того существуют дефицит энергии и большая нагрузка на электросеть.
Эксперты отмечают, что барьеров в решении экологических проблем Алматы, связанных с транспортом, много. Все они требуют долгосрочных стратегий и серьезных инвестиций. Одним из вариантов разгрузки южной столицы от такого огромного потока автотранспорта должно, в первую очередь, стать решение проблем маятниковой миграции. Ведь именно въезд огромного количества автомобилей из области, на которые не рассчитана дорожная инфраструктура Алматы, является одной из причин экологической перегрузки.
Когда близ Алматы появится еще один мегаполис, Алатау, он сможет взять на себя часть демографической нагрузки. Тем более, что город будет строиться по принципам Smart City, при его проектировании будут изначально заложены средства на строительство широких проспектов и магистралей, системы "умного" контроля (в том числе экологического).
Аналитики считают, что став экологическим буфером для Алматы, Алатау может взять на себя перераспределение транспортных потоков. У людей, купивших комфортное жилье и получивших новую работу в мегаполисе, не будет необходимости каждый день ездить в южную столицу. Поэтому создание альтернативного городского центра с высоким качеством жизни поможет решить сразу несколько ключевых проблем перегруженности Алматы.
Ранее президент РК Касым-Жомарт Токаев назвалтранспорт и уплотняющую застройку основными причинами загрязненного воздуха в Алматы. Он заявил, что проблема загрязненного воздуха в Алматы перешла в разряд одной из самых главных для горожан и требует незамедлительного решения.
26 мая глава государства поручил новому акиму города Дархану Сатыбалды решить проблемы экологии и дорожно-транспортной сети.
Как сообщалосьранее, количество личного транспорта, въезжающего в Алматы в будни, сопоставимо с автопарком целой страны. Население Латвии составляет 1,891 млн человек. При этом в стране зарегистрировано около 730 тысяч автомобилей. Иными словами, из области в Алматы регулярно въезжает "целая Латвия". На местном уровне - это пять Западно-Казахстанских областей, где числится 134 172 автомобиля, или два автопарка Астаны - в столице зарегистрировано свыше 326 тысяч машин.
ИНТЕРНЕТ ТЕЛЕВИДЕНИЕ
KAZAKHSTAN TODAY LIVE
Читаемое
13.06.2025, 08:51Сильная жара и дожди ожидаются в Казахстане в пятницу 13.06.2025, 09:32 68516Посольство Казахстана в Израиле обратилось к казахстанцам13.06.2025, 10:29 68231Сколько дней отдыха ждет казахстанцев на День столицы13.06.2025, 11:01 59826Финансирование профессионального спорта в Казахстане сократили на 6,7 млрд тенге - Антикор13.06.2025, 12:10 55046Казахстанские авиакомпании меняют маршруты в связи с конфликтом Ирана и Израиля
11.06.2025, 17:29 322456Возведенную на террасе ЖК пристройку сносят по решению суда в Алматы10.06.2025, 18:03 289261Высокотехнологичный завод по производству медизделий открылся в Алматы10.06.2025, 17:10 287546В Алматы открыт крупнейший импортный хаб Казахстана - контейнерный терминал ZHETYSU11.06.2025, 17:11 285826Прекратить верификацию по IMEI-кодам со сбором персональных данных частной компанией потребовал мажилисмен11.06.2025, 11:32 276386В СКО запустят производство лапши на экспорт в Китай
30.05.2025, 08:29 447131Погода без осадков ожидается в большинстве регионов Казахстана в пятницу30.05.2025, 14:52 436631Столичные школы закрепляли за клиниками без лицензий31.05.2025, 09:11 391326Дожди с грозами ожидаются в Казахстане 31 мая31.05.2025, 19:59 381391В Минсельхозе назвали регионы с наибольшей угрозой нашествия саранчи01.06.2025, 09:11 374226В Казахстане ожидаются дожди с грозами
Новости RT
13.06.2025, 18:35Эпидемиолог Дедков: в России клещи переносят более 50 вирусов 13.06.2025, 18:32IRNA: Иран выпустил в сторону Израиля сотни иранских баллистических ракет 13.06.2025, 18:26Взрывы слышны в Тель-Авиве 13.06.2025, 18:23В РПЛ намекнули, что новым главным тренером «Динамо» станет Карпин 13.06.2025, 18:22Бондарчук в Иране сообщил, что с ним всё в порядке
Новости Китая
05.06.2025, 08:53 В Шанхае прошел международный чемпионат человекоподобных роботов 05.06.2025, 08:36 В Шэньчжэне появились тумбы с беспроводной зарядкой для смартфонов 05.06.2025, 03:19 Наблюдение за птицами стало новым драйвером развития китайского культурного туризма
Ваше мнение
В законодательстве Казахстана отсутствуют нормы, согласно которым артисты цирка, исполняющие трюки на высоте, "подлежат обязательной страховке". При этом во время представлений они нередко получают серьезные травмы. Считаете ли вы необходимым внести в законодательство изменения, предусматривающие обязательное наличие страховки при выполнении опасных элементов?