Минэнерго: в Казахстане сформированы необходимые запасы ГСМ
По состоянию на 5 марта текущего года, совокупный запас нефтепродуктов находится на комфортном уровне. В частности, по бензину 218,7 тыс. тонн, что достаточно для покрытия 20-ти суточной потребности страны, а по дизельному топливу 306,2 тыс. тонн, что обеспечит потребность внутреннего рынка на 28 суток", - сказал Магауов.
Вице-министр также напомнил о механизме ценообразования на ГСМ на внутреннем рынке. Цены формируются на основе спроса и предложений, то есть регулируются рынком и не привязаны к мировым ценам на нефть.
Основными факторами при ценообразовании являются - стоимость нефти в Республике Казахстан (внутренние цены), процессинг (услуга по переработке нефти), налоги и акцизы, расходы по лабораторным испытаниям и присадкам, обслуживание банковских займов, подача-уборка цистерн, транспортировка товара и другие сопутствующие расходы", - пояснил Магауов.
Цены на внутреннем рынке нефтепродуктов не регулируются и определяются рынком на основе спроса и предложений. Государственное регулирование цен отменено: с 2015 года на бензин; с 2016 года на дизельное топливо)
Спикер отметил, что в Казахстане существует несколько факторов, которые влияют на колебания цен на ГСМ: ценообразование на рынках сопредельных государств и Казахстана, а также неконтролируемый переток в областях, граничащих с соседними странами.
Вышеуказанные обстоятельства требуют постоянного поиска ценового "равновесия" на нефтепродукты. Другими словами, цена на бензин в Республике Казахстан не должна быть значительно ниже или значительно выше цен в сопредельных государствах. В случае низких цен на внутреннем рынке возникает угроза дефицита в связи с перетоками отечественного продукта на рынки сопредельных государств, а в случае высоких цен возможен профицит импортного бензина и, как следствие, затоваривание казахстанских складов отечественным топливом и последующее снижение объемов переработки на НПЗ РК", - пояснил вице-министр.
Асет Магауов также сообщил, что министерства энергетики и сельского хозяйства утвердили график поставок дизельного топлива для проведения весенних полевых работ. В рамках графика в адрес сельхозтоваропроизводителей (СХТП) выделено 380 тыс. тонн дизельного топлива.
По информации Минэнерго, Павлодарский и Шымкентский НПЗ будут отпускать дизельное топливо в адрес СХТП по цене 174 000 тенге за тонну, Атырауский НПЗ - 172 000 тенге за тонну. При этом, уже с учетом доставки и других затрат, цена на дизтопливо для СХТП будет ниже розничных цен на АЗС на 13-14% (на 21-22 тенге за литр).
По словам вице-министра, стоимость дизельного топлива для нужд сельского хозяйства определяется путем соглашения с участниками рынка ГСМ и устанавливается добровольно самими ресурсодержателями нефтепродуктов.