В Казахстане упростят процедуры реабилитации и банкротства
Сегодня процедуру банкротства проходят порядка 4 тыс. субъектов бизнеса, 400 предприятий состоят на стадии реабилитации. Однако фактически субъектов бизнеса, находящихся в сложном финансовом положении, значительно больше. При этом действующий закон не позволяет предпринимателю быстро закрыть неудачный бизнес, сообщили в пресс-службе мажилиса.
Также предприниматели испытывают сложности при попытке удержаться "на плаву". В каждом четвертом случае суд выносит отказ в признании субъекта банкротом, так как суду сложно дать объективную оценку его финансового состояния.
"Наличие незначительного актива расценивается судом как возможность рассчитаться по долгам", - отметил в ходе презентации законопроекта вице-министр финансов Канат Баедилов.
По его словам, аналогичная ситуация возникает при применении реабилитации. В каждом третьем случае суд отказывает в ее применении, мотивируя тем, что должник является платежеспособным или не доказал наличие ресурсов для восстановления платежеспособности.
Как пояснили в пресс-службе, в предложенном проекта закона предлагается упрощение условий для применения процедур реабилитации и банкротства, сокращение сроков проведения процедур и упрощенная ликвидация бездействующих должников. В частности, при применении процедуры реабилитации суду следует установить не только факт прекращения платежей, но и наличие у должника возможности восстановить платежеспособность. Предлагается, чтобы суд фиксировал наличие неисполненных обязательств свыше трех месяцев и факт "положительного" баланса. Это подтверждает способность компании восстановить свое финансовое положение.
Кроме того, применение процедуры банкротства связано с определением судом факта финансового краха субъекта. По словам вице-министра, сейчас порядок открытия банкротства таков: компания должна находиться в состоянии устойчивых неплатежей на протяжении 3-4 месяцев, после чего возникает право инициировать в судебном порядке банкротство. А суд обязан установить несостоятельность компании, что на практике вызывает различное толкование данного понятия.
В целях совершенствования процедуры банкротства законопроектом предусматривается конкретизация входных критериев, позволяющих открыть процесс банкротства. Суду необходимо будет установить факт отрицательного баланса на дату подачи заявления о признании должника банкротом как свидетельства несостоятельности субъекта. Кроме того, процедуру реабилитации предлагается сделать доступной и для индивидуальных предпринимателей.
Как было отмечено, действующий закон не содержит прямой нормы о снятии арестов со счетов и имущества. Вопрос решается зачастую через суд. При этом компания не может рассчитываться с работниками и поставщиками, а реализация плана находится под угрозой.
В пресс-службе пояснили, что законопроектом предлагается отменить все аресты по счетам и имуществу должника с момента утверждения судом плана реабилитации. Это даст возможность компании приступить к исполнению плановых мероприятий, не отвлекаясь на судебные тяжбы.
Вместе с тем в целях недопущения применения реабилитации недобросовестными субъектами законопроектом предусмотрены ограничительные меры. В частности, установлен запрет для применения реабилитации, если со дня вынесения судом решения об отказе в применении такой процедуры не истекло шесть месяцев. Относительно же сокращения сроков проведения процедуры банкротства ведущая роль в процедурах отводится кредиторам, так как это лица, прямо заинтересованные в исходе процесса.
"Кредиторы реализуют свои полномочия через собрание кредиторов и комитет кредиторов. Собрание кредиторов затратно по времени и финансам и предполагает участие всех кредиторов, которых могут быть десятки, а иногда и сотни. В среднем на одного банкрота затрачивается до 7,5 месяца на созыв всех заседаний собраний кредиторов. А комитет же избирается собранием, является его представительным органом, однако малочислен, а процедура его созыва проще. Поэтому предлагается передать ряд полномочий собрания кредиторов более мобильному Комитету кредиторов. За счет чего ожидается значительная оптимизация сроков проведения процедуры банкротства", - пояснил Баедилов.
Помимо этого, действующим законодательством предусматривается ответственность за преднамеренное и ложное банкротство. Однако для привлечения должностного лица к ответственности требуется установить связь между его действиями по выводу активов и неисполнением обязательств перед кредиторами. Кроме того, необходимо доказать наличие прямого умысла лица, совершившего вывод имущества, на причинение ущерба кредиторам.
Действующая формулировка составов преднамеренного и ложного банкротства делает сложным процесс привлечения виновных лиц к ответственности. Законопроектом предлагается конкретизировать состав преступления должностных лиц банкрота как причинение имущественного ущерба законным правам и интересам кредиторов", - сообщил вице-министр.
По информации пресс-службы, законопроектом предлагается также упрощение процедуры банкротства длительно бездействующих должников без возбуждения процедуры банкротства. Для их ликвидации предусматривается упрощенная процедура банкротства должников без привлечения администратора.