Депутат предлагает усовершенствовать механизм ЕНТ в соответствии с мировыми стандартами
Астана. 12 июня. Kazakhstan Today - Депутат предлагает усовершенствовать механизм ЕНТ в соответствии с мировыми стандартами.
Вчера в ходе пленарного заседания в мажилисе депутат Жуматай Алиев обратился к главе правительства Кариму Масимову с запросом по поводу Единого национального тестирования, передает Kazakhstan Today.
"Решение Министерства образования России о проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) с правом пересдачи до получения порогового бала требует соответствующей синхронизации ЕНТ и в Казахстане в связи со связанностью стран экономическими пространствами в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического союза", - сказал депутат.
По его мнению, более лояльная форма проведения ЕГЭ и доступность высшего образования в Российской Федерации может показаться привлекательной для многих граждан Казахстана и вызвать отток сотен тысяч выпускников.
"База для подобного оттока включает в себя более 30% ежегодно не допущенных к сдаче ЕНТ, 30% не набравших порогового бала, 5% не получивших аттестат о среднем образовании, а также несостоявшиеся грантники и малообеспеченные граждане, которым по возможностям лишь ценовая политика доступных вузов соседних государств. В этой связи требуется принятие срочных мер. Нельзя допустить, чтобы ЕНТ, как и КТ, стали следствием масштабной национальной проблемы оттока молодежи из страны", - сказано в запросе.
Отмечается, что статья 30 Конституции Республики Казахстан гарантирует получение бесплатного среднего образования.
"Механизм ЕНТ не должен функционировать в ограничение права граждан на получение среднего образования и должен быть усовершенствован в соответствии с мировыми стандартами. Однако ежегодно мы видим массовое недовольство выпускников и родителей по поводу порядка организации ЕНТ и КТ, некорректности тестовых вопросов, стрессовой нагрузки выпускников из-за мер жесткого администрирования, возмущение родителей о негативном влиянии применяемых электромагнитных устройств на самочувствие и состояние здоровья выпускников. Это принципиальные вопросы демографии, здоровья нации, стабильности, согласия и национальной безопасности", - отмечается в запросе.
Статистические данные показывают, что в колледжах Казахстана обучаются более полумиллиона человек. Ежегодное число выпускников колледжей составляет около 200 тыс. человек. Из числа выпускников трудоустраиваются либо поступают в вузы лишь 50 тыс., а остальные 150 тыс. остаются неустроенными.
По мнению Ж. Алиева, такие показатели носят угрожающий характер и положение лишь ухудшается.
"Во-первых, работодатели не оценивают среднее профессиональное образование и не принимают на работу выпускников колледжей.
Во-вторых, система трудоустройства и профориентации не обеспечивает обхват такого числа граждан. В-третьих, комплексное тестирование абитуриента не позволяет многочисленным выпускникам колледжей поступать в вузы, повышать свою квалификацию для самостоятельного трудоустройства. Ежегодно в подобные безвыходные условия мы ставим около 150 тыс. молодых граждан - выпускников колледжей", - сказал депутат.
По его мнению, необходимо устранить механизм ограничения поступающих из колледжа в вузы, заложенный в комплексном тестировании абитуриента и вернуться к прежней форме поступления. "Этим самым мы дадим молодежи перспективу продолжать обучение.
В течение последних лет также усилился отток обучающихся по докторским программам, в связи с недоступностью грантов на обучение в докторантуре. Наши докторанты давно стали выезжать и защищаться за рубежом, пополняя бюджеты их образовательных систем, а успешно отличившиеся трудоустраиваются и часто не возвращаются.
В интеграционных экономических объединениях Казахстана в Таможенном союзе и Евразийском экономическом союзе необходимо предупредить подобный отток граждан, в связи с чем альтернативно обучению на грантной основе предлагаем вернуть систему обучения по докторским программам на платной основе. К тому же подобная система исключительно грантового обучения создает коррупционную среду при их распределении по докторским программам", - сказано в запросе.
Также отмечается, что необходимо принятие срочных мер, которые бы предупредили развитие демографически угроз и сняли социальное напряжение в сфере образования, а именно, позволили основной части молодежи продолжить обучение в казахстанских вузах, дали возможность молодым гражданам вернуться в свою страну, продолжить поиск собственных перспектив на родине и во благо казахстанского общества.
"Все эти вопросы неоднократно поднимались на правительственном часе, на заседаниях Комитета по социально-культурному развитию, направлялись депутатские запросы и письменные рекомендации, но пока мы видим лишь обтекаемые ответы. Правительству необходимо разработать специальную программу занятости молодежи, трудовой и профессиональной адаптации выпускников школ, колледжей и вузов", - сказал Ж. Алиев.
Под этим запросом подписались депутаты мажилиса - члены депутатской группы "Ассамблея народа Казахстана", представители парламентских фракций партий: "Нур Отан", ДПК "Ак жол", "Народные Коммунисты".
Как сообщалось ранее, казахстанцы неоднократно критиковали такую форму оценки знаний, как ЕНТ, подчеркивая, что детей готовят к заучиванию правильных ответов, а не мыслить логически. Один из опросов проводило агентство Kazakhstan Today. На вопрос, считаете ли Вы, что система ЕНТ дает объективную картину оценки уровня знаний учеников, положительно ответили только 9% участников опроса.
40% опрошенных считают, что ЕНТ - это ответы наугад. Еще 42% респондентов отмечают, что ЕНТ может служить только промежуточным механизмом оценки знаний для подготовки учеников к экзаменам.
За ответ "Другое" проголосовали 8% отвечающих.
Всего в опросе приняли участие 8793 человека.
Также результаты исследования ЦСПИ "Стратегия" показали, что, если сравнивать с советской системой образования, современное казахстанское образование проигрывает в вопросах качества образования и методического обеспечения учебного процесса.
Кроме того, по результатам опроса населения в рейтинге актуальных проблем школьного образования на первых позициях стоят такие проблемы, как нехватка, дороговизна, изношенность и плохое качество учебников (49,1%), слабая материально-техническая база школ (22,5%), компетентность учителей (16,1%), денежные поборы, коррупция в школе (13,6%), низкое качество обучения (9,3%).
Кроме того, согласно опросу, проведенному движением "Коммунисты Казахстана", абсолютное большинство казахстанцев против ЕНТ.
"99% людей, с которыми мы общались, считают, что тестирование как форму проверки знаний нужно отменить. Во всем мире от этой системы уже отказываются. Она начала применяться в США в 1930-х годах, но дискредитировала себя. А у нас ЕНТ только начинает набирать обороты. Учителя давно уже бьют тревогу, но пока - у себя на кухне. А мы заявляем об этом публично, чтобы дать толчок обсуждению вопроса в обществе", - цитирует газета "Время" представителя движения, депутата маслихата Восточно-Казахстанской области Александра Тюменцева.
Более того, в своем письме в редакцию газеты "Время" педагог из Павлодара Давид Ганелин выразил уверенность, что "показуха ЕНТ нужна не только отдельно взятым учителям или школам, она нужна государству".
"Два сильных в математике парня, стабильно набиравших по предмету 25 из 25 баллов, на ЕНТ написали на 20 баллов. Спрашиваю, в чем дело, отвечают: не привыкли работать в таком шуме, когда все вокруг ведут консультации по телефону, да еще и тебя бесконечно дергают", - рассказывает Д. Ганелин.
"Сборные учителей по каждому предмету сидят с мобильниками и дают советы. И так в каждой школе. Обнаружить "сопровождение" ученика во время ЕНТ при желании ничего не стоит, но не обнаруживают. Отсюда вывод: организовано все сверху, централизованно. Показуха нужна не только отдельно взятым учителям или школам, она нужна государству", - считает педагог.
Отметим, что родители выпускников обеспокоены большой нервозностью среди школьников, которая появляется задолго до сдачи тестов. По их мнению, в ажиотаже, который в последние годы складывается вокруг ЕНТ, не в последней степени виноваты учителя и руководство школ, так как результаты тестов влияют на их рейтинги. Это приводит к тому, что выпускные классы вместо изучения предусмотренных школьной программой предметов усиленно готовятся к сдаче тестов. При этом пробные тесты зачастую сдаются на платной основе, всевозможные книжки-вопросники буквально навязываются ученикам. О качестве подобных сборников сообщалось выше. В результате ученики оказываются сбитыми с толку нелепыми вопросами, измотаны многочисленными тестами и с таким результатом подходят к важному в своей жизни экзамену. Между тем проблема остается не в форме оценки знаний учеников, а в качестве подготовки школьников как на протяжении всего обучения, так и перед итоговым экзаменом.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.