Электронными учебниками в Казахстане оснащены только 36% школ
Астана. 20 ноября. Kazakhstan Today - Во вторник в комитете мажилиса по социально-культурному развитию под председательством Дариги Назарбаевой были обсуждены вопросы развития цифрового образовательного контента (e-Content) в сфере казахстанского образования, передает Kazakhstan Today.
Выступая перед депутатами, председатель совета директоров АО "Национальный центр информатизации" Гуль Нургалиева отметила, что в стратегии "Казахстан-2050" президент Казахстана поставил перед педагогами задачу произвести модернизацию методик преподавания и активно развивать онлайн-системы образования.
"Согласно данным исследования 2010-2012 годов, Южная Корея является самой передовой страной мира по индексу развития ИКТ, за ней следует Швеция. Казахстан поднялся с 56 места до 49. Россия - с 40 до 38 места. В Казахстане наибольшее распространение получили электронные учебники (ЭУ), которые разработаны по всем школьным предметам с 1 по 11 классы на казахском и русском языках", - сказал Г. Нургалиева.
По ее данным, эффективность ЭУ, разработанных АО НЦИ, была доказана исследованиями в 11 школах Восточно-Казахстанской области и в 16 малокомплектных школах Северо-Казахстанской области. Обучение по электронным учебникам позволило повысить успеваемость школьников от 3 до 25% (в ВКО) и обеспечить переход 200 школьников из категории "троечников" в категорию "хорошистов" и "отличников" (в СКО).
Проблемой является то, что разработанные электронные учебники не имеют широкого распространения. Оснащенность школ электронными учебниками, рекомендованными МОН РК, составляет не более 36%.
Другим видом е-контента являются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), которые разрабатывались по госзаказу в рамках проекта "e-Learning". Они разработаны по 39 школьным программам по классам и 38 программам ТиПО в количестве 7511 единиц. В 2013 году разработано еще 7040 ЦОР, однако их финансирование в настоящее время прекращено, проинформировала глава центра.
По ее данным, потребность в е-контенте для школ остается высокой.
"В связи с утверждением новых типовых учебных планов 2013 года необходимо автоматизировать более 48 тыс. тем по школьным предметам, а по учебным программам с углубленным изучением школьных предметов, что важно для профильного обучения, еще 90 тыс. тем. Всего потребность в е-контенте, как и в России, составляет более 1 млн единиц", - сказала Г. Нургалиева.
Потребность ТиПО только по предметам профессионального и специального циклов для колледжей составляет свыше 7 тыс. единиц на казахском и русском языках.
Еще одна важная проблема связана с продвижением в сферу образования е-контента зарубежного производства. Все современные ИКТ, разрабатываемые в мире, сегодня одновременно доступны всем производителям, в том числе казахстанцам. Между тем акцент при выборе производителей делается на контент, соответствующий Государственным общеобязательным стандартам образования РК и на обеспечение условий для развития потенциала отечественных компаний.
Как отмечала выступающая на съезде учителей-филологов Казахстана, профессор Российского университета дружбы народов У. Бактыгереева, разработка учебников, в том числе электронных, должна осуществляться только самими казахстанцами с учетом ментальности своего народа.
О ходе реализации проекта по разработке цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) 2013 года рассказал директор ТОО "Bilim Media Group" Рауан Кенжеханулы.
По его информации, согласно планам МОН РК разработка контента по всем предметам школьной программы, а также специальностям технического и профессионального образования (ТиПО) была разбита на 3 года. В этом году идет разработка ЦОР по 8 школьным предметам и 5 специальностям ТиПО.
Исполнителями работ являются НИИ механики и математики КазНУ имени аль-Фараби, компания "Cheesnology", консорциум во главе с компанией "Bilim Media Group" в составе АО "Национальный центр информатизации", финской издательской группы "SANOMA", британской образовательной компании "TWIG", а также IT-департамент Университета Колорадо (США).
Так, к примеру, ЦОРы по английскому языку, которые охватывают программу с 1 по 11 классы, разрабатываются на основе аутентичных текстов и мультимедийных файлов, созданных издательством Кембриджского университета. Все аудиовизуальные материалы озвучиваются носителями языка на студиях зарубежных партнеров.
При разработке ЦОРов по биологии, информатике, географии и всемирной истории используются материалы издательств Pearson, Macmillan и студии BBC, а также электронные симуляции и тренажеры американских разработчиков.
В рамках разработки ЦОР по предмету география создано около 100 оригинальных электронных карт по физической и экономической географии Казахстана, создаются видеогиды по географическим и природоохранным зонам, а также видеотуры в крупные населенные пункты и живописные уголки страны.
"Предметом нашей особой гордости являются оригинальные материалы, разрабатываемые по предмету казахская литература. В рамках этой работы коллективом художников и аниматоров впервые создаются образы многих литературных героев и иллюстрации к произведениям. Воссоздаются тексты, утраченных сказок и легенд. В качестве дополнительного материала к ЦОРам создана аудиохрестоматия по казахской литературе, состоящая из полных аудиоверсий более чем 1500 произведений 130 авторов, вошедших в школьную программу. Это более чем 1000 часов качественных аудиозаписей, озвученных голосами известных мастеров сцены и дикторов. Среди них Нурлан Онербаев, Тыныс Отебаев, Дана Нуржигит и другие", - сказал Р. Кенжеханулы.
По его словам, до конца текущего года будет разработано и представлено для экспертизы МОН РК 7040 цифровых образовательных ресурсов.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.