В Казахстане охват детей дошкольным образованием приближается к 100%
Мы немного не глубоко подходим к дошкольному образованию. Поэтому это для нас важно. Что мы будем делать? Первое - охват. Охват у нас сейчас приближается к ста процентам. Там проблем больших нет. Второе - это воспитатели. Качество воспитателей, количество воспитателей, их уровень подготовки. Мы сделаем краткосрочные курсы. У нас они в принципе есть, но у нас всего 1000 воспитателей проходят через краткосрочные курсы. Нам нужно довести это количество до 15 тысяч. В конце будет стоять квалификационный тест", - сказал министр образования и науки РК.
Как сообщили в пресс-службе Министерства образования и науки РК, по итогам первого полугодия текущего года охват дошкольным образованием детей 3-6 лет составил 93%. Этому поспособствовали принятые в прошлом году новые Санитарные нормы и правила. Кроме того отмечается активное участие бизнеса в расширении сети дошкольных организаций.
В ведомстве напомнили, что с этого года в 25 городах и 6 районах республики запущена автоматизированная выдача направлений в детские сады. До конца текущего года все области перейдут на данную систему. Автоматизирован процесс выдачи направлений путем интеграции электронного Правительства и "Е-акимат".
В среднем образовании продолжается переход на программы обновленного содержания. С прошлого года 1, 2, 5, 7 классы обучаются на основе новых учебных программ и учебников. С сентября 2018 года 3, 6, 8 классы перешли на обучение по обновленному содержанию.
Планируется, что до конца этого года 75% детей будут охвачены обновленным содержанием образования. За два года около 150 тыс. учителей обучены по обновленным программам (в 2016 году - 74149, в 2017 году - 74558).
В этом году еще 73 тыс. педагогов проходят обучение. Согласно поручению главы государства 205 тыс. учителям (67%), преподающим по обновленному содержанию, повышена зарплата на 30%.
Кроме того, введена новая система аттестации педагогов. В аттестации приняли участие около 57 тыс. педагогов, из них прошли аттестацию - более 36 тыс. педагогов (63%).
С сентября этого года учителя уже получают доплату за квалификационные категории по итогам аттестации.
Утвержден норматив подушевого финансирования. Уже с 1 сентября началось внедрение подушевого финансирования в 74 государственных и в 11 частных школах Астаны. Вместе с тем, данная работа начата в Шымкенте. На сегодня одной из актуальных вопросов является внедрение механизма подушевого финансирования во всех частных школах городов и областей.
При этом в Министерстве образования и науки отмечают, что сохраняется разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами. Для устранения разрыва начата работа по улучшению материально-технической базы сельских школ, повышению качества образования сельских учителей за счет использования средств через займ Всемирного банка.
В этом году около 17 тыс. учащихся и 597 директоров школ приняли участие в PISA-2018 в новом компьютерном формате (70% автоматизировано, 30% на онлайн-портале отслеживается ОЭСР). Результаты будут объявлены ОЭСР в конце 2019 года.
Хорошие результаты показали наши ученики в в международном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS-2016. Средний балл составил 536 баллов. Это позволило Казахстану занять 27 место среди 50 стран. Данный результат сопоставим с показателями сверстников из Германии (537) и Словацкой Республикой (535).
В ведомстве отметили, что ежегодно из средств Республиканского бюджета строятся от 110 до 170 школ. Однако, до сих пор сохраняется проблема трехсменных и аварийных школ. В настоящее время имеются 118 школ с трехсменным обучением, из них в Алматинской области - 27 школ, Актюбинской - 24, Туркестанской - 12, Акмолинской - 12, Атырауской - 11.
Количество аварийных школ - 44 единицы (в 2016 году - 45). Большинство аварийных школ находится в Туркестанской области - 12, Жамбылской области - 7, Атырауской области - 6, Западно-Казахстанской области - 4.
Как отметили в Министерстве образования, главными причинами появления трехсменных школ являются демографические и миграционные процессы. К примеру, в Астану за 2017 год с других регионов страны переехало около 80 тыс. человек, из них около 17 тыс. детей. Это создает необходимость в строительстве порядка 15 новых школ ежегодно.
В техническом и профессиональном образовании согласно поручениям главы государства полностью обновлены государственные образовательные стандарты и по всем специальностям разработаны 246 модульных программ. Колледжам предоставлена возможность изменять содержание программ до 50% по требованию работодателей и до 80% при дуальном обучении.
Поэтапно происходит переход на новые образовательные программы по международному требованию, в том числе стандартов WorldSkills. Продолжается реализация проекта "Бесплатное ТиПО для всех".
Разработан проект Дорожной карты по обеспечению доступности системы ТиПО для лиц с особыми образовательными потребностями, работа уже начата.
В высшем и послевузовском образовании работа направлена на подготовку конкурентоспособных кадров, интеграцию образования, науки и инноваций. Для расширения академической и управленческой самостоятельности вузов с учетом опыта Назарбаев Университета принят Закон. Сейчас в целом разработаны нормативные акты. В разработке свыше 70 нормативных актов приняли участие все вузы, ассоциации, общественность и госорганы.
Обеспечивается прозрачность и открытость процедуры назначения ректоров госвузов. Путем открытого конкурса уже назначены 19 ректоров. В 65 вузах действуют Попсоветы, в 28 Набсоветы работают в режиме корпоративного управления, проинформировали в пресс-службе МОН РК.
Всего в рамках Госпрограммы развития образования и науки РК на 2016-2019 годы на 2018 год предусмотрено выполнение 8 индикаторов, 52 показателей, 148 мероприятий. По данным ведомства, все индикаторы и показатели выполняются.