В Казахстане значительно усилят дошкольное образование
Выступая перед педагогической общественностью, Ерлан Сагадиев отметил, что одним из приоритетов нынешнего послания стало увеличение расходов на образование, науку и здравоохранение до 10% от ВВП. Повышая финансирование, особое внимание будет уделено квалификации педагогических работников. При этом, в последнее время особое внимание обратили дошкольной подготовке.
"Смысл в том, что дети должны быть подготовленные к школе. До сих пор мы к дошкольному образованию подходили неглубоко, но сейчас это для нас становится важным. Что мы будем делать? В первую очередь, это охват дошкольным образованием. Сейчас охват у нас приближается к 100%, там больших проблем нет. Второе – это воспитатели, а именно их качество, количество и подготовленность", - проинформировал глава МОН.
По его словам, для подготовки педагогов дошкольного образования будут организованы дополнительные краткосрочные курсы. "Такие курсы у нас, в принципе, есть, но через них проходит всего тысяча воспитателей. Нам нужно довести это количество до 15 тысяч", - пояснил министр.
Он отметил, что после прохождения курсов необходимо будет сдать национальный квалификационный тест.
Изменится подход и к оплате труда воспитателей. Величина окладов будет напрямую зависеть от стажа и квалификации.
Говоря о новшествах в школьной системе, Ерлан Сагадиев особое внимание обратил на работу школьных психологов. В частности, развитие этой службы является одной из задач профилактики суицидов среди детей и подростков. Здесь также стоит вопрос об увеличении штатной численности психологов и повышения их квалификации.
Сейчас у школьных психологов есть две проблемы: маленькая зарплата и устаревшие знания. Мы планируем оба эти вопросы с помощью курсов повышения квалификации и экзаменов. И с учетом квалификации для школьных психологов будет создана отдельная зарплатная сетка. Количество психологов в школах мы будем рассчитывать, исходя из числа учеников в школах, в результате чего число специалистов возрастет", - проинформировал глава МОН.
По словам Сагадиева, новшества затронут и вузовское образование. В частности, Министерство начало вести рейтинг вузов на основе трудоустройства их выпускников.
"Мы будем стремиться к тому, чтобы трудоустройство было наиболее понятным и объективным механизмом оценки вузов. Кстати, мы уже сделали такие рейтинги, основанные на трудоустройстве выпускников, и у нас региональные вузы по ним уже выстроились", - отметил министр.
При этом он предупредил, что вузы, у которых процент трудоустроенных будет низким по определенным специальностям, будут по данным дисциплинам лишать лицензии. В результате ожидается возвращение вузов к профилизации, как было ранее.
"Как правило, университеты свои профильные предметы дают хорошо, а другие специальности они набрали, чтобы дополнительно заработать", - подчеркнул Сагадиев.
Стоит отметить, что во время поездки в Карагандинскую область министр образования и науки побывал в нескольких заведениях образования. В частности, он подробно ознакомился с работой коррекционного мини-центра "Колобок", который посещают дети с нарушениями речи и психическими дефектами. Здесь работают психологи, логопеды, функционирует кабинет лечебной физкультуры.