Активизация военного сотрудничества в Центральной Азии
"Сегодня мы не можем уйти от факта, что для предотвращения агрессии не сработали ни многосторонняя дипломатия, ни региональные механизмы, ни нынешняя европейская архитектура безопасности в целом. Особенно наглядно продемонстрировал свою ущербность так называемый НАТО-центризм. Из всего этого нужно сделать выводы." Такое пожелание высказал Дмитрий Медведев на Конференции по международной политике в г. Эвиане (Франция). Российский президент призвал к созданию нового формата евро-атлантической безопасности.
Сегодня мы не можем уйти от факта, что для предотвращения агрессии не сработали ни многосторонняя дипломатия, ни региональные механизмы, ни нынешняя европейская архитектура безопасности в целом. Особенно наглядно продемонстрировал свою ущербность так называемый НАТО-центризм. Из всего этого нужно сделать выводы." Такое пожелание высказал Дмитрий Медведев на Конференции по международной политике в г. Эвиане (Франция). Российский президент призвал к созданию нового формата евро-атлантической безопасности.
Картина неприемлемого более однополярного миропорядка, неэффективности международного права и несостоятельности контроля над вооружением в рамках ответственных региональных блоков сейчас ясна всем. Однако Европе, связанной с США активными рыночными отношениями, а с Россией поставками энергоресурсов, пока сложно балансировать свои силы. Необходимость построения новой системы безопасности в Европе и в мире очевидна, но морально Европа еще не готова к пересмотру своих позиций: к отказу от США в условиях острого экономического и финансового кризиса, вина за который в некоторой степени, единогласно возлагается на Вашингтон. В самих Штатах ситуация также еще не установилась: выборы решат политическое направление, а экономическими проблемами уже сейчас занимаются как демократы, так и республиканцы. Мир тем временем, пытается сократить влияние подорванных рынков на национальные доходы.
Между тем, Центральная Азия со своей стороны уже приступила к укреплению безопасности в регионе. Здесь - безопасность не ждет. Стратегический Каспийский регион, богатые газовыми ресурсами Узбекистан и Туркменистан, Европейские амбиции по поводу еще не утвержденного Nabucco , стремительно развивающийся и поглощающий рынки Центральной Азии Китай, а также нуждающаяся в укреплении своих позиций в регионе после Кавказского кризиса Россия, не оставляют Центрально-азиатским государствам много времени на раздумья. Если в период распада СССР потенциальной зоной влияния "сильных мира сего" являлись бывшие советские республики, то сегодня буферной зоной оказался весь мир. В первую очередь учитывается, безусловно, энергетический потенциал. Так, Казахстан и Узбекистан, который, к слову, недавно был освобожден от санкций ЕС по правам человека , для некоторых западных стран являются одними из главных потенциальных зон влияния. Конечно, отказ Каримова от сотрудничества с США в военной сфере отрицать нельзя, также как и фактические приоритеты Казахстана, ориентированные на Россию и Китай, однако в условиях перекройки миропорядка стоять на месте и ждать как будут развиваться события - неприемлемо. Нужна быстрая и осмысленная реакция.
Военное сотрудничество в интеграционных блоках ЦА
После некоторой оттепели напряженных отношений ведущих держав биполярного мира, контроль над вооружением и его размещением вновь теряет свой вектор мирного назначения. Теперь уже не только на примере отдельно взятых государств, но и на глобальном уровне.
Принцип неприменения силы и угрозы силы стал одним из ключевых тезисов не только президента Медведева во французском городе Эвиане. Он также был озвучен на ряде конференций, прошедших в период после августовского Кавказского кризиса. Так, например, на конференции "Каспийский диалог-3" эксперты отметили необходимость демилитаризации Каспийского региона в силу его стратегической значимости для достижения энергетической безопасности не только региональных государств непосредственно, но и мира в целом.
Однако страны не планируют и не хотят "обезоруживать" себя во всех смыслах этого слова. Сегодня никто не способен дать гарантий безопасности. В условиях кризиса международного права, системы безопасности ООН, а также обострений очагов нестабильности в Афганистане, Пакистане и ряде других конфликтных точек планеты, вопрос стоит не в разоружении, вопрос - в сотрудничестве и понимании! Необходимо не только осознать опасность и безрезультатность обострения ситуации, сложившейся в геополитической среде, но и использовать все возможные рычаги сотрудничества и взаимопонимания. В отличие от НАТО, созданного в противовес Варшавскому договору, которого, как правильно заметил Д.Медведев, "нет уже 20 лет", странам Центральной Азии есть что укреплять и совершенствовать в своем военном сотрудничестве. Находясь в регионе между двух держав (Китаем и Россией), руководствуясь успехами все еще ориентированных на сырье экономик, и разделяя государственные границы с одной из самых нестабильных стран региона, постоянно несущей угрозу терроризма, наркотрафика и религиозного экстремизма - Афганистаном, государства Центральной Азии обязаны обеспечить свою безопасность в любых условиях, тем более в условиях кризиса международных принципов и ценностей международного права. В этот период "революции международных отношений" в рамках ШОС, ОДКБ и СНГ идут дискуссии о мерах по укреплению и выводу на новый стратегический уровень военного сотрудничества в Центрально-азиатском регионе. Сегодня эти вопросы как никогда актуальны.
Более того, государства Центральной Азии, а также некоторые из вышеперечисленных интеграционных организаций уже приступили к практическому применению своих идей. Так, 9 октября текущего года парламент Республики Казахстан ратифицировал Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ. Согласно данному соглашению, государства-участники ОДКБ на постоянной основе создают миротворческий контингент, состоящий из сил каждого государства-члена, для его дальнейшей подготовки по единым стандартам ОДКБ. Целью соглашения является "обеспечение эффективного участия ОДКБ и ее государств-участников в мероприятиях по поддержанию международного мира и безопасности". Особый акцент, безусловно, делается на территории по периметру организации ОДКБ.
В Белорусском парламенте проект закона о ратификации данного соглашения был принят 21 мая 2008 года.
Напомним, что в сентябре 2008 г. на саммите ОДКБ в г. Москве странами-членами организации также была подписана Декларация, главными принципами которой участники заседания выделили:
- укрепление ключевой роли Организации Объединенных Наций как универсального механизма по поддержанию международного мира и безопасности, повышение ее эффективности, ее дальнейшая адаптация к реалиям современных международных отношений;
- урегулирование международных, региональных и локальных конфликтов в соответствии с нормами международного права и с учетом интересов всех вовлеченных сторон;
- необходимость продолжения сотрудничества в воссоздании эффективного механизма контроля над вооружениями в Европе.
Кроме того, членов ОДКБ беспокоит возможное расширение НАТО непосредственно к границам ответственности организации ОДКБ. В условиях сложившегося кризиса системы безопасности, они также выражают беспокойство по поводу распространения ракет средней и малой дальности наземного базирования, в особенности в районах, близких к непосредственной ответственности организации. В этой связи государства-члены ОДКБ высказали надежду на инициативу выработки универсального документа по ликвидации этих двух типов ракет. Также на встрече отмечался договор 2006 года о зоне свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии. Здесь, страны-члены ОДКБ призывают еще не подписавшие документ страны, дать гарантии безопасности. В деле о нераспространении участники ОДКБ отметили данный документ как важный фактор укрепления безопасности.
Что касается России - члены ОДКБ поддерживают ее методы разрешения Кавказского конфликта. А также приветствуют инициативу российского президента по выработке нового формата безопасности в Европе. Это объясняется, прежде всего, тем, что Россия в любых условиях и при любом кризисе в международных отношениях остается главным гарантом безопасности на пространстве Центральной Азии. Сегодня эту роль РФ разделяет с Китаем; однако уровень сотрудничества, который государства ЦА, в частности Казахстан, имеют с Россией, превышает по качеству и объему любое двустороннее сотрудничество в регионе.
Также участники ОДКБ придают огромное значение обострению обстановки в Афганистане, угрозе наркотрафика из региона. Здесь члены ОДКБ рассматривают возможность сотрудничества с НАТО для стабилизации обстановки и борьбы с наркобизнесом. Но, безусловно, данный выбор некоторым странам ОДКБ будет сделать непросто, поскольку нужно принимать во внимание обострившиеся отношения России с Североатлантическим Альянсом.
Наряду с ОДКБ, активизация военного сотрудничества наблюдается и в СНГ. Так, в ходе заседания Совета министров обороны стран СНГ (15 октября 2008 г.) планировалось обсудить вопросы взаимодействия оборонных ведомств и перспективы военной интеграции. Особое внимание планировалось уделить совершенствованию объединенной системы противовоздушной обороны (ПВО) и рассмотрению вопросов об организации летом 2009 года Седьмой спартакиады дружественных армий и укрепления объединенной системы ПВО СНГ.
Кроме этого, необходимо заметить, что двустороннее сотрудничество стран-участников Центрально-азиатских объединений тоже обретает более четкие и направленные ориентиры в сфере обеспечения безопасности в регионе. Так, 16 октября министры иностранных дел РК и РФ - Марат Тажин и Сергей Лавров - на совместной встрече обсудили ряд вопросов, в том числе и по взаимодействию в обеспечении безопасности, противодействии современным вызовам и угрозам в рамках СНГ, ШОС и ОДКБ.
Марат Тажин считает также, что и Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), имеющее репутацию дискуссионной платформы, переходит в практическое русло своей работы.
Сейчас много говорят о смене внешнеполитических ориентиров государств Центральной Азии, борьбе США за позиции стран региона по вопросу Кавказского конфликта. Однако все это сложно основывать на фактах, противоречащих амбициям некоторых политиков. Приоритеты Центрально-азиатских государств четко выверены, и было бы не верно утверждать, что Казахстан готов поменять свои ориентиры развитого двустороннего сотрудничества с Россией и Китаем на заокеанские гарантии. Более того, основным козырем Казахстанских властей была и остается многовекторная политика. До сих пор, Казахстан успешно пользовался своим мирным настроем и добрососедскими отношениями со всеми государствами. Безусловно, Кавказский кризис изменил расстановку сил в мире, но не для Центральной Азии. У стран региона не слишком много альтернатив внешней политики, а также масса проблем, сплотивших регион на пути их решения. Ввиду всех этих условий, государства Центральной Азии не только не будут менять кардинально свою политику - они будут укреплять свои приоритеты. Сегодня это ярко выражается как в экономической оставляющей двусторонних и многосторонних отношений стран-участников региональных организаций, так и в военном сотрудничестве, активизирующемся на пространстве Центральной Азии.
Перспективы "политики силы"
Все вышеперечисленные инициативы и успехи организаций и отдельных государств на территории Центральной Азии имеют огромное значение для сохранения мира и обеспечения дальнейшей безопасности в регионе. Сегодня мир имеет полное право на вооружение, однако - не на применение его против мирных государств, и тем более мирного населения. Как отметил Нурсултан Назарбаев на Форуме СМИД СВМДА, состоявшемся 25 августа т.г. в г. Алматы, "государства в своих противоречиях с другими странами все чаще используют силовые методы, радикальную риторику, усиливая взаимное недоверие и напряженность". Миротворческие силы необходимы; также как необходимо взаимопонимание между государствами.
Что касается борьбы США за позиции стран Центральной Азии по Кавказскому вопросу, Вашингтон всегда вел эту борьбу, при этом не официальными методами и не только в Центральной Азии. В некоторых случаях была применена тактика силы. Однако, как показали несколько военных операций США, в частности Ирак 2003 года, эта политика не принесла успеха ее инициатору, равно как и вся стратегия США по линии однополярного мира. Но самое плачевное последствие, что она не только не обеспечила безопасности, но внесла свой вклад в разрушение системы безопасности ООН. В результате этого, сегодня мир нуждается в выработке, построение и укреплении новой системы международной безопасности, а возможно, и международного права в целом.
Так, укрепление военных рубежей и развитие военного сотрудничества в Центральной Азии сегодня выглядит вполне объяснимым и логичным пунктом в повестках дня заседаний интеграционных объединений региона.
Материал подготовлен Международным институтом современной политики.
При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна