Антинаркотический центр ЦА: один в поле не воин?
В Алматы, возможно, будет дислоцироваться штаб-квартира координационно-аналитического центра по борьбе с наркотрафиком стран Центральной Азии. Об этом в Алматы заявил директор Агентства по контролю за наркотиками Таджикистана Рустам Назаров.
Ильяс Мамашев
В Алматы, возможно, будет дислоцироваться штаб-квартира координационно-аналитического центра по борьбе с наркотрафиком стран Центральной Азии. Об этом в Алматы заявил директор Агентства по контролю за наркотиками Таджикистана Рустам Назаров.
Региональное сотрудничество налажено, но идет оно не постоянно, а лишь от операции к операции, которые проводятся нечасто, сожалел генерал-лейтенант. И выражал надежду, что с созданием такого центра силовики этих стран будут действовать более сплоченно и профессионально. Впрочем, это все равно будет только локальная координация в одном регионе, а этого явно недостаточно для противостояния наркотрафику. Поэтому российские дипломаты еще два года назад на конференции в Душанбе предлагали создать своего рода наркоинтерпол или международную антинаркотическую коалицию, подобную антитеррористической.
Но пока такая коалиция не создана, и многие структуры действуют разрозненно. Есть, правда, неплохой опыт деятельности офицеров так называемой мини-дублинской группы, занимающейся сбором информации и обменом ею, а также оперативной работой в европейских странах. В последнее время она активно сотрудничает и с государствами, вовлеченными в «афганский треугольник».
Широкая наркоагрессия против стран СНГ и Европы идет через центральноазиатские страны. Через северный коридор - Таджикистан, Туркмению и Узбекистан - проходит примерно половина всех наркотиков из Афганистана. А задерживается только малая часть: по некоторым данным, не больше 10 процентов. Все остальное выбрасывается на рынки государств Содружества и Европы, оседает в таких мегаполисах, как Алматы, Ташкент, Москва. При этом выделяемые на борьбу с наркобизнесом бюджетные средства не идут ни в какое сравнение с финансированием этого «черного рынка» наркобаронами и с прибылью от торговли «белой смертью».
Но это в наших странах. В США на борьбу с наркомафией выделяется ежегодно около 20 миллиардов долларов, еще почти столько же - на профилактику, лечение и реабилитацию наркозависимых. К тому же правительство этой страны, как и Евросоюз, направляет десятки миллионов долларов на помощь таким странам, как Таджикистан, находящимся на переднем крае борьбы с этой бедой.
Один миллион долларов выделило мировое сообщество и Афганистану для создания комитета по борьбе с наркотиками. После окончания антитеррористической операции, считают эксперты, лабораторий и цехов по производству героина в этой стране меньше не стало. Небольшие победы на этом фронте - успешные операции по ликвидации группировок, задержанию партий наркотиков - общей ситуации не меняют.
За последние 6 лет таджикские и российские пограничники задержали 47 тонн опия, 20 тонн из этого числа - героин. По данным Управления по контролю за наркотиками и преступностью ООН, в Афганистане ежегодно производится около 3 тысяч тонн героина. Рекордным был 1999 год, когда в лабораториях (их насчитывалось около 400) выпустили более 4,5 тонны героина. Так что задерживается только мизерная часть от всего потока, идущего по северному (в основном через Таджикистан) и иранско-пакистанскому маршрутам.
После падения режима талибов значительно уменьшить объемы наркопроизводства правительству не удалось. Слишком выгоден этот бизнес, и слишком неблагоприятна социально-экономическая ситуация в стране. Площадь посевов опийного мака достигала 90 тысяч гектаров. Еще 5 лет назад из 125 афганских районов его выращиванием занимались в 123! Чего только ни делали власти, чтобы заменить возделывание опийного мака другими культурами и другими занятиями у своих граждан. Фермерам компенсировали уничтожение опийных плантаций по 500 долларов за акр. Но те требовали увеличить эту сумму до 5-10 тысяч долларов. Правительство же на это пойти не может. И фермеры продолжают работать по заказам наркобаронов. Стимул мощный: если в стране килограмм героина стоит 3-4 тысячи долларов, то в европейских городах его стоимость превышает 50 тысяч долларов за килограмм.
Таджикские службы в последнее время значительно улучшили свою техническую базу и кадровый состав. Таджикская граница - самая протяженная: около 1400 километров. В республике шутят, что даже если каждого второго гражданина сделать пограничником, все равно всей границы не закроешь. К тому же большая часть ее - это труднопроходимая горная местность и бурная река. Контролируется с помощью техники и постоянных постов лишь менее 40 километров границы. Поэтому правительство планирует направить средства на организацию авиачастей и приобретение сторожевых катеров. Директор Агентства по контролю за наркотиками Р. Назаров в качестве иллюстрации к сегодняшнему оснащению спецслужб привел пример того, как российские пограничники передали таджикским коллегам два вертолета с уже законченным сроком эксплуатации.
После ухода полгода назад российских пограничников с таджикско-афганской границы изменился формат сотрудничества двух стран. Сейчас советники ФСБ России помогают республике готовить кадры в пограничных войсках и Агентстве по контролю за наркотиками. А таджикские силовики больше стали сотрудничать с афганскими. Так, таджикские офицеры связи работают в трех городах Афганистана, помогая наладить оперативную работу. Со стороны Афганистана наконец налажена охрана границы, и спецслужбы проводят совместные операции, в ходе которых уже задержали около 600 килограммов героина и уничтожили несколько лабораторий по производству героина. Словом, Таджикистан усиливает эту работу, выделяя средства на укрепление погранвойск и Агентства по контролю за наркотиками, на создание сильной кинологической службы и других форм противодействия наркотрафику. Однако один в поле не воин. Поэтому идея о создании антинаркотической коалиции или наркоинтерпола с повестки дня не снимается.
При использовании информации ссылка на информационное агентство «Kazakhstan Today» обязательна