"АрселорМиттал Темиртау" получит господдержку
Алматы. 17 июня. Kazakhstan Today - Компания "АрселорМиттал Темиртау" (АМТ) получит господдержку, передает Kazakhstan Today.
На прошлой неделе правительство решило помочь выбраться из долговой ямы крупнейшему гиганту горно-металлургического комплекса Казахстана компании "АрселорМиттал Казахстан". Все бы ничего, но владелец завода - индийский миллиардер, который уже давно за свою антисоциальную политику в отношении простых рабочих в народе снискал славу чуть ли не рабовладельца, пишет газета "Мегаполис".
Как поясняет издание, весь горно-металлургический комплекс Казахстана сейчас переживает не самые лучшие времена: мировые цены на металл падают, а вот налоги уменьшаться в стране не собираются. Более того, согласно нашему законодательству, рудники должны платить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), даже если этой добычи уже практически нет. Избавиться от этого налога можно, лишь полностью свернув работу предприятия.
"Консервация горно-металлургических предприятий требует огромных затрат, и, самое главное, потом оно работать, скорее всего, уже не будет никогда", - отметил исполнительный директор ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец.
Как отмечает издание, поэтому на прошлой неделе правительство приняло решение в два раза снизить НДПИ для трех крупнейших убыточных месторождений Казахстана. Как отмечает Н. Радостовец, это, конечно, полумера, но и она поможет предприятиям худо-бедно дожить до лучших времен.
"Сейчас мы с правительством обсуждаем возможность предоставления таких же послаблений другим предприятиям. Тут важно понимать, что конъюнктура цен рано или поздно изменится и тогда предприятия горно-металлургического комплекса смогут возместить все потери бюджета по налоговым поступлениям", - сообщил Н. Радостовец.
Исходя из похожих соображений, помочь было решено и "АрселорМиттал Темиртау".
"Правительство будет помогать не индийскому миллиардеру, а темиртауским рабочим, которым просто некуда будет идти, если "АрселорМиттал" закроется. Кроме того, даже не консервация, а простой всего нескольких дней такого крупного предприятия повлечет за собой убытки и железной дороги, и ряда других компаний", - объяснил необходимость мер поддержки Кармета Н. Радостовец.
При этом издание со ссылкой на вице-министра индустрии и новых технологий РК Альберта Рау сообщает, что деньги налогоплательщиков на поддержку металлургического гиганта тратить пока не собираются.
"Стоит вопрос о пересмотре железнодорожных тарифов в рамках антимонопольного законодательства. Также рассматривается возможность предоставления "социального дизтоплива" на отопление Темиртау. В этом году "АрселорМиттал" отапливал город за свой счет. Естественно, когда предприятие терпит убытки, это неправильно. Для аналогичного предприятия в Аркалыке отпускается "социальное дизтопливо", - сказал А. Рау.
Как отмечает издание, самая важная помощь, которую кабмин планирует оказать "АрселорМитталу", - это продажа произведенной продукции. Повышенный спрос на металлопрокат и арматуру в Казахстане есть, мы их даже из России завозим. А вот "АрселорМиттал" работает в последнее время в основном "на склад". Понятно, что покупателей не устраивает цена на казахстанский металл. И правительство хочет разобраться, как повлиять на ситуацию. Ввести повышенные налоги на ввоз российского металла не получится из-за законодательства Таможенного союза, а вот предоставить дополнительные бонусы за использование казахстанской продукции попытаться можно.
Автор статьи также сообщает, что новости о возможном закрытии "АрселорМиттал Темиртау" поступают регулярно. Таким образом, руководство гасит все возмущения работников по поводу низкой оплаты труда и тяжелых условий работы. Но, как отмечают и в Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий, и в Мининдустрии, альтернатив Лакшми Митталу нет: никто желания взять на себя доходы и расходы темиртауского завода не изъявлял. Да и в принципе в Казахстане нет инвесторов, способных "потянуть" столь крупный объект.
"Мегаполис" также информирует, что представители правления "АрселорМиттал Темиртау" уже передали главе правительства план антикризисных мер, которые помогут справиться с ситуацией, сложившейся в компании на сегодня.
По словам исполнительного директора АМТ Иво Хмелика, сегодня в компании сложилась сложная экономическая и финансовая ситуация, поэтому разработан антикризисный план, направленный в первую очередь на снижение производственных затрат и повышение качества продукции.
Чтобы улучшить ситуацию, АО "АМТ" приостанавливает около 100 инвестиционных проектов из 128. Экономия должна составить порядка $40 млн. Количество подрядчиков, занятых на проектах, будет сокращено наполовину. Кроме того, закупки будут отодвинуты на более поздний период. Сегодня на складах предприятий компании скопилось материалов больше, чем на $100 млн. И по возможности эти резервы будут использованы. По словам И. Хмелика, компания сосредоточится на производстве собственной энергии, которая дешевле той, что закупает на рынке. В то же время АМТ не намерена замораживать зарплату, а после того как ситуация стабилизируется, реализация инвестпроектов будет продолжена, финансирование социальных объектов увеличено.
"Темиртау в очень специфичной ситуации. Кризис значит для нас, что мы потеряли рынок сбыта - 1 200 000 тонн на рынках Ближнего Востока. По Казахстану сбыт стабилен и даже немного увеличился, но не настолько, чтобы мы могли компенсировать, к примеру, потери на иранском рынке. Другой момент - это увеличение тарифов на железнодорожные перевозки. Это стало для нас большой проблемой. Сегодня мы не повезем продукцию, к примеру, во Владивосток, потому что это стоит $180 на тонну: прибыли - ноль плюс потери. В России остались некоторые рынки, но, к примеру, в Москве нам тоже тяжело, потому что на этот рынок ушли Магнитогорск, Новолипецк и Череповец. Он им ближе, и транспортные расходы, соответственно, ниже. К тому же в России нацелены на то, чтобы покупать российское так же, как у нас - казахстанское. На китайском рынке тоже всегда была очень низкая цена, и сегодня мы поставляем туда мизер. Опять-таки с учетом возросших тарифов на транспортировку", - пояснил И. Хмелик.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.