Центральноазиатский союз: интересы, амбиции, противоречия
Создание единого центральноазиатского пространства видится проблематичным. Поскольку в регионе пока нет страны, которая реально могла бы выполнить роль безусловного лидера, которого бы приняли остальные страны.
Центральная Азия - регион, еще совсем недавно стоявший у черты политической нестабильности и экономической неопределенности, превращается в самостоятельного игрока, да еще с претензией на союз. Лидером этого союза намерен стать Казахстан.
Идея президента Нурсултана Назарбаева о создании центральноазиатского союза, в который могут войти Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, озвученная год назад в Бишкеке, получила продолжение уже в нынешнем году в ходе визита в Астану президента Киргизии Курманбека Бакиева. Как отметил Нурсултан Назарбаев, "Киргизия поддерживает эту инициативу, которая исходит с казахстанской стороны, от этого выиграют все народы Центральной Азии, у меня в этом нет никакого сомнения".
Этот пассаж, по мнению экспертов, был направлен в сторону Узбекистана, который достаточно настороженно относится к любым интеграционным объединениям. 22 апреля сего года президент Ислам Каримов прибыл с официальным визитом в Астану, и не исключено, что лидер Казахстана попытается убедить своего узбекского коллегу в необходимости объединения.
Назарбаев, заявив об идее интеграции в рамках региона, мотивировал тем, что в Центральной Азии проживает "55 миллионов населения, нет барьера по языку, взаимодополняемая экономика, на одном пространстве транспортные, энергетические связи. Этот регион может полностью обеспечить себя продовольствием, энергетикой и так далее. Даже рынок самодостаточный был бы. Спрашивается, чего еще надо?"
Действительно, государства этого региона многое объединяет. Однако не следует абсолютизировать этно- и социокультурную гомогенность региона. При этом не стоит забывать и языковые различия. Тюркская доминанта иногда воспринимается как потенциальная угроза со стороны ираноязычных народов.
Впрочем, интеграционная идея президента Нурсултана Назарбаева - Центральноазиатский союз (ЦАС) - не новая. Попытки создавать подобные или похожие межгосударственные объединения уже предпринимались, и неоднократно: создавалось Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), которое по ходу было преобразовано в Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС), затем в Организацию центральноазиатского сотрудничества (ОЦАС). Но в итоге ничего из этого не получилось, потому что не было четко продуманной стратегии, не было программы.
Нынешнее предложение Назарбаева напрямую связано с успешным экономическим развитием Казахстана, которое связано с выгодной ценовой ситуацией на мировом рынке углеводородов. Это обстоятельство подвигло казахстанскую элиту к проведению политики экономической экспансии в отношении своих менее богатых соседей. Казахстанские бизнес-структуры сейчас активно приобретают собственность в Киргизии, Таджикистане и даже Узбекистане - от предложения Назарбаева соседи (Киргизия, Таджикистан и Туркменистан) не отказались. Поддержка, правда, небескорыстная. Взамен Назарбаев обещал Бишкеку и Душанбе помочь экономически, а Ашхабаду - преодолеть международную изоляцию. Следует отметить, что частично свои обещания Назарбаев выполнил. Полностью поднять экономику соседей, безусловно, Казахстан не в состоянии, но в период зимнего энергокризиса существенную помощь оказал. Что же касается Туркмении, то по даже незначительной поддержке президент Гурбангулы Бердымухаммедов, по мнению экспертов, пошел дальше, чем это предполагалось.
Есть преимущества и для самого Казахстана. В Астане прекрасно понимают, что наличие огромных средств, не подкрепленных развитой промышленностью, механически приведет страну к голландскому синдрому, т.е. избыток сырьевых денег приведет к ревальвации национальной валюты. А создание Центральноазиатского союза позволит Астане обеспечить стабильное и безопасное существование Казахстана в будущем. Национальные интересы Казахстана становятся все больше связаны с интересами казахстанского бизнеса, поэтому необходимо использовать все возможности для его проникновения на рынки стран Центральной Азии. Прежде всего Казахстан стремится установить контроль над водными и энергетическими ресурсами Центральной Азии, в частности, Таджикистана и Киргизии, а также единолично выступать в качестве регионального лидера.
Взаимная заинтересованность
Напомним, о создании нового интеграционного регионального объединения было объявлено в Бишкеке в апреле 2007 года в ходе визита Нурсултана Назарбаева в Киргизию. Президент Курманбек Бакиев, страна которого переживает не лучшие политические и экономические времена, полностью поддержал идею своего северного соседа. Особенно после того, как Назарбаев пообещал оказать Киргизии помощь на 100 млн. долларов. "Я как президент Киргизии поддерживаю эту инициативу. Я думаю, что, если в Центральноазиатском регионе Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан сумеют создать такой союз, который прежде всего способствовал бы углублению экономических и политических связей, безопасности, народы наших стран только выиграют", - заявил Бакиев. Казахстанский и киргизский президенты не ограничились декларациями о намерениях, а сразу учредили два высших наднациональных государственных органа - Высший межгосударственный Совет Казахстана и Киргизии и Совет министров иностранных дел двух стран. На нынешней встрече главы двух государств пошли дальше и преобразовали межправительственную комиссию в совет, который возглавят премьеры двух стран.
Казахстанским бизнес-структурам был дан зеленый свет. Доля казахских инвестиций в киргизскую экономику уже составляет около 70%. На финансово-кредитном рынке Киргизии лидирующие позиции занимают казахстанские Казкоммерцбанк, Народный банк, Темирбанк, АТФБанк и Альянс банк. Помимо этого Казахстан объявил о намерении инвестировать в строительство малых гидроэлектростанций и даже замахнулся на Камбаратинские ГЭС-1 и ГЭС-2. Обсуждаются совместные проекты в горно-металлургической отрасли. Но для их реализации Бишкек должен устранить лицензионные препятствия. Казахстанским бизнесменам принадлежит практически все туристическое побережье Иссык-Куля. Накануне визита Бакиева в Астану киргизские парламентарии ратифицировали двусторонние согшаления о границе и утверждение Бишкеком соглашения о передаче в аренду Казахстану на 49 лет четырех пансионатов на Иссык-Куле. Пограничное соглашение было ратифицировано Астаной еще в 2003 году. Согласно этому документу, Казахстану в обмен на большие по площади, но меньшие по значимости казахстанские земли отходят киргизские территории, на которых расположен карьер в Таласской области, возможно, содержащий золотоносную руду, а также часть дороги между Бишкеком и Иссык-Кулем.
Особое внимание уделяется сотрудничеству в водно-энергетической сфере. Астана и Бишкек подчеркивают необходимость выработки взаимоприемлемой позиции по региональному использованию водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарьи в соответствии со сложившимися гидрологическими условиями.
По мнению директора Группы оценки рисков Досыма Сатпаева, именно гидроэнергетитка может стать основой союза. "Для формирования механизма союза не стоит изобретать велосипед и пойти по пути европейской интеграции, где ядром стал союз угля и стали. В Центральной Азии основой может стать водно-энергетическое сотрудничество. По оценкам международных экспертов, в ближайшие 5 - 10 лет регион ожидает водный кризис, который может перерасти в столкновения и даже коллапсу. Но для этого необходима политическая воля, в первую очередь, Узбекистана и Туркмении. Поскольку именно эти страны не являются сторонниками интеграционных объединений", - отметил эксперт.
Эксперты убеждены: если не будет никаких преград, то Киргизия уже в ближайшем будущем вполне может превратиться в казахстанскую провинцию, где все на корню будет скуплено казахстанским капиталом.
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон (Рахмонов - в 2007 г. в Таджикистане вошло в моду персидское написание фамилий) также поддержал идею Назарбаева и пояснил, что выступает за создание региональной организации, которая дала бы возможность интеграции и развития сотрудничества по всем направлениям между странами региона. "Душанбе считает необходимым создание региональной структуры. По нашему видению, главные особенности этой структуры должны заключаться в следующем. Первое - страны региона становятся членами данной структуры на основе абсолютного равенства прав и обязанностей. Второе - члены организации в первую очередь прилагают усилия для создания единого правового пространства. Третье - эта структура должна обеспечивать свободное перемещение капиталов, услуг, товаров, любой продукции и рабочей силы между странами-членами. Четвертое - главная цель организации должна заключаться в рациональном использовании водно-энергетических ресурсов и минеральных богатств региона. И, наконец, она должна обеспечивать создание единого научно-культурного и гуманитарного пространства. Наш опыт свидетельствует о том, что создание такой структуры требует тщательной подготовки с тем, чтобы ее не постигла участь предыдущих известных всем региональных организаций", - заявил Эмомали Рахмон.
Таджикистан остается небогатой страной с неопределенными перспективами роста. Он остро нуждается в притоке иностранных инвестиций. За последние несколько лет объем казахстанских инвестиций в таджикскую экономику составил 18 млн долларов. По мнению Нурсултана Назарбаева, этого мало. "Пришло время, когда казахстанские деловые круги имеют необходимые финансовые ресурсы для вложения в экономику соседних стран, в том числе и экономику Таджикистана, который является одним из надежных торговых партнеров нашей страны", - отметил казахстанский лидер.
Серьезное преимущество, которое имеет Таджикистан, - дешевая электроэнергия, базирующаяся на богатых гидроэнергетических ресурсах (8-е место в мире), что позволяет республике развивать энергоемкие производства: один только завод по производству алюминия дает 60% экспорта страны. Однако свих денег у Душанбе нет, поэтому вся надежда на инвестиции.
Заинтересованный в дешевой таджикской электроэнергии и в решении водно-энергетических вопросов Казахстан претендует на участие в реализации любых гидроэнергетических проектов в Таджикистане и уже рассматривает возможность инвестирования в строительство Нурабадской ГЭС средней мощности, что на северо-востоке Таджикистана.
Первый шаг на пути объединения Казахстана и Таджикистана уже сделан. Уже по опробованному сценарию Назарбаев учредил Госсовет и Совет министров иностранных дел двух стран в Душанбе. Однако в Таджикистане миллионов не пообещал, как в родственной Киргизии, лишь заявил о создании таджикско-казахстанского инвестиционного фонда с уставным капиталом 100 млн. долларов, 80 миллионов из которых - вклад казахстанской стороны, а остальные 20 миллионов должен изыскать Рахмон. Однако пока все осталось на уровне декларации.
Добавим при этом, что Таджикистан, впрочем как и Киргизия и даже Туркмения, в 2007 - 2008 годах переходят в полную зависимость от поставок казахстанского хлеба: более 60 % потребности страны в зерне и муке покрывается за счет импорта из Казахстана.
Позиция Туркмении, которая всегда держалась в стороне от любых межгосударственных образований, с приходом к власти Гурбангулы Бердымухамедова несколько изменилась. Предложение Нурсултана Назарбаева о создании Центральноазиатского союза туркменского президента заинтересовало. Надо полагать, что такая реакция вызвана тем, что у Ашхабада и Астаны есть совместные проекты без участия России: газопровод в Китай, железная дорога в Иран. Однако при этом четкого заявления относительно вступления в сей союз Бердымухамедов не сделал.
Вместе с тем, эти две страны заинтересованы в двустороннем сотрудничестве. Как отметил Назарбаев, "в настоящее время многие страны ищут альтернативу в получении энергоресурсов. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы вывести углеводородное сырье на международные рынки и продавать их по мировым ценам. В этом и заключается наше сотрудничество, поэтому мы вместе работаем над этими транспортными маршрутами".
По словам Назарбаева, оба государства: Туркмения и Казахстан - одинаково богаты углеводородными ресурсами. "Это главный фактор для нашей совместной деятельности по экспорту энергоресурсов", - заявил в ходе встречи с Назарбаевым Бердымухамедов. При этом стоит отметить, что точных данных о запасах углеводородов в Туркмении нет. Так, по оценкам российских и западных экспертов, Туркмения располагает максимальным потенциалом в пределах от 4 до 15,53 трлн кубометров газа. Ранее Туркменбаши говорил о 23 трлн кубометров, а незадолго до смерти (умер он в декабре 2006 года) заявлял, что запасы газа оцениваются в 42 - 44 трлн кубометров. А на днях власти Туркмении с помпой обнародовали в Лондоне "свежие" данные о запасах нефти и газа. Так, в недрах республики находится около 21 млрд тонн нефти и 24,6 млрд кубометров газа.
Проблема заключается в том, что самостоятельно Туркмения не сможет освоить эти ресурсы: у Ашхабада нет свободных средств, он нуждается в западных инвестициях и технологиях. Для этого Бердымухамедову требуется поддержка Назарбаева, который обещал вывести Туркмению из международной изоляции. Что собственно уже и сделал.
Взамен Гурбангулы Бердымухамедов обещает Казахстану передать в разработку Каспийский шельф. Кроме этого, он готов поступиться "святым" - перспективными месторождениями на суше. Во времена Сапармурата Ниязова добыча газа на суше была объявлена зоной национальных компаний. "Согласно нашим канонам и законам, казахские братья могли бы работать и на суше - в области геологоразведки и в сервисной службе. Это, конечно, большой фронт работ для имеющих опыт казахских партнеров. Что же касается выстраиваемых ими перспектив добывать газ на суше Туркмении, то для этого надо запастись терпением, какое имела китайская CNPC (Китайская национальная нефтегазовая корпорация)", - заявил Бердымухамедов. Как известно, эта компания первой из иностранных компаний получила лицензию на разведку и добычу газа на договорной территории "Багтыярлык" на правобережье Амударьи. Эта зона признана сырьевым источником трубопровода Туркмения - Китай, который пройдет через территорию Узбекистана и Казахстана.
Естественно, Казахстан выступает заинтересованным партнером в реализации этого и другого - Прикаспийского трубопровода, участником которого он является. Это и определяет согласованную трубопроводную политику соседних государств.
Есть еще и другие проекты, в которых заинтересован Казахстан. В частности, подписанный в октябре на встрече в Тегеране проект строительства железной дороги "Север - Юг" с участием Ирана. Новый транспортный коридор станет крупным региональным проектом и сделает короче путь из Европы до портов Персидского залива на 600 километров. В нынешнем году будет открыто паромное сообщение Актау - Туркменбаши. В ближайшее время в Туркмении могут быть открыты представительства казахстанских банков, фондов, промышленных компаний, деятельность которых будет способствовать развитию взаимовыгодного сотрудничества двух стран.
Кроме того, Туркмения переходит в значительную зависимость от казахстанского хлеба. Учитывая это, а также то, что для поставок в Китай газа из Туркмении, Узбекистана и Казахстана "решающий" вентиль будет в руках у Астаны, понятно, что претензии Назарбаева на лидерство лишь укрепляются.
Президент Узбекистана Ислам Каримов, негласно конкурирующий с Нурсултаном Назарбаевым за право лидерства в регионе, не спешит участвовать в этом Центральноазиатском союзе. Тем более, что лет 12 назад именно он выступал инициатором регионального объединения. Правда, если быть до конца последовательным, то вначале Каримов поддержал идею президента Турции Тургута Озала о создании содружества тюркоязычных стран. Воплотиться этой идее помешала скоропостижная смерть Озала. Позднее Ислам Каримов пытался реанимировать эту идею и даже опубликовал книгу под названием "Туркестан - наш общий дом". Очевидно, время для объединения, тогда не наступило, хотя суть интеграционных предложений Ислама Каримова мало чем отличалась от предложений Нурсултана Назарбаева. Можно констатировать, что два государства на протяжении десятка лет с переменной инициативой провозглашают довольно схожие региональные интеграционные идеи (этакий азиатский прообраз Евросоюза), отличающиеся, пожалуй, лишь тем, что каждое из них, естественно, видит в роли лидера именно себя.
Поэтому Узбекистан с недоверием относится к интеграционным предложениям Нурсултана Назарбаева. В частности, директор Фонда региональной политики Сайфиддин Джураев считает инициативу Астаны о создании Союза центральноазиатских государств невзвешенной: "В озвученных инициативах больше пафоса, чем глубоко продуманной, просчитанной во всех отношениях взвешенной стратегии и программы".
По мнению узбекского политолога Рафика Сайфулина, Узбекистан вряд ли присоединится к создаваемому центральноазиатскому союзу. "Для Узбекистана сейчас более актуально сотрудничество в рамках ЕврАзЭС, чем в непонятном союзе", - сказал Р. Сайфулин. По его мнению, на данном этапе Узбекистан будет "приглядываться" к работе созданного в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза, в который вошли Казахстан, Россия и Белоруссия.
По мнению казахстанского эксперта Константина Сыроежкина, главного научного сотрудника Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК, "Казахстан - действительно мощное государство, с мощной экономикой, и его амбиции, в хорошем смысле этого слова, по поводу продвижения интеграционных процессов могут только приветствоваться. Но есть амбиции других государств: Узбекистана, который не согласится объединяться с Казахстаном, Туркмении - в вопросах нефтегазового сектора".
Появление союза для Узбекистана не выгодно хотя бы потому, что каждый союз предполагает создание наднациональных структур. А между центральноазиатскими странами наблюдается высокий уровень недоверия по отношению друг к другу. В частности, в политической элите Киргизии накапливается раздражение в отношении наиболее близкого партнера Казахстана. В Казахстане они видят определенную угрозу экономической и политической экспансии. А в перспективе и потери суверенитета. Для Узбекистана парад суверенитетов в Центральной Азии не закончился", - заявил директор казахстанской Группы оценки рисков Досым Сатпаев. Кроме того, по мнению эксперта, "трудно объединяться сырьевым государствам, которые предпочитают конкурировать и выходить на мировые рынки сырья самостоятельно". Он напомнил, что лишь однажды страны региона объединились, идя на переговоры с "Газпромом". Но это было скорее исключение из правил, поскольку увидели реальную выгоду: закупки центральноазиатского газа пойдут по мировым ценам. В остальном же страны региона предпочитают делать ставку на двусторонние отношения. Впрочем, создание союза возможно, правда в перспективе, когда произойдет смена элит и изменится консервативная политика некоторых стран Центральной Азии.
Противоречия
Претендуя на единоличное лидерство в Центральной Азии, два государства: Казахстан и Узбекистан - достаточно трудно идут на двусторонние контакты. Исключение составляют лишь приграничные районы, к примеру Южно-Казахстанская и Ташкентская области, товарооборот между которыми с каждым годом увеличивается. Есть другие проблемы. К примеру, Узбекистан имеет исторические претензии на ряд городов Шымкентской и Кызылординской областей, перешедших Казахстану в 1920-х годах. Другой болезненный вопрос - раздел водных ресурсов Амударьи и Сырдарьи. Здесь не устранены противоречия, связанные с превышением оговоренных лимитов забора воды из реки Сырдарья в вегетационный период и ее загрязнением, что усиливает проблему дефицита водных ресурсов в южных регионах Казахстана. Актуальными остаются вопросы транспортного взаимодействия. Несогласованность в реализации тарифной политики на железнодорожном транспорте (зачастую имеющая место с казахстанской стороны, которая использует свое выгодное транзитное положение в качестве экономического рычага давления) является сдерживающим фактором не только в интеграции, но и в развитии взаимной торговли двух стран.
Но все это одновременно лишний раз подчеркивает, что обе страны нуждаются друг в друге. Более того, без активного участия Узбекистана, невозможно развитие интеграционных процессов в регионе, поскольку сохраняются проблемы в энергетической, транспортной сферах, в области безопасности.
Однако не только неурегулированные отношения Казахстана и Узбекистана тормозят создание Центральноазиатского союза. В отношениях между другими странами региона также достаточно серьезных претензий друг к другу. Например, сложная история отношений у Узбекистана и Туркмении. Фактически на протяжении последних десяти лет лидеры двух стран (Сапармурат Ниязов и Ислам Каримов) ввели мораторий на общение: введен визовый режим, драконовские меры при пересечении границы, упразднена приграничная торговля. Однако после визита президента Ислама Каримова в Ашхабад в октябре 2007 года часть взаимных претензий была снята. Так, лидеры двух стран договорились в ближайшее время решить все имеющиеся пограничные проблемы и облегчить визовый режим. Спорным остается приграничное нефтяное месторождение Кокдумалак. В соответствии с межправительственным соглашением разработкой месторождения более десяти лет занимается "Узбекнефтегаз", передавая часть добытой нефти туркменской стороне. Но Ашхабад обвиняет соседей в умышленном занижении объемов поставок.
У Ташкента имеются претензии и к Душанбе, и наоборот. Так, Ташкент требует закрытия таджикского алюминиевого завода, указывая на экологические проблемы. Узбекские власти предъявляют претензии по созданию гидроэнергетических объектов на приграничных реках и разработке механизмов сезонной переброски избытка электроэнергии между Таджикистаном, Киргизией и Узбекистаном. Узбекистан направил ноту протеста Таджикистану в связи с намерениями начать строительство ГЭС на реке Зерафшан, что якобы вызовет ухудшение оросительной системы в четырех областях Узбекистана, и требует отказаться от этого проекта.
Таджикистан и Киргизия в свою очередь требуют от Узбекистана скорейшего разминирования границы - Узбекистан отгородился от соседей минами. И только в конце 2007 года было объявлено о намерении разминировать границу, на которой за 7 лет погибло более 200 человек. Кроме этого, от Ташкента требуют отменить "транзитный запрет", в результате которого Таджикистан почти 10 лет не может получать грузы по короткому маршруту - через территорию Узбекистана.
Существуют также межэтнические противоречия - более половины таджиков проживает в экономически отсталых и неразвитых районах Узбекистана: в Сурхадарьинской, Ферганской, Кашкадарьинской областях. Среди населения наблюдается катастрофический уровень безработицы на фоне резкого демографического роста и крайне низкая социальная активность. В то же время в Таджикистане имеется крупная узбекская диаспора, численностью более 1 млн. человек, занимающая в количественном отношении второе место после титульной нации. Узбекские общины, наоборот, активно влияют на экономическую и политическую жизнь Таджикистана, лоббируя "свои" интересы и интересы своей исторической родины. Узбекские анклавы в Таджикистане сплочены, мобильны, обладают финансовыми и даже административными ресурсами воздействия на Душанбе. Видимо, для президента Таджикистана Эмомали Рахмона узбекская "оппозиция" - серьезная головная боль на ближайшее время. Расселение этнических групп таджиков и узбеков практически на 50% не соответствует границам и географическому положению национальных государств - Республики Узбекистан и Республики Таджикистан. Это, естественно, создает почву для многочисленных противоречий, самыми опасными из которых являются межэтнические.
Официальный Душанбе также возмущен визовым режимом, который в одностороннем режиме ввел Ташкент. Вместе с тем Узбекистан, вступив в ЕврАзЭС, в соответствии с январским решением 2006 года стран - участниц организации, обязан был до конца 2006 года присоединиться, в частности, к договору по безвизовым поездкам граждан Таджикистана и Узбекистана. Но до сих пор этого не случилось.
На территории Киргизии - два узбекских анклава (Сох и Шахимардан), в которых живет до 50 тыс. человек. А в Узбекистане имеется киргизский анклав - село Барак, относящееся к сельской управе Ак-Таш Кара-Суйского района Ошской области (Киргизия), с населением 589 человек. Попытки обменяться территориями успехом не увенчались. По мнению международных наблюдателей, анклавы стали инструментом давления Ташкента на Бишкек, вплоть до того, что в Сохе некоторое время назад находились военные подразделения Узбекистана. Это при том, что в мировой практике нахождение в анклавах какой-либо военной силы считается недопустимым. Особые споры между Узбекистаном и Киргизией вызывает граница. Делимитация большей ее части завершена, однако осталось, по различным данным, от 70 до 100 спорных участков. Межправительственная комиссия, созданная для решения проблемы, сталкивается с множеством трудностей в своей работе, исходящих из взаимных противоречий: Ташкент отстаивает принцип проведения рубежей на основе карты 1924 года, Бишкек предлагает взять за отправную точку карту 1955 года. При этом государствам удалось договориться о взаимных безвизовых поездках граждан сроком на 60 дней.
Еще один фактор, становящийся кризисным, лежит в области неконструктивного подхода. Киргизия контролирует водные ресурсы, необходимые для орошения узбекских полей. Взамен Ташкент поставляет Бишкеку газ. Однако вместо взаимовыгодного сотрудничества, стороны используют это положение дел для оказания экономического давления, что нередко приводит к конфликтным ситуациям, разрешать которые приходится на самом высоком уровне.
Создание единого центральноазиатского пространства видится проблематичным. Поскольку в регионе пока нет страны, которая реально могла бы выполнить роль безусловного лидера, которого бы приняли остальные страны. Казахстан и Узбекистан по ряду критериев (экономических, политико-территориальных, демографических) имеют преимущества. Но проблема в том, что ни одна, ни другая сторона не обладают полным набором этих критериев: у Казахстана, скажем, сегодня есть деньги, а Узбекистан - коммуникационно-географический "становой хребет" региона плюс более половины населения Центральной Азии... К восприятию лидера не готовы и находящиеся в стадии становления национальные политические элиты. Они, как считает эксперт Фонда Карнеги Алексей Малашенко, пока слишком однозначно отождествляют свои собственные политические и коммерческие интересы с национальными...
Виктория Панфилова
При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна