26.02.2009, 10:27 723

Депутатский запрос

Депутатский запрос Премьер-министру: целесообразно на первых порах освободить от основных налогов хотя бы некоторые подотрасли машиностроения, такие как электротехническое, транспортное, горнорудное, нефтегазовое и сельскохозяйственное машиностроение

Астана, 25 февраля, Дом Мажилиса. На сегодняшнем пленарном заседании Мажилиса с депутатским запросом к Премьер-министру Республики Казахстан Масимову К.К. выступил депутат Турарбек Асанов:

"При выезде в регион нами проведена встреча с представителями бизнес сообществ объединения юридических лиц "Союз промышленников и работодателей г.Алматы". Участники совещания выразили свою поддержку Президенту Республики Казахстан - лидеру НДП "Нур Отан" Назарбаеву Н.А. и проводимой им политике по поддержанию отечественного товаропроизводителя.

Общеизвестно, что Президент страны с самых истоков независимости нашего молодого государства неоднократно указывал на необходимость развития несырьевых отраслей экономики. Машиностроение как раз относится к данной отрасли, так как способствует технологическому процессу, обладает потенциалом инвестиционной привлекательности и, самое главное, обеспечивает высокую занятость населения, что является актуальным в нынешней ситуации.

Учитывая важность Машиностроения 4 ноября 2008 года на расширенном заседании Фракции НДП "Нур Отан" в Мажилисе Парламента Республики Казахстан был рассмотрен вопрос развития данной отрасли в рамках реализации "Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы". Там же было отмечено, что доля отечественного машиностроения в общем объеме производства снизилась с 15 процентов в 1990 году до 3,5 процентов в 2007 году, а сейчас вследствие экономических проблем и того меньше. На машиностроение приходится всего 1 процент инвестиций Приведенные цифры говорят о критическом положении данной стратегической отрасли.

Также Парламентом страны в целях законодательного обеспечения поручений Главы государства, озвученных 13 октября 2008 года на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан, в кратчайшие сроки приняты необходимые законы, которые позволят вывести страну из кризиса.

Вследствие экономических проблем ситуация на машиностроительных предприятиях ухудшилась. Мониторинг показывает нарастание масштабов высвобождаемой рабочей силы, численности работников, находящихся в вынужденных отпусках, работающих в режиме неполного рабочего дня из-за сокращения объемов производства, частичной приостановки или остановки производства.

Мы уверено, что это временное явление. Как показывает жизнь все, даже кризисы, рано или поздно заканчиваются. Сейчас самое время спокойно, но целеустремленно и упорно заняться восстановлением национальных финансовых систем опираясь на внутренний рынок, через его возрождение и кардинальное увеличение.

В нынешней ситуации необходимо восстановление и интенсивный рост внутренних рынков потребления промышленной продукции. Это возможно в случае осуществления национальными и иностранными компаниями как можно больше закупок продукции отечественного машиностроения (прежде всего, тяжелого), это создаст внутренний сбыт и повлечет большой мультипликативный эффект. В результате каждый вложенный государством тенге, приведет в движение как можно больший объем товаропроизводителей из различных отраслей и генерирует как можно больший ВВП. Все машиностроение должно быть нацелено на замещение импорта.

В настоящее же время в структуре импорта до 43 процентов занимает продукция машиностроения, в то время как в экспорте - всего 2 процента.

Немаловажной проблемой является получение кредитования. Государством выделяются огромные средства на кредитование реального сектора экономики, однако для машиностроения они неприемлемы. Это обусловлено прежде всего спецификой производства, так как машиностроение - это очень денежноемкая отрасль, с более медленной динамикой окупаемости. В связи с чем, необходимо отдельно рассмотреть вопрос кредитования данной отрасли.

Налоги в машиностроении составляют мизерную долю от всех налогов, поступающих в бюджет. Поэтому полагаю, что целесообразно на первых порах освободить от основных налогов хотя бы некоторые подотрасли машиностроения, такие как электротехническое, транспортное, горнорудное, нефтегазовое и сельскохозяйственное машиностроение. При этом эти средства направить на реинвестирование и модернизацию основных фондов, степень изношенности которых составляет около 43%, в том числе их активной части (до 80%). Снижение налогового бремени позволит привлечь средства инвесторов, а также снизить государственную поддержку отрасли.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы также нуждаются в поддержке со стороны государства, так как вследствие нехватки средств у машиностроителей ни одна разработка казахстанских ученых не внедряется в полной мере.

Также особенное значение нужно придать кадровому вопросу. Средний возраст токаря - 50-54 года, через 5-7 лет будет ощущаться острая нехватка кадров. В связи с чем, необходимо создать систему профессионально-технических учебных заведений, которые будут заниматься подготовкой квалифицированных кадров для машиностроительной отрасли.

Уважаемый Карим Кажимканович! Скорейшая модернизация машиностроительной отрасли становиться системным фактором, определяющим экономическое состояние страны в ближайшем будущем. Оказав сейчас государственную поддержку машиностроительному комплексу, у нас есть все предпосылки и условия, чтобы по окончанию кризиса иметь мощное конкурентоспособное на мировом рынке машиностроение, занимающее существенную долю ВВП".

Под этим запросом подписались депутаты К.Бурханов, Г.Исимбаева, Д.Клебанова.

Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК.

Стиль и орфография запроса сохранены.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Эксперты отмечают, что ведущую роль в развитии казахстанского туризма в последние годы играет Алматы. Наибольшую ценность для туристов в Алматы имеет экологический туризм, в частности горный кластер. При этом катастрофическая экологическая обстановка - одна из главных проблем города. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для улучшения экологический ситуации в мегаполисе и развития туризма?