23.12.2015, 10:56 3317

ЕЭК одобрила проект Концепции формирования общего рынка газа ЕАЭС

Минимальный прямой экономический эффект от создания общего рынка газа ЕАЭС составит $1 млрд в год, а с учетом мультипликативного эффекта - еще не менее $3-4 млрд в год.

Астана. 23 декабря. Kazakhstan Today - Члены коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одобрили проект Концепции формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сообщила пресс-служба ЕЭК.

"Представляя проект Концепции, министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Таир Мансуров отметил, что документ разработан в соответствии с Договором о ЕАЭС. Согласно договору, в целях формирования общего рынка газа Союза предусматривается разработка и утверждение до 1 января 2016 года соответствующей концепции, а до 1 января 2018 года - программы. Мероприятия программы должны быть выполнены до 1 января 2024 года. Затем страны Союза заключат международный договор о формировании общего рынка газа ЕАЭС и обеспечат его вступление в силу не позднее 1 января 2025 года", - отметили в пресс-службе, передает Kazakhstan Today.

Также сообщается, что проект Концепции разработан на основе научно-исследовательской работы, проведенной российским Институтом энергетики и финансов. По оценке экспертов института, минимальный прямой экономический эффект от создания общего рынка газа ЕАЭС составит $1 млрд в год, а с учетом мультипликативного эффекта - еще не менее $3-4 млрд в год.

По информации ЕЭК, "в документе определены основные цели, задачи, принципы и этапы формирования общего рынка газа Союза, его функциональная структура, направления взаимодействия субъектов рынка и уполномоченных государственных органов стран ЕАЭС по формированию и обеспечению функционирования этого рынка".

"Формирование общего рынка газа Союза будет осуществляться в три этапа", - подчеркнули в пресс-службе.

На первом этапе, который продлится до 2020 года, будут решаться следующие задачи: гармонизация законодательства государств-членов в области регулирования общего рынка газа Союза; обеспечение доступности и полноты раскрытия информации о свободных мощностях газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов; унификация норм и стандартов на газ государств-членов и нормативно-технических документов, регламентирующих функционирование газотранспортных систем; создание системы информационного обмена на основе информации, включающей сведения о внутреннем потреблении газа, а также о ценообразовании в сфере транспортировки и поставки газа на территориях государств-членов, в том числе об оптовых ценах на газ и тарифах на транспортировку газа по газотранспортным системам.

Кроме этого, в указанный срок планируется разработать и согласовать единые правила доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов, установить порядок осуществления биржевой торговли газом на общем рынке газа Союза, сформировать индикативный (прогнозный) баланс газа Союза и выявить инфраструктурные ограничения при транспортировке газа между государствами-членами, а также разработать предложения по их устранению.

Второй этап (до 2021 года) предполагает: обеспечение функционирования одной или нескольких товарных бирж на территории Союза, на которых могут осуществляться торги газом; обеспечение недискриминационного доступа участников общего рынка газа Союза к биржевым торгам газом на товарных биржах государств-членов; обеспечение доступа участников общего рынка газа Союза к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов, в целях транспортировки и поставки газа между государствами-членами с учетом согласованного индикативного (прогнозного) баланса газа Союза.

В ходе второго этапа также планируется использовать различные механизмы (в том числе долгосрочные заявки поставщиков и потребителей газа) для развития мощностей газотранспортных систем, увеличить инвестиционную активность хозяйствующих субъектов на общем рынке газа Союза, в том числе посредством реализации совместных инфраструктурных проектов, провести консультации между государствами-членами по вопросам транспортировки и поставки газа в третьи страны по направлениям поставки, в которых государства-члены конкурируют или потенциально могут конкурировать между собой.

Третий этап (не позднее 1 января 2025 года), по данным пресс-службы, характеризуется следующими признаками: вступление в силу международного договора о формировании общего рынка газа Союза; обеспечение свободных поставок газа, приобретенного по прямым договорам или на биржевых торгах, между участниками общего рынка газа Союза в требуемых объемах и направлениях; поддержание рыночных цен, обеспечивающих коммерческую рентабельность продажи газа на общем рынке газа Союза; принятие государствами-членами согласованного решения о переходе к равнодоходным ценам на газ на территориях государств-членов.

"Проект Концепции прошел процедуру общественного обсуждения. Он будет рассмотрен на заседании Совета ЕЭК в I квартале 2016 года. Для подготовки проекта Программы формирования общего рынка газа Союза в 2016 году ЕЭК объявит конкурс на проведение соответствующей научно-исследовательской работы", - заключили в ЕЭК.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Эксперты отмечают, что ведущую роль в развитии казахстанского туризма в последние годы играет Алматы. Наибольшую ценность для туристов в Алматы имеет экологический туризм, в частности горный кластер. При этом катастрофическая экологическая обстановка - одна из главных проблем города. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для улучшения экологический ситуации в мегаполисе и развития туризма?