23.12.2015, 10:56 3302

ЕЭК одобрила проект Концепции формирования общего рынка газа ЕАЭС

Минимальный прямой экономический эффект от создания общего рынка газа ЕАЭС составит $1 млрд в год, а с учетом мультипликативного эффекта - еще не менее $3-4 млрд в год.

Астана. 23 декабря. Kazakhstan Today - Члены коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одобрили проект Концепции формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сообщила пресс-служба ЕЭК.

"Представляя проект Концепции, министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Таир Мансуров отметил, что документ разработан в соответствии с Договором о ЕАЭС. Согласно договору, в целях формирования общего рынка газа Союза предусматривается разработка и утверждение до 1 января 2016 года соответствующей концепции, а до 1 января 2018 года - программы. Мероприятия программы должны быть выполнены до 1 января 2024 года. Затем страны Союза заключат международный договор о формировании общего рынка газа ЕАЭС и обеспечат его вступление в силу не позднее 1 января 2025 года", - отметили в пресс-службе, передает Kazakhstan Today.

Также сообщается, что проект Концепции разработан на основе научно-исследовательской работы, проведенной российским Институтом энергетики и финансов. По оценке экспертов института, минимальный прямой экономический эффект от создания общего рынка газа ЕАЭС составит $1 млрд в год, а с учетом мультипликативного эффекта - еще не менее $3-4 млрд в год.

По информации ЕЭК, "в документе определены основные цели, задачи, принципы и этапы формирования общего рынка газа Союза, его функциональная структура, направления взаимодействия субъектов рынка и уполномоченных государственных органов стран ЕАЭС по формированию и обеспечению функционирования этого рынка".

"Формирование общего рынка газа Союза будет осуществляться в три этапа", - подчеркнули в пресс-службе.

На первом этапе, который продлится до 2020 года, будут решаться следующие задачи: гармонизация законодательства государств-членов в области регулирования общего рынка газа Союза; обеспечение доступности и полноты раскрытия информации о свободных мощностях газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов; унификация норм и стандартов на газ государств-членов и нормативно-технических документов, регламентирующих функционирование газотранспортных систем; создание системы информационного обмена на основе информации, включающей сведения о внутреннем потреблении газа, а также о ценообразовании в сфере транспортировки и поставки газа на территориях государств-членов, в том числе об оптовых ценах на газ и тарифах на транспортировку газа по газотранспортным системам.

Кроме этого, в указанный срок планируется разработать и согласовать единые правила доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов, установить порядок осуществления биржевой торговли газом на общем рынке газа Союза, сформировать индикативный (прогнозный) баланс газа Союза и выявить инфраструктурные ограничения при транспортировке газа между государствами-членами, а также разработать предложения по их устранению.

Второй этап (до 2021 года) предполагает: обеспечение функционирования одной или нескольких товарных бирж на территории Союза, на которых могут осуществляться торги газом; обеспечение недискриминационного доступа участников общего рынка газа Союза к биржевым торгам газом на товарных биржах государств-членов; обеспечение доступа участников общего рынка газа Союза к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов, в целях транспортировки и поставки газа между государствами-членами с учетом согласованного индикативного (прогнозного) баланса газа Союза.

В ходе второго этапа также планируется использовать различные механизмы (в том числе долгосрочные заявки поставщиков и потребителей газа) для развития мощностей газотранспортных систем, увеличить инвестиционную активность хозяйствующих субъектов на общем рынке газа Союза, в том числе посредством реализации совместных инфраструктурных проектов, провести консультации между государствами-членами по вопросам транспортировки и поставки газа в третьи страны по направлениям поставки, в которых государства-члены конкурируют или потенциально могут конкурировать между собой.

Третий этап (не позднее 1 января 2025 года), по данным пресс-службы, характеризуется следующими признаками: вступление в силу международного договора о формировании общего рынка газа Союза; обеспечение свободных поставок газа, приобретенного по прямым договорам или на биржевых торгах, между участниками общего рынка газа Союза в требуемых объемах и направлениях; поддержание рыночных цен, обеспечивающих коммерческую рентабельность продажи газа на общем рынке газа Союза; принятие государствами-членами согласованного решения о переходе к равнодоходным ценам на газ на территориях государств-членов.

"Проект Концепции прошел процедуру общественного обсуждения. Он будет рассмотрен на заседании Совета ЕЭК в I квартале 2016 года. Для подготовки проекта Программы формирования общего рынка газа Союза в 2016 году ЕЭК объявит конкурс на проведение соответствующей научно-исследовательской работы", - заключили в ЕЭК.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      В Казахстане онлайн-мошенничество приняло катастрофический характер. На сегодняшний день онлайн-кредитование является не только удобным благом цифровизации, но и распространенным способом мошенников для обмана и грабежа граждан. Считаете ли вы, что в Казахстане необходимо запретить онлайн-кредитование и микрозаймы МФО под сумасшедшие проценты?