16.02.2012, 18:33 6848

Электроэнергия от возобновляемых источников будет поставляться по фиксированным тарифам

Сегодня в комитете мажилиса по вопросам экологии и природопользования презентован правительственный проект закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии".

Астана. 16 февраля. Kazakhstan Today - Электроэнергия, вырабатываемая от возобновляемых источников, будет поставляться по фиксированным тарифам, сообщает пресс-служба мажилиса, передает Kazakhstan Today.

Как отмечается в распространенном сообщении, сегодня в комитете по вопросам экологии и природопользования презентован правительственный проект закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии".

Казахстан, по экспертным оценкам, располагает значительным потенциалом возобновляемых ресурсов. Перспективными районами для развития ветроэнергетики являются Алматинская область, это - Джунгарские ворота, Шелекский коридор, Акмолинская (Ерейментау), Жамбылская (Кордай) области и другие регионы.

"В 2009 году в целях создания законодательной базы для развития возобновляемой энергетики в республике был принят закон "О поддержке использования возобновляемых источников энергии". Но заметной инвестиционной активности пока нет. Поэтому правительством внесен законопроект, предусматривающий введение системы фиксированных тарифов на поставку энергии, производимой объектами по использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ)", - уточняется в сообщении.

Вице-министр индустрии и новых технологий Бахытжан Джаксалиев в ходе презентации законопроекта пояснил, что необходимость развития возобновляемых источников энергии в стране обуславливается наличием ряда факторов. В их числе - имеющийся большой потенциал данных источников - свыше 1 трлн кВт-ч, в том числе ветропотенциал порядка 920 млрд кВт-ч. К примеру, по Алматинской области технически возможный для использования потенциал малых ГЭС составляет порядка 10 млрд кВт-ч.

Также развитие возобновляемых источников энергии затрагивает экологические вопросы, связанные с изменением климата.

"При этом необходимо отметить, что ввиду непостоянства возобновляемых источников темпы их развития должны быть оптимальными и регулируемыми государством с точки зрения балансирования и устойчивости энергосистемы", - подчеркивается в сообщении.

Вместе с тем отмечается, что начатая работа в области использования возобновляемых источников энергии после принятия закона от 4 июля 2009 года по их поддержке выявила ряд проблемных вопросов, требующих решения на законодательном уровне. В частности, невозможность изменения целевого назначения земельных участков с целью размещения объектов ВИЭ, а также сложности при определении отпускной цены от объектов ВИЭ.

"На практике сложилась ситуация, при которой ряд проектов ВИЭ не может быть реализован в связи с затруднениями, связанными с получением разрешении на использование земельного участка. Так, к примеру, является невозможной реализация проектов в области строительства объектов ВИЭ в связи с затруднениями при переводе целевого назначения земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель иного, несельскохозяйственного назначения", - пояснили в пресс-службе.

Согласно Земельному кодексу, перевод земель из одной категории в другую в связи с изменением их целевого назначения производится правительством РК, местными исполнительными органами в пределах их компетенции по предоставлению и изъятию земельных участков. Но, согласно статье 90 Кодекса, изъятие земель определенных категорий для строительства объектов ВИЭ не предусматривается, в связи с чем требуется внесение дополнений в статью 90 Земельного кодекса, отмечается в сообщении.

Касательно установления цены от ВИЭ в сообщении поясняется, что при существующей системе для каждого проекта уровень и срок окупаемости инвестиционного тарифа рассматривается индивидуально на стадии ТЭО и согласовывается уполномоченным или местным исполнительным органом. При этом не все проекты с точки зрения выбора оборудования и места расположения являются целесообразными. Согласно существующему закону "О поддержке использования ВИЭ", нет оснований отказать любому проекту (в том числе являющемуся экономически неэффективным).

К недостаткам существующей системы установления тарифа относится: излишний административный барьер; необходимость индивидуального рассмотрения и согласования в госорганах ТЭО каждого проекта в отдельности с привлечением высококвалифицированных специалистов; коррупциогенность процесса установления отпускного тарифа на основании индивидуального ТЭО ввиду заинтересованности инвестора в завышении тарифа.

Кроме того, как отметили в мажилисе, в настоящее время на согласование могут быть представлены нецелесообразные с экономической точки зрения проекты, для окупаемости которых требуются неприемлемо высокие тарифы. При этом основания для отказа в утверждении таких тарифов, ввиду отсутствия соответствующих критериев, не предусмотрены.

Также развитие ВИЭ ввиду высоких отпускных тарифов связано с повышенными затратами потребителей электроэнергии и поэтому, несмотря на огромный потенциал ВИЭ в Казахстане, темп их развития должен контролироваться государством. Однако существующая система утверждения тарифов не дает правительству необходимого для такого контроля инструмента, разъяснили в пресс-службе.

Вместе с тем в сообщении отмечается, что в мире существует ряд мер поддержки, при этом выделяют две основные - это: система фиксированных тарифов и механизм зеленых сертификатов. При этом мировой опыт большинства развитых стран (особенно Германии, США, Испании, Австрии и др.) показывает, что именно введение системы фиксированных тарифов позволило осуществить крупномасштабную реализацию проектов по ВИЭ до необходимого уровня.

Как было проанализировано профильным министерством, ни в одной из мировых стран не применяется система индивидуального установления тарифа.

"Введение фиксированных тарифов выступит гарантией для инвесторов по возвратности вложенных средств, поможет внести ясность по величине тарифов от объектов ВИЭ, учитывая тот факт, что сфера использования ВИЭ является капиталоемкой и без предлагаемого рода гарантий привлечь потенциальных инвесторов в область ВИЭ будет затруднительным. В целом для системы фиксированных цен административные и операционные расходы низкие. Инвестор должен рассчитать все расходы и риски для объекта ВИЭ, тщательно сравнить это производство с утвержденными тарифами и принять решение "за" или "против" инвестирования", - пояснили в пресс-службе.

При этом отмечается, что фиксированные тарифы будут устанавливаться правительством на долгосрочный период времени, который также будет фиксироваться. Величина и срок действия тарифов будет различным для различных видов ВИЭ. Фиксированные тарифы пересматриваются в зависимости от достижения установленных целей через определенные промежутки времени и переутверждаются для последующих новых проектов, при этом для реализованных проектов будут действовать фиксированные величины ранее установленных тарифов на гарантированный срок.

Разработчики проекта подчеркивают, что при данной системе существуют равные для всех инвесторов и заранее известные основные условия, необходимые для принятия решения об инвестировании. Коррупционная составляющая при установлении тарифов исключается. В первую очередь будут реализованы наиболее целесообразные с экономической точки зрения проекты. Условия для привлечения финансирования от банков будут более благоприятные ввиду заблаговременного определения фиксированного тарифа на период окупаемости и их гарантирования в соответствии с законом.

Законопроектом также предусматривается расширение компетенции правительства РК по:

утверждению правил определения фиксированных тарифов на поставку энергии, производимой объектами по использованию возобновляемых источников энергии; утверждению и пересмотру фиксированных тарифов на поставку энергии, производимой объектами по использованию возобновляемых источников энергии; утверждению типовой формы договора купли-продажи электрической энергии, произведенной объектами по использованию возобновляемых источников энергии.

К компетенции уполномоченного органа, помимо разработки вышеназванных актов, также отнесено ведение учета и опубликование на ведомственном интернет-ресурсе перечня энергопроизводящих организаций, использующих возобновляемые источники энергии, уточняется в сообщении.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      С марта Казахстан перевели на единый часовой пояс. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года тарифы на электроэнергию в Казахстане выросли примерно на 20%. Стали ли вы платить больше за электричество после перехода единый часовой пояс?