Лондон. 23 октября. Kazakhstan Today - Fitch Ratings изменило прогноз по рейтингу АО "НК "Казахстан темир жолы" (КТЖ) со "Стабильного" на "Негативный".
"Одновременно Fitch подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) и приоритетный необеспеченный рейтинг КТЖ на уровне "BBB". Приоритетный необеспеченный рейтинг Kazakhstan Temir Zholy Finance B.V. также подтвержден на уровне "BBB", - говорится в сообщении Fitch, передает Kazakhstan Today.
Как поясняет Fitch, изменение прогноза отражает мнение аналитиков агентства об ослаблении государственной поддержки в период быстрого ухудшения самостоятельной кредитоспособности КТЖ. Об этом свидетельствуют отсутствие повышений тарифов и продолжающиеся дивидендные выплаты в денежной и натуральной форме от КТЖ ее государственной материнской структуре. В случае недостаточности повышений тарифов или другой поддержки после 2015 года, это приведет к понижению рейтингов.
В настоящее время рейтинг компании на один уровень ниже суверенного, что основано на мнении Fitch о по-прежнему сильных связях с государством и ожиданиях, что оно предоставит достаточную и своевременную материальную поддержку группе в случае необходимости. Самостоятельная кредитоспособность КТЖ в настоящее время ослабла и соответствует скорее уровню "BB-", чем "BB+".
"Мы применяем разницу в один уровень между суверенным рейтингом и рейтингом КТЖ с учетом сильных стратегических и операционных связей с государством, но отсутствия значительных прямых гарантий или положений о кросс-дефолте. Разница в одну ступень основана на наших ожиданиях, что государство предоставит достаточную материальную поддержку КТЖ для обслуживания ее обязательств", - указывается в сообщении.
В то же время Fitch отмечает, что в 2015 году финансовые показатели КТЖ ухудшились сверх ожиданий аналитиков агентства при пока недостаточном предоставлении компании существенной финансовой поддержки. Кроме того, КТЖ испытывает нагрузку в форме денежных дивидендов и строительства различных зданий, запрошенных государством в 2012-2014 годах, которые компания финансирует за счет собственных средств и отражает как выплаты "в натуральной форме" (например, многофункциональный ледовый дворец). Если государство позволит сохранение слабых финансовых показателей КТЖ в обозримом будущем, Fitch пересмотрит уровень поддержки, учитываемый в рейтинге.
Также сообщается, что ряд негативных событий в 2015 году сказался на финансовых показателях КТЖ. Они включают замораживание тарифов на грузовые перевозки, падение грузооборота и девальвацию тенге к доллару США почти на 50% с августа этого года. В результате Fitch ожидает, что скорректированный валовый леверидж по денежным средствам от операционной деятельности (FFO) у КТЖ увеличится до 5,4x в 2015 году по сравнению с 3,3x в 2014 году, а обеспеченность процентных платежей по FFO снизится с 6,2x до 3,1x. С учетом непростых экономических перспектив в Казахстане и соседней России и более слабых прогнозов роста в Китае Fitch не ожидает восстановления левериджа компании до менее 5,0x в среднесрочной перспективе, если она не получит материальную поддержку от государства или не предпримет более значительное сокращение финансируемых ей капитальных расходов.
Бизнес-профиль КТЖ продолжает получать преимущества от монопольных позиций компании, а также от относительно диверсифицированной структуры продуктов и клиентской базы со сбалансированным присутствием на внутреннем, транзитном и экспортном рынках. В то же время ослабление показателей кредитоспособности, в частности увеличение левериджа, оказывает существенное давление на кредитное качество компании, оценку которого Fitch пересмотрело с "BB+" до "BB-".
По информации Fitch, тарифы на грузовые и пассажирские перевозки не были повышены в 2015 году ввиду обеспокоенности государства относительно негативного влияния подобного повышения на ослабленную экономику страны. Это отрицательно сказалось на генерировании денежных потоков и финансовом профиле КТЖ.
"Компания ожидает увеличение тарифов, близкое к инфляции, в ближайшие пять лет. Мы считаем неопределенность относительно тарифов высокой ввиду неопределенности относительно влияния девальвации тенге на экономику страны. Для поддержания финансового профиля КТЖ может потребоваться существенно сократить свои инвестиции в случае увеличения тарифов лишь на уровне инфляции", - указывается в сообщении.
КТЖ реализует ряд инициатив по сокращению расходов, чтобы частично сгладить негативное влияние замораживания тарифов и снижения грузооборота. Такие инициативы привели к снижению операционных расходов на 16,6% в 1 полугодии 2015 года. Компания также уменьшила план капиталовложений на 23% на 2015-2018 годы и имеет гибкость по его дальнейшему сокращению в случае необходимости (потенциально еще на 24%). Хотя эти меры являются позитивными для кредитоспособности, их преимущества ограничены негибкой базой затрат компании и необходимостью значительных инвестиций в соответствии с планами Казахстана максимизировать свой транзитный потенциал, отмечает Fitch.
КТЖ осуществляет дополнительные инфраструктурные проекты, связанные с экономической политикой страны "Нурлы жол". Fitch ожидает, что эти проекты получат государственное финансирование, поскольку строящиеся и модернизируемые активы юридически не принадлежат компании. Пока КТЖ получила 44 млрд тенге из общей суммы в 83 млрд тенге одобренного государственного финансирования по этим инвестиционным проектам.
Тенге потерял около 50% своей стоимости относительно доллара США после перехода правительства к плавающему обменному курсу в августе 2015 года. КТЖ подвержена колебаниям валютного курса ввиду валютного несоответствия между ее доходами и долгом. На конец сентября 2015 года 59% валового долга было номинировано в иностранной валюте (преимущественно в долларах США) в сравнении с лишь 20% выручки (главным образом за транзитные перевозки, номинированной в швейцарских франках). Большинство затрат и капитальных вложений номинированы в тенге. По оценкам Fitch, девальвация тенге в 2015 году увеличила скорректированный валовый леверидж компании по FFO на 0,6x.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.