24.11.2006, 15:07 485

Караван: Решающая партия

Политическое поле страны продолжает меняться. Правящий "Отан" становится все крупнее, но его окружает все больше карликовых партий с одинаковыми программами. Специально для читателей "Каравана" политическую картину Казахстана комментирует Дарига Назарбаева.
Политическое поле страны продолжает меняться. Правящий "Отан" становится все крупнее, но его окружает все больше карликовых партий с одинаковыми программами. Специально для читателей "Каравана" политическую картину Казахстана комментирует Дарига Назарбаева.  
 
– Партия "Отан", одним из лидеров которой Вы теперь являетесь, продолжает укрупняться – скоро в нее будет вливаться Гражданская партия. Вы считаете такое объединение благом для партии?  
 
– Главное, что я считаю его благом для страны. Сейчас не тот момент в нашей истории, когда на политическом поле нужны партии со схожей программой и лишь незначительными идеологическими расхождениями. В Польше, например, три партии представляют только крестьян – одна тех, кто победнее, другая – середняков, третья – зажиточных. У нас другая ситуация – прежде чем перейти к такой политической дискретности, мы должны решить базовые проблемы общества, гарантировать обеспеченную жизнь всех его слоев. И одна крупная центристская партия справится с этой задачей лучше, чем три раздробленных.  
 
Причем я уверена, что и объединение оппозиции было бы очень полезным шагом для нашего политического поля. Ведь сегодня вместо того, чтобы собраться вместе и предлагать свои решения задач, стоящих перед страной, оппозиционные партии борются друг с другом за лидерство на протестном электоральном поле. После выборов оппозиционных партий стало еще больше.  
 
Нелучшим образом обстоят дела и в так называемом пропрезидентском лагере – сегодня в нем теснятся уже семь партийных образований, включая объявивший себя партией "Атамекен". В действительности это отражает отсутствие единства в рядах правящей элиты. Такая раздробленность ослабляет и оппозиционный, и пропрезидентский лагеря.  
 
Но в перспективе процесс объединения неизбежен для обоих лагерей, если только речь действительно идет о серьезной работе в интересах страны и народа, а не об узких карьерных соображениях лидеров. А сложение сил всегда дает новые идеи, новое качество партийной работы.  
 
– Можно ли сегодня говорить о том, что есть уже такая партия – новый "Отан"?  
 
– На бумаге – да. Если верить докладам и отчетам, мы имеем мощную партию, которая опирается на широкую народную поддержку, располагает десятками работающих филиалов и вообще является главной политической силой в стране. В реалиях все не так радужно.  
 
У нас есть громоздкий аппарат, есть десятки страниц политической программы, есть все атрибуты настоящей партии – но есть ли у этого политического института действительно убежденные сторонники и влияет ли он на ситуацию в стране?  
 
Нужно честно признать, что вся конструкция "Отана" до сих пор целиком выстроена на поддержке, которую партии оказывает президент страны. Как долго она продержится без такой опоры?  
 
И это свидетельствует не об авторитарности руководителя, а о несовершенстве выстроенной партийной структуры. А все должно быть по-другому: это "Отан" должен служить опорой для главы государства, а не наоборот.  
 
Полагаю, что власть адекватно оценивает потенциал "Отана". Утвержденная система выдвижения кандидатов в акимы районов и городов показывает ее недоверие к собственной партии. Практически ни центральные, ни местные руководящие органы партии не участвовали в выдвижении кандидатов в акимы. Такая же практика сложилась и при выдвижении кандидатов в депутаты маслихатов от партии. Все отдано на откуп местным акимам. Так быть не должно.  
 
И главным критерием отбора людей для работы в государственных органах по-прежнему остается личная преданность акиму, сотруднику администрации президента или правительства – кому угодно, кроме партии.  
 
Эту практику нужно менять в корне. Наша партия должна стать реальным политическим институтом. Если модернизация политической системы подразумевает усиление роли партий, то и "Отан" должен быть готов к этому. Задача нашей организации – не считаться и не казаться, а стать сильной партией власти, которая не страшится честной политической конкуренции. Для этого нужно укреплять внутрипартийную структуру, менять механизмы принятия решений, методы работы со своим активом, сторонниками. Активизировать молодежное крыло партии. Открыть дорогу во власть талантливым молодым активистам партии.  
 
– Достаточно резкие высказывания для одного из лидеров партии.  
 
– Я могу себе позволить критиковать именно потому, что состою теперь в этой организации. И считаю, что нам предстоит сделать большую работу по строительству того нового "Отана", о котором вы говорили. Если же убеждать себя и других, что все хорошо, всего уже добились, – то ничего в итоге и не получится.  
 
А после объединения партия, название которой осталось на фронтоне, уже не может быть прежней. Слияние "Отана" и "Асара" означает для нас появление крепкой партийной структуры, не зависящей от так называемого административного ресурса.  
 
Я же по-прежнему считаю, что административная поддержка – это не благо, а большая проблема для партии, которая претендует на роль лидера в обществе. Льготы и привилегии способны лишь ослабить партию, снизить уровень ее чувствительности к нуждам соотечественников.  
 
– Как прошел процесс объединения двух партий?  
 
– Нельзя сказать, что объединение происходит безболезненно и полностью завершено. “Семейной идиллии” пока нет. Да и иллюзии на этот счет у руководства партии не было. Существенно обновился состав руководства партийных филиалов. Можно сказать, что в основном баланс интересов обеих партий постарались соблюсти, хотя и не во всех областях. В предстоящий период проведения областных партийных конференций планируется устранить допущенные недочеты и перекосы. Но мы настроены на конструктивный лад и смотрим в будущее с оптимизмом.  
 
Сегодня асаровцы избраны в политсовет и бюро политсовета партии, работают в центральном аппарате, являются заместителями председателей областных филиалов, а также входят в состав областных политсоветов и бюро.  
 
У нас нет разногласий в главном вопросе – необходимости обновления устава и программы партии. С этой целью решением бюро политсовета партии создана редакционная комиссия. Со всей страны в редакционную комиссию поступают предложения и рекомендации. Проводятся "круглые столы" с участием общественных организаций, чтобы охватить как можно более широкий спектр мнений. Мы благодарны всем членам партии и нашим сторонникам, которые принимают в этом самое деятельное участие.  
 
После одобрения результатов работы редакционной комиссии политсоветом партии будет проведен съезд, на котором эти документы будут рассмотрены. Вот тогда можно будет говорить о завершении процесса объединения. Огромную работу провели молодые отановцы и активисты движения "Выбор молодых". Они с середины октября организовали сбор предложений – рекомендаций для обновления программы партии от молодежи, провели по всей республике "круглые столы" и передали обобщенные рекомендации в партию.  
 
В контексте политических реформ мы претендуем на роль партии парламентского большинства, формирующей правительство и исполнительную власть на местах. Это непростая задача, она требует перестройки и модернизации всей структуры "Отана", выработки новых подходов и методов организации идеологической и пропагандистской работы.  
 
– Вы считаете, что партия реально может быть тем инструментом, который может обеспечить процветание?  
 
– Если бы я так не считала, то не потратила бы ни одного дня на создание партии "Асар" в свое время, а теперь не входила бы в руководство "Отана". Партии станут действенным инструментом государственной политики, если мы реформируем избирательную систему, усилим законодательный орган страны, изменим порядок формирования правительства. Реформа политической системы подхлестнет политическую конкуренцию, сделает работу победившей на выборах партии прозрачной и жестко контролируемой в первую очередь конкурентами. А это снизит уровень коррупции, дисциплинирует чиновничество.  
 
Работа государственной комиссии, возглавляемой президентом страны, делает мечту о модернизации политической системы все более осязаемой.  
 
Я уверена, что наше общество нуждается не в атрибутах демократического строя, а в реальных демократических инструментах. Это теперь понимают все участники политического процесса. Нам нужна пресса, способная видеть и критиковать ошибки руководства, оппозиция, которая может предлагать свои варианты решения проблем, и партии, представляющие интересы разных групп общества.  
 
И парламент нам нужен не для того, чтобы показывать где-нибудь в ОБСЕ: вот, дескать, у нас на бумаге разделение властей хорошо прописано, – а для того, чтобы это разделение реально работало. Для этого законодательная власть должна подчиняться не правительству с его интересами, а избирателям с их проблемами и заботами.  
 
Настоящая партия в демократическом обществе – это, во-первых, идеологический институт, который собирает сторонников вокруг своей политической платформы. И партией власти становится та, чьи взгляды разделяет большинство в обществе. Остальные формируют оппозицию или вступают в блоки.  
 
Во-вторых, настоящая партия представляет интересы конкретной группы населения. Как мы уже говорили, нам далеко до польской ситуации, где партии могут позволить себе роскошь отстаивать уже специфические интересы разных прослоек. И все-таки одна партия не может представлять одновременно и интересы рабочих, и интересы крупных промышленников, скажем. Так не бывает.  
 
– Чьи интересы защищает большой "Отан"?  
 
– Среднего класса прежде всего. Тех, кто составляет основу общества, – кто зарабатывает себе на жизнь, будь то в частной сфере или в бюджетной. Это предприниматели мелкого и среднего звена. Это врачи и учителя. Это те, кто работает на земле и в цехах. Сегодня у всех этих групп есть общий интерес: им нужно, чтобы в обществе не было потрясений и чтобы страна стабильно развивалась, имела возможность улучшать и укреплять благосостояние своих граждан.  
 
Им нужно, чтобы коррупция начала отступать и чтобы человек, живущий по закону, гарантированно не имел проблем с силовыми органами. Чтобы полиция ловила преступников, а налоговая занималась сбором налогов – и ничем больше. Чтобы суды выносили праведные решения, а прокуратура реально следила за соблюдением законов в стране.  
 
У этих людей есть своя собственность, и им нужно, чтобы закон эту собственность защищал. И нужны условия, чтобы ее можно было приумножать. Чтобы их дети получали качественное образование, а родители – достойные пенсии. Им нужно, чтобы в больницах лечили, а не занимались поборами. Им важно не бояться завтрашнего дня – даже если они потеряют работу.  
 
Вот когда мы решим все эти базовые вопросы, когда создадим в стране такую здоровую обстановку, тогда уже можно будет разукрупняться и заниматься более детализированными интересами разных групп. А пока и крестьянин, и рабочий, и бизнесмен, и пенсионер реально могут состоять в одной партии. В случае, если эта партия убедит их, что действительно бьется за их интересы, конечно.  
 
– А как же крупные промышленники?  
 
– Мне кажется, они и сами справляются с защитой своих интересов. Еще неизвестно, не от их ли растущих аппетитов обществу нужно защищаться...  А на самом деле им ведь также нужна стабильная страна, иначе все их предприятия могут встать так же, как они стояли в начале девяностых прошлого века. Каким бы крупным ни был бизнес, его могут подорвать социальная напряженность и недовольство населения.  
 
К тому же очень показателен пример Венесуэлы, которая, на фоне всеобщего недовольства граждан страны своим уровнем жизни, национализировала нефтяную сферу.  
 
Социальное напряжение есть и у нас. Посмотрите, что произошло на Тенгизе – там долго закрывали глаза на социальные проблемы и неравенство рабочих из разных регионов. В итоге – брутальный взрыв протеста. Или та же Караганда, где шахты и производства останавливались на забастовку. Кому это выгодно? Может, легче просто не доводить людей до такого состояния, а решать проблемы, пока они еще решаемы?  
 
Но опять же крупный бизнес не пойдет на это, пока его не обяжет строгий закон. А чтобы его принять, нужны сильные партии, которые имеют мандаты от своих избирателей – а не от разного рода личных покровителей. 

Александр ШУХОВ
     
При использовании информации ссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      С марта Казахстан перевели на единый часовой пояс. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года тарифы на электроэнергию в Казахстане выросли примерно на 20%. Стали ли вы платить больше за электричество после перехода единый часовой пояс?