10.11.2006, 17:19 1130

Караван: Заход на посадку над хижиной дяди Васи

Наверное, всему виной наши бескрайние просторы. Они у нас столь обширны, что душа просто требует полета. И всякие низменные материи типа рачительности, хозяйского подхода и бережного расходования средств ей просто противны. Какое хозяйство, когда направо посмотришь - бескрайняя степь, налево - седые горные вершины. И пустыни у нас, и великие реки, и высыхающие моря - красота!
1. Хижина дяди Васи  
 
Наверное, всему виной наши бескрайние просторы. Они у нас столь обширны, что душа просто требует полета. И всякие низменные материи типа рачительности, хозяйского подхода и бережного расходования средств ей просто противны. Какое хозяйство, когда направо посмотришь - бескрайняя степь, налево - седые горные вершины. И пустыни у нас, и великие реки, и высыхающие моря - красота!  
 
Это в Европе только из одного города выехал, уже в другой въехал, а чуть зазевался - уже в соседнем государстве (такое реально случается). Оттого они и такие мелочные, каждую копейку берегут и бюджет свой тратят на самое необходимое. У нас же до другого города самолетом лететь надо, вот нам во всем размах и нужен.  
 
Так мы и расходуем свои национальные богатства: кому помощь позарез, тот ничего никогда не получит. А за кем нужен глаз да глаз, тому мы щедрой рукой - распоряжайся, пожалуйста, на свое здоровье и усмотрение. За примерами далеко ходить не надо. На соседних страницах наши корреспонденты пишут из разных уголков необъятной страны вполне однотипные истории.  
 
Жители погоревшего Бегеневского лесхоза так и остаются бездомными. 3 октября у них сгорело все - жилища, скарб, деньги и документы. А на дворе уже ноябрь, и зима на пороге (только двора-то не осталось). Единственная помощь, которую получили погорельцы, пришла от простых казахстанцев - кто помог одеждой, кто едой. Те же, кому доверено управлять государственной машиной, привычно озабочены другим: как бы подороже мебель для бездомных купить.  
 
Благотворительный счет ведь работает, и деньги на нем уже какие-то есть. Только самим бездомным этих денег никогда не дадут, им ни номера счета не сказали, ни величины сумм, которые на нем лежат. А мебель, конечно, чиновники нашли и уже купили - по цене вдвое дороже, чем на рынке. Душа ведь размаха требует.  
 
Из Коктумы пишут - это поселок на две с половиной тысячи душ на побережье нашего легендарного Алаколя. Вот этот самый легендарный Алаколь постепенно смывает со своего побережья жилые дома. Три улицы уже ушли под воду. Прибрежных жителей нужно срочно отселять в безопасные районы подальше от озера. Но никто их отселять не будет - если в бюджет и заложат нужные деньги, то до поселка они дойдут только через год-два. Потом чиновникам еще нужно будет самые дорогие варианты постройки выбрать. А до сезона штормов на Алаколе остался максимум месяц.  
 
В рабочих поселках в Восточном Казахстане водопровод развалился, сельчане добывают воду бидонами на заброшенном руднике. Пить ее, по-хорошему, нельзя, но совсем без воды долго не протянешь. И надо же, как раз в это время по стране победно шагает многомиллиардная программа "Питьевые воды" - филологи бы придрались, конечно, что питьевую воду склонять во множественном числе не полагается, но не в том дело.  
 
Как все мы прекрасно понимаем, связи между замечательной дорогостоящей государственной программой и рабочим поселком в Восточном Казахстане ровным счетом никакой. Деньги благополучно расходуются, и отчеты наверняка победоносные пишутся, но дядя Вася в Березовке так и будет ходить к руднику с бидоном.  
 
Потому что расходованием народных средств, выделенных на полезную программу, занимаются те, у кого чистая вода и так благополучно течет из крана. А как объяснял нам основоположник социологической науки Абрахам Маслоу, чем выше у человека жизненный уровень, тем больше у него потребностей. Это дядя Вася бы деньги на свой водопровод потратил и был бы счастлив. А безымянному чиновнику - ему же дочери на день рождения новый "мерседес" еще подарить надо.  
 
2. Заход на посадку  
 
А еще на этой неделе развивалась другая показательная история - со скандально знаменитым тендером "Казаэронавигации", о котором мы писали на прошлой неделе. Ситуация там, напомним, очень простая. В конкурсе на поставку навигационного оборудования для алматинского аэропорта боролись крупнейший мировой производитель радиолокационных систем (британско-норвежская корпорация Park Air Systems) и никому не известная крохотная компания-перекупщик (немецкая Ban2000). При этом разница в цене оказалась неприличной: производитель просил 2,9 миллиона евро, посредник - 4,8 миллиона.  
 
Дальнейшие сравнения оказались и того интересней. Англичане обещали поставить свое оборудование за шесть месяцев, немецкие посредники - за двенадцать. Выяснилось заодно, что в компании Park Air трудятся 400 человек, а весь штат Ban2000 умещается в однозначную цифру - 7. И весь годовой оборот у этого карлика меньше цены, запрошенной им за оборудование. В общем, как любили раньше писать в рекламных объявлениях, "ваш надежный деловой партнер" в деле, где речь идет о безопасности тысяч пассажиров, ежедневно принимаемых алматинским портом.  
 
Как вы уже знаете или догадались, выиграл в тендере карлик-посредник с раздутой ценой. Это, так сказать, краткое содержание первой серии. Но не успел выйти в свет прошлый номер "Каравана", как пресс-конференцию с ответом на нашу публикацию созвал сам главный навигатор страны Сергей Дабусович Кульназаров. Странное дело - когда мы статью готовили, все сотрудники "Казаэронавигации" поуходили в срочные отпуска и никаких устных комментариев нам дать не могли. А здесь - целая пресс-конференция.  
 
Признаться, мы ожидали, что Сергей Дабусович даст нам профессиональное убедительное объяснение, почему мы не правы и почему покупать оборудование нужно именно задорого у неизвестной компании. Что-нибудь вроде "гайка N.20872 артикул YLPRS" из предложения англичан никак не соответствует ГОСТу номер такому-то, и оттого она и дешевле, что некондиционная. Как мы честно признавались, в навигации мы не специалисты и перед таким аргументом бы немедленно капитулировали.  
 
Вместо этого нам рассказали, что справка из казахстанской налоговой в предложении Park Air - о ужас! - не была подшита к папке, а лежала себе отдельно. А на норвежских документах - страх какой - не стояло печати. Правда, в Норвегии печати на бумаги не ставят в принципе, там в ходу только подписи и регистрационные номера, но это уже детали. И вот из-за этих грубейших нарушений, оказывается, заявка от мирового производителя была просто отклонена от участия в конкурсе.  
 
Тут, правда, неувязочка вышла. Когда тендер уже подходил к своему нелогическому завершению, англичане получили от "Казаэронавигации" официальное подтверждение, что предложение их благополучно в конкурсе участвует. А отклонить его по техническим причинам могли - по правилам - только при вскрытии конвертов. Но почему-то не отклонили - наверное, потому, что все бумаги были-таки в нем правильно пришиты.  
 
А фокус с липовым отклонением придумали потом, когда шум в прессе пошел - дескать, раз англичане со своей низкой ценой к конкурсу допущены не были, то победило в нем самое дешевое из оставшихся предложений. И никакого, дескать, зазора в два миллиона евро.  
 
Зато будущий победитель прислал для участия в тендере только маленький конвертик. И тому есть только два объяснения. Либо техническая документация (которая у Park Air уместилась в шесть пухлых томов) была отпечатана немцами на микропленке, какой шпионы любят пользоваться, либо ее просто не было. А если не было, то или ее вовсе в "Навигации" не рассматривали, либо Ban2000 предоставил ее уже после открытия конвертов, что тендерными правилами запрещено. Почему-то эту тему в своей речи на пресс-конференции г-н Кульназаров предпочел не затрагивать, и разгадка этой тайны так и осталась нам неведома.  
 
Впрочем, были у Сергея Дабусовича претензии и к техническому предложению англичан (значит, его-таки рассматривали?). Мы-то по наивности думали, что если компания поставила оборудование в 168 стран мира, и ее навигацией пользуются аэропорты Хитроу, Орли и Шарль де Голль, то и алматинскому порту такая техника не повредит. Оказалось, все дело в волшебных маячках. Они в предложении Park Air нашему главному навигатору категорически не понравились. И здесь, пожалуй, начинается самое интересное.  
 
Не понравился г-ну Кульназарову дизайн маячков, предложенных англичанами - он, мол, дизайн "старшего поколения". То ли дело "современный" дизайн от компании Fernau, вот он навигатору по душе. Непременно в Алматы маяки Fernau должны стоять, и только они.  
 
Звучит, на первый взгляд, убедительно. Да только дело в реальной навигации обстоит иначе - о чем главному навигатору полагалось бы знать. Это ведь не мир моды, где с появлением новой коллекции нужно срочно выбрасывать все свои старые вещи, а появиться на людях с сумочкой Prada из прошлого сезона никак не бонтонно. Здесь авиация, где "старый дизайн" означает "проверенный и надежный". А новый дизайн никто покупать не будет, пока нет уверенности, что он не даст сбой в самый ответственный момент, когда самолет на посадку идет.  
 
И нам не понадобилось талантов Эркюля Пуаро, чтобы узнать, что дизайн от Fernau - он, может, модерновый и красивый, только нигде еще не установлен и не проверен. И соответственно, ни одной рекомендации ни от одного порта получить на него невозможно (а рекомендации в авиационном мире - вещь чрезвычайно важная). В отличие от системы Interscan, предложенной англичанами: она установлена и работает во многих странах по всему миру, и ее надежность подтверждена статистическими данными. А если уж углубляться в терминологию, то эта система полностью соответствует мировым требованиям "ICAO Annex 10", а соответственно, и требованиям алматинского порта.  
 
Хочется верить, что г-н Кульназаров достаточно профессионален и информирован в своей сфере, чтобы знать такие детали. Но почему-то это не мешает ему лоббировать интересы частной компании Fernau и настаивать, чтобы в нашем аэропорту была установлена именно ее техника, без рекомендаций и статистического подтверждения надежности. Очевидно, неудержимо хочется казахстанскому навигатору быть пионером мировой авиации.  
 
Но допустим, "современные маячки" действительно предпочтительней. Что это нам дает по цене? Как мы узнали, максимум, что могут добавить к общей цене навигационных систем самые дорогие маяки - это 200 тысяч евро. Ну пусть даже Сергей Дабусович нашел сверхмодные модели последнего дизайна от Дольче и Габбана за лишних полмиллиона. Куда девались оставшиеся полтора миллиона (1.500.000) евро разницы между предложением победителей и проигравших?  
 
Но и на том г-н Кульназаров не остановился. Он расписал журналистам трогательную историю, как уже после тендера с ним встретился представитель Park Air Systems некий мистер Дэннис, как тот краснел и извинялся за некондиционность предложенного оборудования и как признал поражение своей компании в знаменитом тендере. Вскоре, правда, выяснилось, что никакой "Дэннис" в английском бюро не работает. А Дэвид Чэндлер, директор по продажам, разослал заявление, что "никакие извинения и тем более признание поражения в тендере места не имели". Приврал то есть Сергей Дабусович для красного словца.  
 
Представляю, что было бы, если бы история с таким тендером попала в прессу где-нибудь в Австрии, например. То есть ее там, разумеется, просто не могло бы случиться, но допустим. Раскопала бы какая-нибудь "Die Presse", что местные навигаторы собрались переплатить пару миллионов народных евро за понравившийся им дизайн и прикупить его у неведомой мелкой фирмы.  
 
На следующее утро вопрос был бы только один: останется ли на своем посту министр финансов, который допустил такое растранжиривание бюджетных средств? А уж что навигатора попросили бы заниматься модой в свободное от работы время (которого у него отныне будет очень много) - это бы даже не обсуждалось.  
 
Но то Европа, мелочная и экономная. У нас же просторы и высокий полет широкой души. И никакие миллиарды не заставят у нас "питьевые воды" доплыть до хижины дяди Васи. Алаколь проглотит еще несколько улиц, а погорельцы как-нибудь сами соорудят себе новую крышу над головой. А самолеты будут заходить на посадку по сигналам стильных маячков.  
 
Или кто-то все же остановит это бюджетное безумие? Мы по-прежнему с нетерпением ждем ответов на наши запросы по тендеру "Казаэронавигации" от комитета финансового контроля министерства финансов, от комиссии по коррупции и от республиканской прокуратуры. И мы не собираемся оставлять эту тему.  
 
Потому что в любой нормальной стране после такого "тендера" в выражении "заход на посадку" зазвучала бы для его устроителей тревожная юридическая нота.  
 
P. S.  
 
Тем временем знаменитая правозащитная организация Transparency International опубликовала свой ежегодный "Список восприятия коррупции". И в этом году Казахстан привычно прозябает в списке на 113-м месте. Странно, что мы еще не опустились ниже Бенина, Руанды и Папуа - Новой Гвинеи. Но такими темпами - все впереди. Просторы позволяют.

Александр ШУХОВ
     
При использовании информации ссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Эксперты отмечают, что ведущую роль в развитии казахстанского туризма в последние годы играет Алматы. Наибольшую ценность для туристов в Алматы имеет экологический туризм, в частности горный кластер. При этом катастрофическая экологическая обстановка - одна из главных проблем города. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для улучшения экологический ситуации в мегаполисе и развития туризма?