09.02.2006, 18:02 6268

Кластером по браконьерству

Ольга Исаева

Казахстан, когда-то занимавший третье место в Союзе (после России и Украины) по лову рыбы и производству рыбной продукции, за последние годы потерял многие позиции на этом рынке. Еще одним ударом стало замораживание квот СИТЕС на икру и другую осетровую продукцию на начавшийся год.

Ольга Исаева

Казахстан, когда-то занимавший третье место в Союзе (после России и Украины) по лову рыбы и производству рыбной продукции, за последние годы потерял многие позиции на этом рынке. Еще одним ударом стало замораживание квот СИТЕС на икру и другую осетровую продукцию на начавшийся год. Это повлечет за собой серьезные экономические потери и на единственном в стране крупном предприятии - ОАО «Атыраубалык», и в государственном бюджете, лишенном энных сумм налогов от продажи осетровой продукции.

Но с икрой вопрос, скорее всего, будет решен после того, как прикаспийские страны предоставят полную информацию о количестве уникальной рыбы и мерах по восстановлению ее численности. Вряд ли мировой рынок устроит отсутствие рыбных деликатесов, почти 80% которых поступает из прикаспийских государств. Правда, черная икра и красная рыба после всех этих «утрясок» может только еще больше повыситься в цене.

Между тем угроза исчезновения каспийских осетра и белуги, этих уникальных ровесников мамонтов, как никогда реальна. По прогнозам астраханских ученых-экологов, к 2015 году в уникальном закрытом водоеме не останется даже кильки. А через 50 лет в море исчезнут все биоресурсы, еще через полсотни лет закончится нефть.

Даже если не принимать во внимание столь мрачные перспективы, не может не тревожить уже сегодняшняя статистика, которая говорит о том, что осетровые на грани исчезновения. Количество рыбы осетровых пород сократилось в прошлом году по сравнению с 2004 годом почти на треть. Около 2 тыс. тонн ее вылавливают каспийские рыбаки, а когда-то эти объемы только в Астраханском регионе составляли 40 тыс. тонн.

Главные причины снижения - гигантские размеры браконьерства и постепенное загрязнение северной части моря. По Каспию, по некоторым данным, ходит около 300 нелегальных рыболовных судов, с которых добывают рыбу в огромных количествах пираты XXI века из четырех стран - Азербайджана, России, Казахстана и Туркмении. Единичные задержания браконьерских судов погоды не делают.
Интересен опыт борьбы с нелегальным ловом в пятой прикаспийской стране - Иране, где действуют суровые законы в отношении браконьерства. Там с 1930 года существует государственная монополия на вылов и сбыт осетровых, к чему эта страна призывает и другие государства. Они ответа не дают. Но реагирует сама рыба: в последние годы осетровые мигрируют за сотни километров в южный, иранский, сектор. Там царь-рыба спасается и от браконьерства и от загрязнения каспийской акватории российского, казахстанского и азербайджанского секторов. А ведь не так давно, в 60-х годах XX века, советскими законами акватория Северного Каспия из-за уникальной биологической и рыбопромысловой значимости была признана заповедной. Эта часть моря - самое продуктивное место концентрации рыб и самая благоприятная зона откорма и созревания осетровых.

Кстати, браконьерство особенно опасно тем, что морские пираты добывают молодь, не успевшую дать потомства. Популяция не восстанавливается, и объемы рыбы угрожающе сокращаются. В нелегальной добыче используются все новейшие достижения технического прогресса. На самодельных непотопляемых судах - байдах - браконьеры развивают скорость до ста километров в час. У них современные навигационные приборы, оснащенные радиомаяками рыболовные снасти, а у государственных инспекторов по-прежнему низкая зарплата и устаревшая техника.

Ударить по браконьерству можно только создавая товарное воспроизводство осетровых, считают в недавно созданной в республике общественной организации - центре развития товарного осетроводства. Подумать только, такие страны, как Китай, США и еще десяток государств, где этого вида не было в природе вовсе, делают на осетровых немалые деньги. У нас все это имеет такие мизерные масштабы, что ценно само по себе только некоторым опытом: близ Атырау есть два небольших заводика по воспроизводству рыбы. Доля нашей республики в искусственном воспроизводстве рыбы составляет лишь 2%, Азербайджана - около 20%, Ирана – около 6%.

Более масштабно занимаются искусственным воспроизводством осетровых в России, доля которой среди всех прикаспийских стран превышает 73%. Во время недавней поездки казахстанских журналистов в Астраханский научно-производственный центр «БИОС» им демонстрировали так называемый метод «подсечки», когда живую рыбу надрезают, чтобы получить потомство. Его преимущество в том, что рыба остается живой и может снова метать икру. Учитывая, что осетровые живут до 70 лет и от одной рыбы можно получить потомство около 10 раз, этот метод может реально увеличить популяцию осетровых на Каспии.

Рыбоводы создают и новые виды рыбы. Остер, например, получен от осетра и стерляди, остшип - от осетра и шипа. Шип, кстати, был завезен в Астрахань из нашей республики, но у нас его уже практически нет, а соседи смогли искусственным путем сохранить этот вид осетровых.
Полученную молодь затем размещают на экологически комфортных пастбищах, доводя рыбу до товарного размера для продажи. Другую часть выпускают в море для пополнения рыбных запасов Каспия. Увы, и для пополнения карманов мощной рыбной мафии, содержащей и контролирующей браконьерский лов рыбы.
Специалисты все больше склоняются к выводу, что ни запрет на вылов, ни борьба с браконьерством не решат полностью вопросов сохранения самой красивой реликтовой рыбы. Есть еще две ниточки, взявшись за которые, можно вытащить «золотую рыбку» из «моря» проблем. Во-первых, необходимо чистить каналы Урала, чтобы рыба могла лучше попадать в естественные места нерестилищ. В советские времена таких в дельте реки насчитывалось до 1,5 тыс., и их старались содержать в чистоте, освобождать от загрязнения и заиливания.

Второй путь - в товарном воспроизводстве. Имея десятки и сотни больших и малых водоемов, прудов, озер, имея возможности получать молодь осетровых, можно развивать небольшие рыбоводческие фермы и хозяйства. Но для этого нужно, прежде всего, дать рыбакам статус предпринимателей, освободить от непосильных налогов хотя бы на первое время, на льготных условиях выделять участки земель для организации таких хозяйств. Государственная поддержка могла бы выражаться и в госзаказе на выращивание мальков, и в льготном кредитовании.

Пока такие программы рождаются в умах предпринимателей или экологов, и в ответ на их предложения в правительстве лишь обещают «рассмотреть и поддержать». Хотя перспективы для рыбной отрасли могли бы быть самые широкие. Кроме осетра, рыбоводы занялись бы разведением стерляди, которая обитает только в пресной воде, судака и многих других видов рыбы, так популярных на рынках европейских и других развитых стран.

Но главная забота экологов все же осетровые. Последних в Каспии - 80% всех мировых запасов, а значит, проблема сохранения биоразнообразия здесь актуальна для всего мира. Именно поэтому СИТЕС еще 5 лет назад призывал каспийские государства к государственной монополии на вылов и экспорт продукции осетровых, чтобы сконцентрировать в одних руках и промысел, и воспроизводство ценных видов рыбы, и охрану их пастбищных угодий и мест нереста, а также проведение научных исследований и работ в области биоресурсов (кстати, вся эта цепочка и есть тот кластер, о котором сейчас столько говорят с высоких трибун). Но власти стран Прикаспия, кроме Ирана, на это не идут.

А пока многие из «зеленых» выступают за полный запрет вылова редкой рыбы и сокращение нефтедобычи на море. Официальные же власти уверены, что при благоразумном и четком ведении икорно-рыбной отрасли можно продолжать добычу исчезающих видов рыбы. Сейчас, после недавнего решения СИТЕС, самое время показать, что государство может обеспечить и заботу о пополнении рыбных стад, и охрану почти легендарных пяти видов осетровых, ровесников динозавров.

При использовании информации ссылка на информационное агентство «Kazakhstan Today» обязательна

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      С марта Казахстан перевели на единый часовой пояс. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года тарифы на электроэнергию в Казахстане выросли примерно на 20%. Стали ли вы платить больше за электричество после перехода единый часовой пояс?