Мажилисмены одобрили проект нового Налогового кодекса в первом чтении
В проекте Кодекса предусмотрено изменение идеологии, внедрение стимулирования и упрощение администрирования. Идеология теперь будет направлена на защиту интересов добросовестного налогоплательщика. Стимулы получат различные сектора экономики. Администрирование упростится, и будет мотивировать самостоятельную уплату налогов", - сообщил министр национальной экономики Тимур Сулейменов, представляя законопроект.
Он проинформировал, что предлагается новый альтернативный режим - режим фиксированного вычета. В этом режиме увеличены критерии. Так, максимальный доход в год составляет 300 млн тенге и количество наемных работников может составлять 50 человек. Можно вычитать без подтверждения 30% своей выручки. При этом налогоплательщикам предоставляется право выбора режима. Предусматривается сохранение действующих специальных налоговых режимов.
Кроме этого, в патенте снижается ставка с 2% до 1%. Это делается для снижения налоговой нагрузки в связи с введением обязательного социального медицинского страхования. Сокращается срок исковой давности для малого и среднего бизнеса с 5 до 3 лет.
Сохраняется порог по НДС в размере 30 тыс. МРП. Как вы знаете, в действующей редакции предусмотрено его снижение к 2020 году до 15 тыс. МРП", - отметил Сулейменов.
По его словам, предлагается отменить налог на сверхприбыль для горнорудной отрасли с полным переносом нагрузки на рентный налог на экспорт по углю. В целях стимулирования успешной разведки отменяется бонус коммерческого обнаружения, а для морских и глубоких нефтяных месторождений предложен более простой альтернативный налог на недропользование, информировала пресс-служба МНЭ РК.
Предусмотрен ряд мер, направленных на оздоровление финансового сектора. Например, при передаче проблемных активов коллекторам дисконт коллектора будет облагаться налогом по факту после отработки актива. В целях развития страхового рынка предлагается изменение порядка обложения индивидуальным подоходным налогом накопительного страхования.
Кроме этого, для сохранения текущей нагрузки предлагается снижение ставки социального налога с 11% до 9,5% за счет снижения ставки взносов в государственный фонд социального страхования.
Законопроектом отменяются льготы, противоречащие требованиям ВТО, так как согласно требованиям ВТО для товаров внутреннего производства и импорта должны быть применены равные условия налогообложения.
Новая идеология, новые стимулы и новые методы администрирования закладывают основы для качественных улучшений. С принятием налоговых новшеств уменьшатся налоговые споры, снизится число проверок, упростится администрирование. Переработка сырья получит стимулы, будет поддержано кредитование, АПК и МСБ получат удобные режимы. Налоговая политика и администрирование в целом станет ясным и предсказуемым", - сказал Сулейменов.
В ходе обсуждения законопроекта депутаты проявили большой интерес к альтернативному налоговому режиму и введению трехвекторного администрирования. Мажилисмен Серик Сейдуманов отметил, что в проекте Нового налогового кодекса сохраняется большое количество отсылочных норм по подзаконным актам. Министр национальной экономики проинформировал, что работа в данном направлении была проведена, и представленный законопроект значительно упрощен в этой части, но заверил, что данное замечание будет учтено при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Замечание о большом количестве отсылок высказал и спикер мажилиса Нурлан Нигматулин. По его словам, в целом по проекту Налогового кодекса имеется порядка 2497 отсылочных норм на другие статьи кодекса, подзаконные акты, приказы, инструкции. Это на 263 отсылки больше, чем в действующем Налоговом кодексе.
В частности, он привел пример, согласно которому в пункте 7 статьи 242 проекта Кодекса содержится ссылка на статьи 286 и 287. Статья же 287 в свою очередь содержит ссылку на статью 232. А в этой статье предусмотрена отсылочная норма к статье 250. А статья 250 в обратном порядке отсылает к статье 232.
Если такие ссылки, то даже специалист в них легко запутается. А простой, добросовестный, желающий заплатить налоги человек, их просто не поймет. Нам надо сделать так, как поручил президент: максимально простым и понятным для налогоплательщика", - цитирует Нигматулина пресс-служба мажилиса.
На пленарном заседании палаты в рамках рассмотрения проекта налогового кодекса обсуждался новый вид контроля соблюдения налогового законодательства - горизонтальный мониторинг, предусматривающий обмен информацией и документами между уполномоченным органом и налогоплательщикомв добровольном порядке.
Данный вид контроля предусматривает предоставление должностным лицам налогового органа доступ к информационным системам бухгалтерского и налогового учетов. При этом налогоплательщик освобождается от налоговых проверок и сопутствующих ограничений деятельности.
Однако, как отметили депутаты мажилиса, новелла по открытости налогоплательщика связана и с определенными рисками, в том числе по конфиденциальности налоговой и коммерческой тайнам налогоплательщика. В связи с этим возникает необходимость соответствующей защиты.
Нам надо защитить добросовестного налогоплательщика. Здесь надо рассмотреть вопрос о повышении ответственности за несоблюдение конфиденциальности, которую несет сотрудник налогового органа", - подчеркнул спикер палаты.