17.05.2013, 15:15 20719

МТК планирует отдать FIDIC контроль за строительством и ремонтом дорог

Главные выгоды от привлечения сторонних консультантов-контролеров, по мнению министерства, - это установление справедливой цены на работы по ремонту и строительству дорог, устранение коррупции и высокое качество самой работы.

Астана. 17 мая. Kazakhstan Today - Министерство транспорта и коммуникаций РК планирует отдать контроль за строительством и ремонтом дорог инженерам Международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC), передает Kazakhstan Today.

Министерством проводится работа по реформированию автодорожной отрасли, в рамках которой планируется внедрить правила Международной ассоциации застройщиков (FIDIC) на проектах, реализуемых за счет республиканского бюджета, пишет газета "Караван".

Главные выгоды от привлечения сторонних консультантов-контролеров, по мнению министерства, - это установление справедливой цены на работы по ремонту и строительству дорог, устранение коррупции и высокое качество самой работы, сообщает издание.

По его информации, главным экспертом по всем вопросам реализации проектов, строящихся по контракту с FIDIC, является независимый инженер-консультант, который подбирает поставщиков и подрядчиков, руководит строительством и сопровождает проект на всех его стадиях, он же контролирует стоимость работ.

Первый опыт использования таких контрактов Минтранском получил при строительстве коридора Западная Европа - Западный Китай. Часть проекта финансировали Всемирный банк и МФВ, которые используют нормы FIDIC при строительстве крупных объектов, напоминает газета.

Ссылаясь на информацию из МТК, издание подчеркивает, что для начала планируется привлекать аттестованных иностранных специалистов FIDIC, а затем должны появиться свои, казахстанские инженеры, аттестованные федерацией.

Тем не менее применение правил федерации потребует изменить казахстанское законодательство, так как Гражданский кодекс РК в некоторых моментах противоречит нормам FIDIC.

Впрочем, в министерстве уверены, что это небольшая проблема. И потому международные правила контроля качества дорог будут применяться везде - как на дорогах республиканского значения, так и на городских улицах, отмечает "Караван".

"Всегда хорошо, если работу контролирует сторонний специалист, не связанный ни с заказчиком, ни с подрядчиком. Тем более если это иностранец. Автодорожная отрасль - очень маленькая, все друг друга знают и знают, как найти подход. Главное, чтобы результаты контроля были доступны для общественности", - говорит аналитик Марат Шибутов и интервью.

Однако существует вероятность нехватки средств на это нововведение, считает корреспондент издания.

Ссылаясь на письмо из МТК, он отмечает, что финансирование эксплуатации автодорог, включающей капитальный, средний, текущий ремонт и их содержание, остается на низком уровне.

В частности, с 2006 года объем финансирования эксплуатации остается в пределах 27 млрд тенге, из которых на текущий ремонт и содержание приходится 8 млрд, когда по нормативу требуется примерно 32 млрд тенге.

Поэтому мелкие дефекты - ямы и трещины - своевременно не устраняются. Все это приводит к преждевременному разрушению дорог республиканского значения и в последующем потребует значительных средств на их восстановление, подчеркивает издание.

По его данным, только треть республиканских автодорог, это 7 тыс. из 23,5 тыс. километров, может быть названа хорошей. Половина находится в удовлетворительном состоянии и пятая часть - откровенно плохая. С областными дорогами ситуация еще хуже: хороших только шестая часть - 12 тыс. километров из 74 тыс. - и почти 40% в плохом состоянии.

При этом контракты FIDIC, как правило, крупные и долгосрочные и начинаются от $10 млн, отмечает "Караван".

"Зато завтра с этого подрядчика можно будет и много спросить. Иностранные компании дорожат своим авторитетом. Весь проект страхуется. Если завтра что-то произойдет, то не потребуется дополнительных средств для восстановления трассы",- поясняет изданию управляющий партнер юридической консалтинговой компании Андрей Артюшенко.

По его словам, по таким контрактам пока могут работать только крупные иностранные компании. Но и для казахстанских есть поле деятельности. Например, стройматериалы выгоднее покупать на месте - значит, местный бизнес начнет производить их в Казахстане, стараясь выдерживать нужное качество. Начнется трансферт технологий, о котором так много говорят. Опять же подобное сотрудничество - хороший опыт для наших предпринимателей и специалистов, считает А. Артюшенко.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      С марта Казахстан перевели на единый часовой пояс. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года тарифы на электроэнергию в Казахстане выросли примерно на 20%. Стали ли вы платить больше за электричество после перехода единый часовой пояс?