На мировом рынке урана произошло повышение цен (обзор)
По результатам регулярной торговой сессии на Нью-Йоркской коммерческой бирже официальная стоимость ближайших по времени исполнения фьючерсных контрактов на поставку закиси-окиси урана за последние два месяца повысилась с $22,75 до $24,50 за фунт.
Алматы. 10 апреля. Kazakhstan Today - На мировом рынке урана произошло повышение цен. По данным The Ux Consulting Company, на спотовом рынке (это наличный товар с немедленной оплатой и поставкой) стоимость концентрата закиси-окиси урана (промежуточный продукт переработки природного урана в ядерное топливо под названием "желтый кек") за последние да месяца повысилась с $22,50 до $23,50 за фунт.
По результатам регулярной торговой сессии на Нью-Йоркской коммерческой бирже (New York Mercantile Exchange, NYMEX) официальная стоимость (settlement) ближайших по времени исполнения фьючерсных контрактов (UxC Uranium U3O8 Swap Futures) на поставку закиси-окиси урана за последние два месяца повысилась с $22,75 до $24,50 за фунт.
Избыток предложения, в результате которого динамика стоимости урана стала наихудшей из всех активов товарно-сырьевой группы, может перерасти в дефицит продукции. Катализатором данного стечения обстоятельств на рынке урана, согласно данным производителя Uranium Energy Corp., выступили снижение объемов добычи со стороны производителей и рост спроса на уран со стороны компаний, занимающихся строительством ядерных реакторов. В результате избыточных объемов поставок урана со стороны производителей из Казахстана, Канады и Австралии, в этом году стоимость фьючерсных контрактов на уран снизились на 18%, что стало самым масштабным падением среди 80 активов товарно-сырьевой группы, отслеживаемых активов.
Поскольку предложение на рынке урана снижается, а спрос растет, объемы запасов в скором времени истощатся и тренд котировок развернется", - говорит CEO Uranium Energy Corp., Ванкувер, Амир Аднани, чья компания снизила объемы производства урана и расходов до восстановления цен.
В 2016 году добыча урана в Казахстане составила около 24,0 тыс. тонн, что на 1,7% больше, чем в 2015 году. В 2017 году добыча урана сократится примерно на 8% или на 2,0 тыс. тонн из-за слабой рыночной конъюнктуры, связанной с переизбытком урана, сообщает пресс-служба АО "Самрук-Казына". Ожидается, что добыча начнет расти по мере улучшения рыночных условий. Казахстан экспортирует весь добытый уран, в основном по долгосрочным контрактам, так как страна не владеет собственными атомными электростанциями. Китай остается основным импортером казахстанского урана, доля которого составляет более 50%.
Мировой рынок урана сегодня предполагает использование около 50 тыс. тонн урана в год. Казахстан из этого объема поставляет около половины, и с каждым годом уровень добычи растет. Но планируется сокращение добычи в 2017 году.
Канада и Австралия являются одними из самых крупных производителей урана в мире (с долей в 22% и 9% от мировой добычи, соответственно) после Казахстана (39%). В 2015 году мировое производство закиси-окиси уран составила 71,0 тыс. тонн, содержащие 60,49 тыс. тонн урана. Уран также поставляется из вторичных источников, включая запасы урана электростанций. Ожидается, что запуск новых атомных реакторов будет компенсировать снижение потребления урана деактивированными атомными реакторами. Это будет способствовать корректировке дисбаланса спроса и предложения и в долгосрочной перспективе устойчивый рост количества атомных электростанций будет положительно влиять на рынок урана.
Ожидается, что рынок урана будет оставаться нестабильным в связи с неустойчивой политикой и экономикой. Ожидается, что в ближайшие годы на рынке сохранится избыток урана, в результате чего спотовые цены будут находиться под давлением на уровне ниже $30 за фунт. Однако при таких низких ценах немногие компании будут разрабатывать новые месторождения. В связи с этим долгосрочные цены на уран будут поддерживаться за счет роста спроса вместе с возможным дефицитом поставок урана. К тому же в 2017-2018 годах основные американские и европейские атомные электростанции будут перезаключать долгосрочные контракты на поставку урана.
Производственная себестоимость на добывающих предприятиях СП Uranium One в Казахстане уменьшилась в прошлом году. Uranium One, международный горнорудный дивизион корпорации "Росатом", подвел производственные и финансовые результаты работы СП в 2016 году. "По итогам 2016 года уранодобывающие предприятия Uranium One, выполнили производственную программу на уровне предыдущего года: общий объём добытого природного урана составил 4919 тонн. Денежная себестоимость реализации собственного произведенного материала снизилась с $12 до $9 за фунт закиси-окиси урана по сравнению с 2015 годом (в основном за счет снижения производственной себестоимости на добывающих совместных предприятиях в Казахстане с $9,7 до $6,4 за фунт соответственно)", - говорится в распространенном в пятницу сообщении.
В текущих рыночных условиях продолжающейся стагнации мирового рынка природного урана особое внимание уделяется решению задачи по сохранению конкурентоспособности компании и удержанию лидерских позиций по эффективности добычи среди глобальных производителей урана, - отметил президент АО Uranium One Corp. Василий Константинов. - При этом сложившаяся конъюнктура рынка требует от нас гибкого подхода к планированию производства, в том числе возможного снижения уровня добычи на некоторых рудниках в Казахстане в 2017 году.
Треть потребляемого урана Южная Корея импортирует из Казахстана. Об этом на пресс-конференции в Министерстве иностранных дел заявил чрезвычайный и полномочный посол Казахстана в Южной Корее Дулат Бакишев. "По урану было несколько контрактов, и надо сказать, что мы больше оперировали не тоннами, а процентами. Около 30% потребляемого урана в Южной Кореи завозится из Казахстана", - пояснил посол. По сравнению с 2015 году этот показатель сократился в более чем два раза.
Иран собирается в течение трех лет приобрести у Казахстана 950 тонн уранового концентрата, заявил глава Иранской организации по атомной энергетике Али Акбар Салехи. "Выполнение договоренности рассчитано на три года. При этом 650 тонн будут доставлены в страну в течение двух лет двумя партиями. Остальные 300 тонн будут доставлены в Иран в течение третьего года.
Индия и Монголия планируют начать официальные обсуждения относительно торговли ураном, сообщает индийская газета The Telegraph. Однако, как отмечает The Telegraph, переговоры между правительствами остались неофициальными, отчасти потому, что в Монголии нет четкой нормативной базы для продажи полезных ископаемых в другие страны. Предстоящие переговоры будут официальной дискуссией между правительствами по изучению того, как Монголия может экспортировать уран, который Индия требует для своей ядерной энергетики. Во время визита премьер-министра Индии Нарендра Моди в Монголию в мае 2016 года, Индия подарила Монголии Бхабхатрон, машину телекобальта, используемую для радиотерапии больных раком. Но ядро в машине, испускающее излучение, теперь нуждается в замене. Геологические данные, зафиксированные в Красной книге Монголии, позволяют предполагать, что урановые ресурсы страны потенциально могут составлять 1,39 млн. тонн.
Международное энергетическое агентство (International Energy Agency, IEA) обнародовало доклад, в котором отметило, что для ограничения роста среднемировой температуры не более чем на 2 градуса по Цельсию необходимы изменения в структуре мировой энергетики, "беспрецедентные по масштабам, глубине и скорости", в том числе увеличение инвестиций в строительство новых атомных станций. По оценкам IEA, для этого требуется повышение инвестиций в строительство новых энергетических мощностей, не выбрасывающих парниковых газов, в среднем в размере $3,5 трлн. ежегодно до 2050 года. К этому сроку году 95% энергетики должно быть низкоуглеродной, по сравнению с нынешним показателем около 30%. Доля ископаемых видов топлива в энергетическом балансе должна составлять к 2050 году не более 40%, по сравнению с нынешними 80%, при этом среди разных видов ископаемого топлива должна расти доля более экологически чистых, таких как природный газ.
Аналитическая группа Lloyd's Register выпустила доклад о ядерной энергетике, в котором опубликовала прогнозы развития различных направлений ядерной энергетики. В основу доклада положены оценки около 600 экспертов как из сферы ядерной отрасли, так и из других смежных отраслей (электроэнергетика, машиностроение и др.).
В начале доклада авторы констатируют, что ядерная генерация, даже с учётом стоимости всех этапов жизненного цикла, является одним из самых дешёвых способов выработки электроэнергии. Особенно отмечается роль атомной энергетики в решении проблемы изменения климата. В докладе напоминается, что в ситуации, когда правительства взяли на себя обязательства снизить зависимость от ископаемого топлива, АЭС становятся ключевым компонентом низкоуглеродной энергетики. "Несмотря на то, что в ряде стран имеются проблемы с общественным признанием ядерной энергии, тем не менее АЭС в обозримом будущем неизбежно будут одним из основных компонентов энергетической корзины", - отмечено в докладе.
Урановый холдинг "Росатома" прогнозирует, что рынок, обрушившийся после аварии на АЭС "Фукусима", восстановится к 2020 году. Девять крупнейших мировых компаний обеспечивают 81% добычи урана в мире. Чтобы поддержать цены, лидеры сокращают производство. Так, второй производитель урана в мире - канадская Cameco в апреле сократила производство на нескольких месторождениях в Канаде и США. Reuters писало, что это снижение позволит на 2% снизить мировое предложение урана. По данным "Росатома", в 2015 году мировое предложение урана составляло 73,0-75,0 тыс. тонн, а спрос - 62,0-65,0 тыс. тонн.
По прогнозам других участников рынка, стоимость урана - худшего в мире товарного актива - скоро вырастет на фоне снижения предложения. Производители на рынке урана начинают чувствовать облегчение на фоне прогнозов о росте спроса на сырье. Morningstar ожидает, что стоимость урана достигнет отметки в $65 за фунт к 2019 год.
Глава поглощенной "Росатомом" канадской уранодобывающей компании Uranium One Герман Корнилов выразил сожаление из-за низких цен на уран и спрогнозировал их рост до $40 за фунт в ближайшие два-три года. Об этом он сообщил в интервью французской Les Echos.