Несколько российских автозаводов приостановили поставки автомобилей в Казахстан
В частности, "АвтоВАЗ" приостановил поставки готовых автомобилей в Казахстан и сейчас отправляет только сборочные машинокомплекты, пишут "Ведомости" со ссылкой на источник, близкий к предприятию. Эту информацию подтвердил и представитель завода. Причина - введение в Казахстане в начале года утилизационного и регистрационного сборов на автомобили. В совокупности они делают поставляемые в Казахстан готовые машины дороже примерно на $2 тыс. (150 тыс. руб. по курсу ЦБ), добавляет источник, передает Kazakhstan Today.
В Казахстане "АвтоВАЗ" сотрудничает с группой "Бипэк авто - Азия авто". По данным представителя группы, из 97 тыс. автомобилей, реализованных казахстанскими дилерами в 2015 году, свыше 62 тыс. пришлось на продукцию автопроизводителей России. До конца года с конвейера "Азии авто" сойдет до 19 тыс. автомобилей Lada как новых, так и классических моделей.
С начала 2016 года "КАМАЗ" поставляет только машинокомплекты в Казахстан по той же причине, рассказал человек, близкий к заводу.
Приостановила поставки готовых машин и Ford Sollers, отмечает человек, близкий к компании. "Поставки еще идут, но мы, понимая невозможность продолжения прямого импорта, изучаем варианты организации сборки своих автомобилей в Казахстане", - отметил представитель "Соллерса".
Nissan продолжает поставки, и перенос производства в Казахстан не планируется", - сказал его представитель. Продолжает поставки и Renault, но из-за сборов была вынуждена поднять цены на автомобили, ввезенные с февраля 2016 года, отметил представитель компании.
Позиция Казахстана понятна, комментируют собеседники: за счет новых сборов местные власти пытаются поддержать свою отрасль, а также ограничить серый импорт из России. Из-за девальвации рубля жители Казахстана массово скупали машины в России. В 2015 году продажи легковых автомобилей официальными дилерами Казахстана упали на 40,4%, до 97 446 штук, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (в России - на 35,7%, до 1,6 млн штук)", - информируют "Ведомости".
В России с 2012 года также действует утилизационный сбор на автомобили, но Казахстан массово не поставляет машины в Россию, а для России Казахстан - крупнейший экспортный рынок, напоминает аналитик "ВТБ капитала" Владимир Беспалов. У "АвтоВАЗа" на эту страну приходилось более 80% его общего экспорта.
По словам экспертов, решением проблемы мог бы стать взаимозачет поставляемой на льготных условиях продукции (так Россия договорилась с Беларусью) или, например, субсидирование расходов для уплаты сборов. По информации одного из собеседников, Казахстан, в принципе, не против сделать исключение для продукции заводов с высокой локализацией: "АвтоВАЗа", "КАМАЗа" и других, но процесс усложняется тем, что Казахстан входит в ВТО. Если льгот не будет, то компаниям придется организовать сборку в Казахстане, считает Беспалов.
По информации издания, представители Минпромторга России, премьер-министра Казахстана и республиканского Министерства национальной экономики на вопросы газеты не ответили.