Обращение депутата мажилиса Серика Абдрахманова
"В селах Маловодное и Казатком пролилась кровь..."
АСТАНА. 28 марта. Kazakhstan Today. Сегодня на пленарном заседании мажилиса парламента Республики Казахстан выступил с обращением депутат мажилиса Серик Абдрахманов.
Пресс-служба аппарата мажилиса представляет полный текст этого обращения:
"ОБРАЩЕНИЕ
к избирателям, депутатам парламента, всем, кому дороги мир и покой на нашей земле.
Уважаемые сограждане! Коллеги!
В селах Маловодное и Казатком пролилась кровь. Конфликт перерос в противостояние групп людей, получил межнациональную окраску. Идет следствие, и потому я воздержусь от каких-либо категоричных выводов. Но нам всем стоит сегодня задуматься о причинах, которые привели к взрыву и которые, бесспорно, лежат больше за пределами этих сел.
В Енбекшиказахском районе (после объединения с Шелекским районом) проживает 210 тысяч человек, в том числе основная часть уйгурской, турецкой, курдской, чеченской диаспор, составляющих более пятидесяти процентов от общего числа жителей. В каждом селе еще временно проживает от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Это выходцы из разных неблагополучных уголков Казахстана, оралманы, мигранты из ближнего и дальнего зарубежья, чье материальное положение никак не назовешь благополучным. К тому еще огромный дачный массив в этом регионе заселен десятками тысяч людей, о происхождении которых можно только догадываться. Местные жители называют эти места бандитскими гнездами, перевалочными базами наркоторговцев.
В критической ситуации для акимата, имеющего тот же штат работников, что и районы с 50 тысячами жителей, территория оказалась неуправляемой. Вертикаль исполнительной власти на деле оказалась аморфной. Аким района, провозглашенный в Конституции представителем президента и правительства, на деле не имел полномочий для координации усилий государственных органов на вверенной ему территории. Эти полномочия имеются у префекта во Франции, откуда мы заимствовали идею.
В еще более непонятном положении находятся акимы сельских округов - без бюджетов и реальных полномочий.
Отсутствие местного самоуправления сделало безучастным население при принятии решений по жизненно важным вопросам местного значения: продаже земельных участков, имущества, использованию водоемов и др.
Одним словом, чрезмерная централизация реальной власти привела к безвластию на месте.
Хочу поделиться некоторыми своими наблюдениями о самих событиях.
В последнее время была заметна напряженность в отношениях отдельных жителей и семьи Махмахановых, проживающих в селе Казатком. По утверждениям сторон, были неоднократные обращения в правоохранительные органы с просьбой принять меры по защите законных прав, пресечению противоправных действий другой стороны, которые оставались без рассмотрения. В последние дни перед трагедией несколько таких обращений к начальнику РОВД сделал один из старших братьев Махмахановых - Шамиль, не участвовавший в конфликте, о возможном нападении на членов их семьи. Получив подобную же информацию, аким Енбекшиказахского района дал поручение начальнику РОВД проверить достоверность сведений. Начальник полиции 16 марта этого года доложил, что ситуация находится под контролем, а информация не имеет оснований.
Всем уже известно, что последняя стычка, начавшаяся 17 марта в бильярдной, завершилась применением огнестрельного оружия и в последующие дни переросла в кровавое противостояние, массовые беспорядки, погромы, поджоги.
Но стоит обратить внимание на то, что "порядок" наводила организованная группа молодых людей, в основном извне. Весь инцидент длился каких-то 45 минут. Погибший житель села Маловодное - Сабит, по словам очевидцев, в Казаткоме пытался успокоить разгневанную толпу, и потому шальная пуля попала ему в затылок.
Уже после побоища, в ночь с 19 на 20 марта, 13 домов, в которых жили чеченские семьи, не имевшие отношения к конфликту, подверглись погромам. Но удивляет то, что эти семьи получили предупреждения, по утверждениям самих пострадавших, от местных полицейских о готовящемся нападении и по их просьбам покинули свои дома. Затем состоялся налет, и уже после завершения всего прибыли спецназовцы.
Как все это понять?
В Шелеке общими усилиями удалось остановить проникновение организованных групп извне. Но погромы и поджоги все-таки имели место и там. Имена зачинщиков, стимулировавших участие молодежи в конфликте водкой и деньгами, на устах людей, а правоохранительные органы остались глухи, закрыли на все глаза. И как результат, эти же имена мы услышали снова в Маловодном.
Кто эти молодые люди? Что ими движет? Жажда справедливости или что-то другое?
Конфликты и раньше имели место. Советская государственная машина быстро устанавливала порядок. Люди боялись, уважали власть, абсолютное большинство верило в ее справедливость. Ко всему очень сильна была идеология. А мы несколько лет только рассуждаем о необходимости сильной государственной идеологии, а нашего главного идеолога хватает на дележ бюджетных средств, частот, подсчет эфирного времени и войну с неугодными СМИ.
События получили широкое звучание в негосударственных СМИ. Хочу выразить благодарность многим журналистам за объективность в освещении случившегося, призывы к сдержанности. Именно их правдивое слово предотвратило распространение провокационных слухов и домыслов, которые стали муссироваться в желтой прессе, в комментариях отдельных псевдополитиков. К нашему стыду, в нужный момент официальные СМИ отмолчались.
Сегодня в Шелеке, Маловодном и Казаткоме установилось затишье. Напряженность царит во всей округе. "Самосуд - признак варварства", - говорят казахи. "Где власть?" - вопрошает народ. Все ждут. Людей от крайностей удерживают инстинкт самосохранения, природное благоразумие и надежда на президента, что он защитит конституционные права граждан, восстановит справедливость.
В правоохранительные органы мало кто верит, у которых на виду "авторитеты" творят свои неблаговидные дела, пинком открывают их же двери, куда простым людям не попасть. Сегодня криминалитет связывает в единую преступную цепочку людей, облеченных властью, в погонах, судейских чапанах, и их руками лишает законных владельцев собственности. Теневой бизнес во многих сферах процветает под "крышей" силовых структур. Все это подробно и красочно описывают периодические издания.
В Маловодном молодые люди рассказывали с возмущением о том, что они строят дворцы в предгорьях Алатау чиновникам, генералам, прокурорам, судьям, главным "борцам" с коррупцией. К разговору подключаются другие и начинают рассказывать, какие "дворянские гнезда вьют" чиновники в их краях.
У меня нет сомнений в том, что чиновники, генералы проживают в дворцах, арендованных у своих бедных родственников, а может, и бомжей, и что у них порядок в документах и все законно. Но этой братве в погонах надо понять, что народ судит обо всем не по бумагам, а по тому, что видит в жизни. Им самим трудно реализовать свои законные права, за ними надо выстаивать в длительных очередях, часто они вынуждены платить мзду, унижаться. Идти куда-то жаловаться даже на мелкого клерка стало бесполезным, как говорится: "Ворон ворону глаз не выклюет".
Все это вместе порождает недоверие к власти, вызывает озлобленность у людей. Именно это является одной из главных причин, почему толпа пошла на разборки в Казатком.
Мы должны понять, что коррупционеров в погонах не остановить упреками, уговорами. Они научились пускать пыль в глаза. Каждая новая программа, кампания по усилению борьбы с коррупцией в последнее время больше сводится к взаиморазоблачениям силовых структур, в основе которых лежат коммерческие интересы их боссов. Для достоверности борьбы стороны сдают мелких сошек, отвлекают внимание общества, а дальше копят компроматы друг на друга, готовятся к новой войне друг с другом.
Что делать? В первую очередь, думаю, надо избирать судей и, таким образом, ставить их в зависимость от общества в рамках закона. Ибо их непонятная "независимость" превратила некоторые суды в самые настоящие барахолки по торговле решениями. Независимый суд будет преградой на пути дел, как говорится, "шитых белыми нитками", непрофессионализма следователей, а то и просто их бандитизма. Искренняя заинтересованность в опыте цивилизованного мира на этом пути, уверен, поможет и нам. Надо избавляться от пресловутого "телефонного права", оставшегося нам в наследство от советского прошлого. Именно так я понимаю инициативу президента о реформировании судебной системы, его призывы к борьбе с коррупцией.
Надо сказать, что растет недовольство на селе, куда рыночные реформы правительства, Годы аула не дошли, за исключением подсобных хозяйств начальства. Ситуацию по микрокредитам, спекуляцию ГСМ во время страды сельчане воспринимают как издевательство. Из-за непродуманных действий властей в прошлом все больше обостряются земельные отношения, особенно вблизи крупных городов. При уменьшении общего поголовья скота испытывается нехватка пастбищ, площадей для заготовки сена, ибо земля поделена не всегда справедливо. Становится большой проблемой получить 10 соток в родном селе для строительства дома молодоженам. Лучшие земли скупаются сотнями, тысячами гектаров теми, кто имеет деньги, тем самым усиливая вероятность новых конфликтов в будущем.
Все эти проблемы имели место в той или иной степени в тех селах, о которых мы сегодня ведем речь.
Уважаемые сограждане!
Я не готов дать рецепты по всем волнующим общество вопросам. Но посчитал необходимым для себя выразить свою гражданскую позицию о событиях. Уверен в том, что мы должны вместе искать и найти решения проблем, мешающих нашему продвижению вперед.
Правда и справедливость должны восторжествовать. Виновные, независимо от национальности, должны понести наказание по закону. Полуправда не устраивает казахов, на которых, в первую очередь, лежит груз исторической ответственности за сохранение мира на этой земле.
Мы должны сделать все возможное, чтобы каждый гражданин Казахстана, независимо от его происхождения, национальной принадлежности, вероисповедания, чувствовал себя полноправным членом общества, не боялся за будущее своих детей".
Распространено пресс-службой аппарата мажилиса парламента РК