Алматы. 18 августа. Kazakhstan Today - На мировом рынке алюминия происходят разнонаправленные колебания биржевых котировок. Средняя цена наличного алюминия с немедленной оплатой и поставкой на Лондонской бирже металлов (London Metal Exchange, LME) за июль составляла $1988,27, в среднем за прошедшие дни августа - $2170,1, а на последних торгах - $2135 за тонну.
Стоимость алюминия в августе 2009 года в среднем составляла $1933,7 за тонну.
Запасы алюминия на складах, контролируемых LME, за последний месяц увеличились с 4,41 до 4,44 млн тонн.
Стоимость ближайших по времени исполнения алюминиевых контрактов на Шанхайской фьючерсной бирже (Shanghai Futures Exchange, ShFE) за прошедший месяц повысилась с $2189 до $2255 за тонну. Запасы алюминия, контролируемые ShFE, за прошедший месяц уменьшились с 494,5 до 492,2 тыс. тонн.
По данным Shanghai Metals Market, спотовые цены на алюминий (цены наличного металла) в Шанхае за прошедший месяц поднялась с $2174 до $2245 за тонну.
Агентство Reuters привело мнение независимого рыночного эксперта Джеймса Кинга (James King), который сказал: "Я думаю, что цены около $2100 за тонну соответствуют нынешнему рыночному балансу алюминия".
Несмотря на снижение биржевых котировок алюминия, аналитики формально южноафриканского, а фактически международного банка Standard Bank отметили некоторое фундаментальное улучшение на этом рынке. Они ожидают, что в будущем году спрос и предложение на алюминий будут ближе к балансу, чем в нынешнем году. По прогнозам экспертов Standard Bank, в 2011 году избыток этого металла на мировом рынке составит 553 тыс. тонн, что немного в сравнении с нынешними излишками в 3 млн тонн. По оценкам крупнейшего производителя алюминия в США, компании Alcoa, в 2011 году избыток этого металла на рынке составит 1,2 млн тонн.
Международный институт алюминия (International Aluminium Institute, IAI) сообщил, что производство первичного алюминия (произведенного из глинозема) в мире (без Китая) в июне 2010 года достигло максимального уровня за последние полтора года. Так, в июне в мире ежедневно производилось в среднем по 66,6 тыс. тонн алюминия. Производство алюминия в мире (без учета Китая) по итогам января - июня 2010 года увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,3%, или до 11,886 млн тонн.
По данным China Nonferrous Metals Monthly, за июнь 2010 года в Китае произведено 1,42 млн тонн алюминия, что стало новым историческим месячным максимумом. По сравнению с июнем 2009 года производство алюминия увеличилось на 395 тыс. тонн, или более чем на 38%. А по итогам января - июня 2010 года производство алюминия в Китае увеличилось на 49% к аналогичному периоду прошлого года, или до 8,32 млн тонн. Китай увеличил импорт глинозема в июле 2010 года на 89,2% по сравнению с июнем, или до 270 тыс. тонн, а в ближайшие три года в Китае планируется создать более 8 млн тонн собственных мощностей по производству глинозема.
По данным статистического агентства, в январе - июле 2010 года в Казахстане было добыто 3,1 млн тонн бокситов, что на 4,9% больше в сравнении с аналогичным периодом 2009 года, а также было произведено 1,07 млн тонн глинозема, что на 7,7% больше, чем год назад. Казахстанская металлургическая группа Eurasian Natural Resources Corporation (ENRC) сообщила, что во II квартале 2010 года увеличила производство алюминия по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 90%, или до 57 тыс. тонн.
Эксперты германского Commerzbank считают, что на мировом рынке алюминия главным игроком остается Китай. На фоне роста цен на электроэнергию, которая представляет собой крупнейшую статью расходов алюминиевых заводов, производство этого металла в Китае стало намного более затратным, чем ранее, а в некоторых регионах и вовсе потеряло прибыльность. По расчетам экспертов из компаний Brook Hunt и CBI China, сейчас на некоторых китайских заводах себестоимость производства алюминия составляет около $2200 за тонну, что выше цен реализации. Как отмечают аналитики Commerzbank, сложившаяся ситуация может привести к закрытию убыточных заводов и, как следствие, к сокращению поставок этого металла.
И уже есть примеры сокращения производственных мощностей по выпуску алюминия. Так, крупнейшая китайская компания по производству алюминия Aluminum Corp. of China Ltd. (Chalco) планирует закрыть более 3% производственных мощностей в этом году в соответствии с планом государства по экономии электроэнергии. Правительственные источники сообщили, что три филиала Chalco должны закрыть заводы суммарной мощностью 120 тыс. тонн алюминия уже к концу сентября 2010 года.
Подобные проблемы появились и в некоторых других странах. Так, по сообщению Metal Bulletin, американская алюминиевая компания Alcoa Inc. ликвидировала третью смену и уволила более 70 человек на заводе в Кливленде (штат Огайо) в ответ на снижение спроса на продукцию предприятия. В целом производство алюминия в США снизилось.
Норвежская компания Hydro, одна из крупнейших в мире по производству алюминия, в первой половине 2010 года снизила производство алюминия на 4,6%, или до 701 тыс. тонн по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, говорится в сообщении компании.
Алюминиевая ассоциация Японии Japan Aluminium Association сообщила, что крупная японская алюминиевая компания Furukawa-Sky Aluminum Corp. снизит мощности своего завода в префектуре Точиги, а компания Mitsubishi Aluminum Co. вообще прекратит производство алюминия внутри страны.
По данным Федеральной таможенной службы России, в январе - июне 2010 года зарубежным потребителям отправлено 1,595 млн тонн необработанного алюминия, что на 4,9% меньше, чем годом ранее.
Между тем в долгосрочном периоде спрос на алюминий повысится, считают в Commerzbank. О сложившейся на мировом рынке алюминия ситуации свидетельствует высокий уровень складских запасов. В связи со всем вышеизложенным на ближайшие несколько месяцев аналитики Commerzbank прогнозируют лишь умеренный рост цен на алюминий. В следующем же году на фоне сокращения производственных мощностей цены на алюминий могут достичь $2300 за тонну, полагают в Commerzbank.
По сообщению Metal Bulletin, мировой спрос на алюминий через 10 лет вырастет вдвое и достигнет 74 млн тонн. Такое мнение высказали аналитики Японской алюминиевой ассоциации (Japan Aluminium Association). По их мнению, столь существенно спрос на алюминий в мире вырастет за счет увеличения потребления в автомобилях и солнечных батареях. Кроме этого, ожидается повышение цен на этот металл из-за больших затрат на электричество в Китае и высоких цен на сырье. В свою очередь компания Rio Tinto Alcan также высказала мнение, что мировое потребление алюминия через 10 лет удвоится. Пока же IAI прогнозирует умеренное восстановление спроса на алюминий в 2010 году, что приведет к снижению объемов складских запасов и позволит создать позитивную ценовую динамику.
Standard Bank считает, что к концу 2010 года фундаментальная картина на рынке алюминия улучшится. В то же время закрытие ряда предприятий в Китае и других странах угрожает снижением производства алюминия в III и IV кварталах. Сейчас, когда опасения в отношении дальнейших перспектив экономического роста затихают, перспективы спроса на алюминий после летнего замедления выглядят намного лучше. А это обеспечит поддержку ценам на алюминий.
Аналитики британского инвестиционного банка Barclays Capital считают причиной нынешнего падения биржевых котировок алюминия сезонное снижение активности на спотовом рынке. А осенью цены поднимутся, что согласуется с прогнозами экономического роста от Barclays Capital и недавними выпусками макростатистики, указывающей на то, что восстановление мировой экономики входит в более зрелую фазу.
По мнению аналитиков австралийского банка National Australia Bank, до конца 2010 года на мировом рынке цветных металлов будет наблюдаться консолидация, и уже в IV квартале цены начнут расти на фоне признаков восстановления экономики в развитых странах. Однако избыток мировых запасов алюминия может ограничить дальнейший рост цен.
Аналитики Standard Bank прогнозируют, что в 2010 году средняя стоимость алюминия составит $2219 за тонну, а в 2011 году вырастет до $2510 за тонну. Факторами поддержки будут рост затрат на электроэнергию и высокая ликвидность рынка алюминия, привлекающая биржевых инвесторов, что отчасти компенсирует слабые фундаментальные показатели этого рынка. Кроме того, важным вопросом является связанность значительных складских запасов алюминия финансовыми сделками (под эти запасы взяты банковские кредиты). Этот фактор может оказать сильное влияние на динамику цен.
По мнению аналитиков французского инвестиционного банка Natixis, алюминий с немедленной поставкой будет стоить в этом году в среднем $2148 за тонну, а в следующем году - $2400 за тонну. Спрос со стороны автомобильной отрасли в мире, в основном подогреваемый потребителями в развивающихся странах, может поддержать объемы потребления алюминия. Каждый автомобиль содержит в среднем 157 килограммов алюминия.
Эксперт агентства Владислав Николаев
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.