Алматы. 3 февраля. Kazakhstan Today - На мировом рынке стали в январе произошел подъем цен. На Лондонской бирже металлов (London Metal Exchange, LME) цена "средиземноморской" заготовки (Steel Mediterraneant) с немедленной поставкой за прошедший месяц поднялась с $386,0 до $410,0 за тонну, а стоимость "дальневосточной" заготовки (Steel Far East) осталась на уровне $420 за тонну.
Как сообщило агентство Dow Jones Newswires, средиземноморский фьючерсный контракт на LME достиг рекордного уровня заинтересованности трейдеров. По мнению LME, рост суммы открытых позиций по этому контракту свидетельствует о том, что он получает все большую поддержку. А глава Лондонской биржи металлов Мартин Эббот заявил, что слияние двух региональных фьючерсных контрактов - Средиземноморского и Дальневосточного - на стальную заготовку произойдет в первой половине 2010 года в связи с системными процессами. Возможно, они будут объединены в апреле 2010 года.
Основной тенденцией января на мировом рынке стали было повышение цен, которое затронуло все основные рынки и все основные виды продукции. При этом подъем цен произошел вопреки существующей рыночной ситуации. Согласно последнему докладу британской консалтинговой компании MEPS International Ltd, в январе 2010 года мировые цены на сталь выросли на 3%, что было вызвано более высокими затратами производителей на сырье.
Сводный индекс MEPS по мировой стальной продукции всех видов по итогам января составил $653 за тонну по сравнению с $634 за тонну в декабре 2009 года, а его рост вызван подъемом цен на сталь в странах Северной Америки и Азии. Отдельно по Северной Америке этот индекс вырос в январе на 8,6%, или до $716 за тонну. "Основной причиной для роста цен в США явилось увеличение стоимости издержек, так как здесь не наблюдается роста реального спроса, а сервисные центры продолжают поддерживать запасы на минимальных уровнях", - отмечает MEPS, добавляя, что американские заводы уже объявили об увеличении цен на февраль. Для стран Азии сводная цена на стальную продукцию выросла на 1,1% и составила $617 за тонну.
Весь январь металлургические компании всего мира поднимали цены на свою продукцию, чтобы компенсировать уже состоявшееся и ожидаемое в будущем увеличение затрат на сырье и энергоносители. Однако в конце месяца продолжать эту тенденцию стало уже сложно, так как спрос на прокат в большинстве регионов не только не расширился, а даже сократился по сравнению с концом прошлого года. В результате кое-где цены отступили немного назад.
Как сообщило агентство Reuters, китайские стальные цены в последние дни оставались стабильными, хотя покупатели и трейдеры ожидают приближение китайского Нового года, который будет отмечаться с 14 по 24 февраля 2010 года. Рост цен на стальную продукцию в Китае начался еще в октябре. К середине января повышение составило более 15% по сравнению с минимальными значениями. Стоимость горячекатаных рулонов на местном рынке подошла вплотную к отметке 4000 юаней ($585) за тонну с металлобаз, а арматура в ряде мегаполисов превысила 3900 юаней ($570) за тонну. Хотя нужно отметить, что обстановка на мировом рынке стали еще далека от благоприятной, а спрос заметно отстает от предложения. В то же время поставщики надеются на госпрограммы поддержки национальной промышленности и стимулирования внутреннего потребления автомобилей и бытовой техники.
Самые высокие цены на плоский прокат сейчас наблюдаются в США, где местные компании добились наибольшего на мировом рынке повышения цен по сравнению с концом прошлого года на $50 - 60 за тонну. Стоимость горячекатаных рулонов достигла $640 - 660 за тонну, а на февраль американские предприятия планируют еще один подъем цен - до $700 за тонну. Всему этому способствуют низкие складские запасы, некоторое оживление на рынке и ограниченный объем предложения.
Российский горячий прокат повсеместно превышает $620 за тонну. При этом падение курса евро по отношению к доллару и снижение экономической активности в регионе из-за холодов привели к настоящему обвалу котировок европейских компаний в долларовом исчислении. В конце января европейские компании продавали горячекатаные рулоны по 400 - 420 евро за тонну при отгрузках с заводов, что сейчас эквивалентно всего $562 - 590 за тонну. У большинства поставщиков из-за пределов Европы такая продукция сейчас стоит дороже.
Всемирная ассоциация производителей стали (World Steel Association, WSA) опубликовала данные по объемам производства стали в 2009 году в 66 странах, представляющих свою статистику в эту международную организацию. Мировое производство стали в 66 странах в 2009 году снизилось на 8% по сравнению с 2008 годом, или до 1,22 млрд тонн. Выплавка упала во всех основных странах и регионах-производителях стали, включая страны ЕС, Северной Америки, Южной Америки и СНГ. Но в странах Азии выпуск стали увеличился в 2009 году, в частности, в Китае, Индии и странах Ближнего Востока. В лидерах отрасли - Китай, там производство стали достигло 567,8 млн тонн (рост на 13,5% к 2008 году), что соответствует 47% всего мирового выпуска стали.
По данным WSA, степень загрузки производственных мощностей в мировой металлургической отрасли, достигавшая в середине 2008 года более 90%, в декабре 2009 года составляла только 71,5%. При этом в ЕС и США этот показатель составил 55 - 65%. Незадолго до этого американские металлурги сообщали о своих планах доведения загрузки мощностей до 75% во II полугодии 2010 года. В то же время страны СНГ могут рассчитывать в этом году на 80%-ную загрузку и более. В конце января производственные мощности стальных компаний использовались на 64,7% по сравнению с 42,4% в прошлом году. Сейчас отмечается некоторый рост реального спроса на плоский прокат со стороны автомобильной промышленности.
В целом ожидания на мировом рынке стали в 2010 году можно назвать достаточно благоприятными. В нынешнем году возможно увеличение мировой выплавки стали на 8 - 12% по сравнению с прошлым годом, или до 1,32 - 1,37 млрд тонн. Сами металлурги надеются на эффект отложенного спроса со стороны компаний, в прошлом году отложивших до лучших времен осуществление ремонтов и приобретение нового оборудования, а также на возобновление финансирования крупных строительных и инфраструктурных проектов.
В то же время 2010 год на мировом рынке стали обещает быть контрастным. Глава ArcelorMittal Лакшми Миттал считает, что основной рост будет сосредоточен в новых рыночных странах - Китае, Индии, Бразилии, Турции, России, в нефтедобывающих государствах Персидского залива и Северной Африки, в динамичном регионе Юго-Восточной Азии. Таким образом, те страны, которые и в 2009 году продемонстрировали наилучшие результаты в металлургической отрасли, сохранят свое лидерство и на текущий год, а США, страны ЕС, Япония и дальше будут отстающими.
Ограничение доступа проката из СНГ на рынки США и ЕС, до кризиса казавшееся несправедливостью, сегодня является благом. Поставки в эти регионы и в этом году окажутся значительно ниже докризисных уровней, но общий эффект от этого спада будет не так велик. Вполне возможно, что к концу 2010 года российские, а несколько позднее и украинские металлурги сумеют вернуться на уровень 2007 года и по объемам производства, и по ценам.
Подорожание сырья и энергии стало реальностью для производителей стали. Многие эксперты считают, что рост затрат на ресурсы в I и начале II кварталов окажется более значительным, чем повышение цен на стальную продукцию. Как сообщило агентство Reuters, цены на железную руду, металлургический уголь, природный газ вырастут в первой половине 2010 года, но сталепроизводители США считают, что повысить стальные цены будет очень тяжело, так как заказы от потребителей все еще недостаточны. Рост стального спроса в США стал ключевой темой обсуждения на проходящей в конце января во Флориде конференции American Metal Market's State of Steel 2010. На конференции был дан прогноз роста цен на железную руду в 2010 году на уровне 30 - 40% из-за устойчивого китайского спроса. Представители AK Steel Holding Corp. прогнозируют, что цены на железную руду вырастут более чем на 25%.
По сообщению Китайской горнопромышленной ассоциации (China Mining Association), в 2009 году Китай импортировал 630 млн тонн железной руды, что на 41,6% выше, чем годом ранее. Зависимость страны от импортной руды увеличилась с 44% в 2002 году до 69% в 2009 году. Некоторые международные инвестиционные банки предсказывают, что цены на железную руду поднимутся в 2010 году на 30 - 50%, а компании Rio Tinto и BHP Billiton будут стремиться достигнуть соглашения с Японией, с тем чтобы оказать давление на Китай. В прошлом году Китайская ассоциация чугуна и стали в начале переговоров заявила, что Австралия и Бразилия должны снизить цены на железную руду на 45% и 40% соответственно.
Отметим, что импорт железной руды Китаем составляет как минимум 60% от всего объема добычи компаний Rio Tinto и BHP Billiton и около 40% - от объема добычи Vale. По сообщению China Knowledge, запасы импортной железной руды в основных китайских портах достигли трехмесячного пика в 67,42 млн тонн. По данным Mysteel.com, запасы импортного сырья из Австралии выросли до 22,23 млн тонн и составили 33% общих запасов.
Как сообщило агентство Reuters, по оценке Raw Materials Group, цены на железную руду для базовых контрактов в 2010 году могут вырасти на 10 - 15% на фоне роста спроса на сырье на 10%. Raw Materials Group конференции во Флориде отметил, что спрос на железную руду будет в основном исходить от Китая и Индии на фоне восстановления мировой экономики. По прогнозу компании Maersk Broker, объем трансокеанских поставок железной руды в 2010 году впервые в истории достигнет астрономического рубежа в 1 млрд тонн. Основной вклад в достижение этого показателя внесет, без сомнения, Китай, чей объем импорта оценивается в текущем году в 670 млн тонн.
Несмотря на то, что спрос на стальную продукцию постепенно растет, ситуация в отрасли в 2010 году будет достаточно сложной. Как сообщило агентство Reuters, по мнению Wolfgang Eder, президента европейской стальной ассоциации Eurofer, "только реальный спрос на сталь, а не только снижение запасов стали, будет двигать европейский стальной рынок к восстановлению в 2010 году. Объемы производства стали должны повыситься на 5% - 10%. W. Eder также отметил: "Мы действительно видим некоторые области, такие, например, как автомобильная промышленность, энергетика которых может выправиться в течение года. Тогда бы мы смогли увидеть увеличение спроса, а не только снижение запасов стали на складах".
Эксперт агентства Владислав Николаев
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.