12.07.2006, 11:20 3000

Обзор мирового рынка титана на 10 июля 2006 года

АЛМАТЫ. 12 июля. Kazakhstan Today. Средние справочные цены на ферротитан в начале июля в Европе оставались вблизи $16,8 за килограмм титана. Титановая губка продавалась по $26,5 за килограмм, рутиловый концентрат – по $465-635 за тонну. В последние месяцы цены на титан периодически снижались, но все же мировой рынок титана находится на подъеме, что вызвано возрастающим спросом на этот металл со стороны авиастроительной отрасли. На ее долю приходится практически половина от потребляемого в мире титана. По мнению многих экспертов, спрос на титановую губку в мире будет расти с учетом того, что новые модели самолетов компаний «Airbus» и «Boeing» требуют в два или три раза больше титана, чем большинство сегодняшних моделей самолетов.

Мировой спрос на титановую губку в 2005 году составил 87,8 тыс. тонн, а в 2006 году может увеличиться на 10%, или до 96,8 тыс. тонн. Директор «Toho Titanium» Кацухиро Ногами заявил, что компания прогнозирует к 2010 году возможный рост мирового спроса на титановую губку до 150 тыс. тонн. Напомним, что этот спрос начал расти в 2004 году с восстановлением авиакосмического рынка. Рост продолжится, считает К. Ногами. Некоторые эксперты полагают, что динамика потребления титана будет расти, по крайней мере, в течение ближайших трех лет. Другие прогнозируют, что она будет расти и в долгосрочной перспективе. По оценкам компании «Airbus Industries», количество самолетов, используемых в гражданской авиации, вырастет к 2019 году почти в два раза – до 19 тыс., что, естественно, повлечет за собой рост спроса на титан.

Особое внимание титану и его сплавам в последнее время стали уделять при строительстве сухопутной техники военного назначения. Специалисты прогнозируют устойчивый рост мирового потребления титана при создании танков и других видов бронированных машин. Это вызвано целым комплексом предъявляемых к ним требований. Важнейшим из них является снижение общей массы при сохранении и даже увеличении прочностных характеристик. Значительный рост весовых характеристик современных танков привел к уменьшению их мобильности, а это входит в число главных условий успешного ведения современных динамичных боевых действий. Поэтому возникла объективная необходимость уменьшения массы танка с сохранением прочности его брони. Это возможно путем замены стали на титановый сплав.

В связи с наметившимся переделом на мировом рынке титана Усть-Каменогорский титаномагниевый комбинат (УК ТМК) может занять лидирующие позиции в этой отрасли. Первые крупные заказы у казахстанского производителя уже появились. Комбинат заключил с авиастроительной корпорацией «Airbus» договор на поставку титановой губки американской компании «RTI International Metals», которая будет поставлять «Airbus» металлический титан. В настоящее время доля казахстанского титаномагниевого комбината на мировом рынке титановой губки составляет примерно 20%, а на американском – 50%. Однако, даже если в США вырастет производство титановой губки, американским компаниям вряд ли удастся перекрыть мировые потребности в этом виде сырья. Таким образом, УК ТМК, который и сейчас занимает третье место в мире, может еще более укрепить свои позиции на мировом рынке. Для этого у компании есть все возможности. В советское время комбинат производил 22 тыс. тонн титановой губки. Кроме того, у комбината есть собственная горнорудная база. Разрабатываемые комбинатом месторождения Сатпаевское, Обуховское и Шокаш смогут обеспечить потребности предприятия в необходимом сырье более чем на 100 лет. Основными конкурентами казахстанского комбината являются российский титановый гигант ВСМПО-Ависма, Запорожский титаномагниевый комбинат, японские компании «Toho Titanium» и «Sumitomo Titanium», а также американская «Timet».

Наиболее сильным игроком на международном титановом рынке является российская компания ВСМПО-Ависма, производящая слитки, а также все виды продукции из титановых сплавов. Ее доля на рынке составляет 35-40%. Недавно появились сообщения о том, что российский титановый гигант может перейти под контроль государства, и правительство уже официально объявило о своем желании войти в капитал корпорации. Крупнейшие авиастроительные компании «Airbus» и «Boeing», у которых с ВСМПО-Ависма заключены долгосрочные контракты на поставку титана, высказали опасения, что в этом случае значительная часть производимого корпорацией титана будет оставаться в стране, обеспечивая потребности российской авиастроительной промышленности.

Сейчас ВСМПО-Ависма производит 30 тыс. тонн титана в год, 75% из которых экспортирует. Если продукция компании будет оседать в России, то необходимо будет восполнять образовавшийся на мировом рынке дефицит. Это могут сделать либо японские компании, которые уже чувствуют большие прибыли, либо американцы. Но если у японцев есть свое сырье (титановая губка) и они с каждым годом наращивают производство губки (по данным Японской титановой ассоциации, производство титановой губки в этом году вырастет на 17,8%, или до 36 тыс. тонн), то американцы производят лишь около 9 тыс. тонн в год губчатого титана. Но при этом в США производится 35 тыс. тонн металлического титана и проката.

В связи с ростом мирового спроса на титан американские компании решили модернизировать свои предприятия, чтобы увеличить объемы производства. Так, «Timet» вложила $38 млн. в расширение своего предприятия в штате Невада. Планируется, что выпуск продукции вырастет к 2007 году на 40%, или до 4 тыс. тонн титана. В 2007 году модернизация будет завершена, и тогда завод сможет производить дополнительно 4 тыс. тонн титана в год.

Американская компания «Allegheny Technologies Incorporated» (ATI) возобновляет производство титановой губки на своем заводе в Орегоне, стоявшем с 2001 года. Совет директоров этой компании одобрил план строительства нового завода по производству 7,3 тыс. тонн в год губчатого титана высшего сорта в штате Юта. Инвестиции в $325 млн. направлены на увеличение мощности компании по производству титановых сплавов для аэрокосмического и оборонного применения. ATI предполагает выпустить первую продукцию на заводе в III квартале 2008 года. Строительство нового завода, являющегося четвертой очередью расширения мощностей компании по производству титановой продукции, позволит довести годовые мощности компании по производству губчатого титана до 12,2 тыс. тонн.

Японский производитель титановой губки и слитков «Toho Titanium» планирует наладить рынок титанового скрапа в Японии с помощью сбора неиспользованных титановых материалов у своих покупателей. В Японии пока рынок титанового скрапа не развит. Представитель «Toho Titanium» заявил, что программа повторного использования титана - это не то же самое, что программа повторного использования алюминия и меди, так как титан почти не стареет и титановые изделия служат очень долго. Общий объем отгрузки титановой губки в Японии за 2005 год составил 30 тыс. тонн, и ожидается, что в текущем году этот объем вырастет на 17%, или до 36 тыс. тонн.

Крупнейший японский производитель губчатого титана «Sumitomo Titanium» может увеличить производственные мощности на 50%, чтобы удовлетворить растущий спрос на этот металл. Президент компании Масааки Ташибана заявил, что «Sumitomo Titanium» может объявить о планах увеличения годового производства титана с 24 тыс. до 36 тыс. тонн в этом году. Спрос на титан растет со стороны авиапроизводителей, поскольку легкий металл необходим для строительства топливосберегающих самолетов в условиях высоких цен на нефть. Спрос на титан может расти на 13% в год в ближайшие три года и со временем превзойти его поставки, считают эксперты «HSBC Holdings». «Продажи металла производителям авиатехники, на которых приходится основная часть наших заказчиков, заметно увеличились», - отметил президент «Sumitomo Titanium». По его словам, высокая стоимость топлива способствовала росту спроса на топливосберегающие самолеты, а объем титана, используемого в авиапромышленности, значительно увеличился.

В целом ситуация на мировом рынке титана сейчас такова, что высокие цены на этот металл на ближайший месяц сохранятся.

Эксперт Kazakhstan Today Владислав Николаев.

При использовании информации ссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      С марта Казахстан перевели на единый часовой пояс. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года тарифы на электроэнергию в Казахстане выросли примерно на 20%. Стали ли вы платить больше за электричество после перехода единый часовой пояс?