Обзор мирового рынка титана на 25 июня 2008 года
Алматы. 25 июня. "Казахстан Сегодня" - На мировом рынке титана сохраняется стабильная ситуация. В Европе средние справочные спотовые цены на ферротитан (с содержанием 70% титана и 4,5% алюминия) сохранились на уровне $8,55 - 9,0 за килограмм в пересчете на титан, а цены на рутиловый концентрат (мин. 95% TiO2) выросли с $1,23 до $1,32 за килограмм, FOB США, и до $0,91 за килограмм, FOB Европа. Титановая стружка (0,5% олова) торговалась по $2,40 - 2,60 за килограмм.
По сообщению лондонского журнала Metal Bulletin, на рынке ферротитана отмечается рост запросов потребителей и некоторое усиление напряженности на рынке лома, что привело к росту цен на ферротитан до $9,20 за килограмм для небольших партий ферротитана высокого качества. Но мнения относительно ближайших перспектив различаются. Производители полагают, что текущие запасы материала в Европе сравнительно низкие в условиях, когда сталепроизводители начинают все чаще появляться на рынке для закупок.
Производители ферротитана уже неохотно идут на продажи ниже $9 за килограмм в надежде на повышение цены до $9,50 за килограмм. И, несмотря на затихший спрос в США, фундаментальные основы рынка достаточны для сохранения цен даже в более спокойные летние месяцы. Многие торговцы, напротив, не столь оптимистичны, отмечая, что активность не настолько велика, чтобы говорить о цене выше $9 за килограмм, так как объемы производства и предложений в Европе вполне достаточны для удовлетворения текущего спроса.
Мировые цены на диоксид титана в ближайший месяц могут увеличиться. Подорожание сырья и электроэнергии привело к тому, что сразу три крупнейших поставщика TiO2 объявили о повышении цен. Об этом заявили компании Cristal Global, Tronox Incorporated и DuPont Titanium Technologies. С 1 июля 2008 года в Европе цены повысятся на 50 евро за тонну. Для ближневосточных и африканских покупателей стоимость вырастет на $150 за тонну. Для таких регионов как Восточная Европа, Ближний Восток и Африка рост цены составит $200 за тонну.
По данным китайской титановой ассоциации Baoji, цены внутри Китая на губчатый титан в середине июня составляли в среднем 80 тыс. юаней за тонну ($11,6 за килограмм), а на несортовой ферротитан - 48 тыс. юаней за тонну ($6,98). Поставки губчатого титана в Китай в 2007 году составили 11,03 тыс. тонн. Внутренний рынок ферротитана в Китае стабилен, что обеспечивается одновременно высоким уровнем поставок и спроса на этот вид продукции. С марта нынешнего года цены на ферротитан в Китае стабилизировались и даже выросли, и эта тенденция может сохраниться в ближайшей перспективе.
Производство титана в Китае за январь - апрель 2008 года увеличилось на 76%, или до 14,2 тыс. тонн. Но, как сообщает Metal Bulletin, крупнейший китайский производитель титана Baoji Titanium приостановил производство на своем заводе в провинции Shaanxi из-за опасения подземных толчков, которые были в соседней провинции Sichuan. Пока не ясно, когда возобновится производство. В 2007 году компания произвела 7,3 тыс. тонн титановой продукции. Baoji Titanium планирует к 2010 году увеличить объем выпускаемых титановых слитков до 25 тыс. тонн в год, а также титановых сплавов до 16 тыс. тонн в год. Компания поставит 4300 тонн титановой продукции для Boeing в течение трех лет, начиная с 2007 года. Кроме того, в 2007 году Baoji Titanium подписала соглашение с Goodrich на поставку титана сроком 15 лет.
"Усть-Каменогорский титаномагниевый комбинат" (УКТМК) будет выпускать полуфабрикаты для самолетов Airbus. Соответствующее соглашение было подписано между УКТМК, компанией Aubert & Duval (A&D) и концерном Airbus. В соответствии с ним на площадке УКТМК предполагаются ковка, прокат, плавка и шлифовка тугоплавких титановых изделий, а также создание в перспективе производства сверхсплавов.
УКТМК уже сейчас является одним из крупнейших интегрированных поставщиков титана для самолетостроения: заключены долгосрочные соглашения с американским концерном Timet (титановые полуфабрикаты и сплавы), Prat & Whitney (моторостроение), Boeing (самолеты). Сейчас основным товаром комбината является губчатый титан, который полностью поставляется на внешний рынок.
В феврале 2008 года европейская аэрокосмическая корпорация European Aeronautic, Defence & Space Co. (EADS) заключила соглашение с УКТМК на поставку титана для Airbus и других своих подразделений на сумму около $1 млрд. В рамках соглашения поставщики - УКТМК (68,72% акций принадлежат бельгийской Specialty Metals Company) и A&D (производитель сложной металлургической продукции для авиации и энергетики) - создали совместное предприятие UKAD, которое займется обработкой титана. Но пока производиться будут не детали аэробусов, а полуфабрикаты.
Напомним, что УКТМК до недавнего времени получал из Украины и Канады титановый шлак. После введения в эксплуатацию цеха обжига концентратов предприятие также использует ильменитовый концентрат украинских предприятий и собственное сырье с Сатпаевского месторождения. Произведенный губчатый титан полностью экспортируется в США, Нидерланды, Великобританию, Японию и другие страны, при этом отгрузка продукции комбината производится в основном по долгосрочным договорам (в частности, с компанией RMI Titanium). УКТМК занимает долю в 50% на рынке титановой губки США и 20% на мировом рынке.
Украинское предприятие "Запорожский титаномагниевый комбинат" (ЗТМК) планирует в июле запустить производство титановых слитков, сообщил представитель предприятия. Комплексная программа развития титановой промышленности в Украине предусматривает достижения объема производства титановых слитков на уровне 1,5 тыс. тонн в год. Около 90% продукции предприятия, используемой преимущественно в космической отрасли, реализуется на внешних рынках. По итогам 2007 года объем производства титана губчатого увеличился на 6,7%. Проектная мощность предприятия - 20 тыс. тонн губчатого титана в год.
По прогнозу корпорации ВСМПО-АВИСМА (VSMO), объем потребления титана в мире может увеличиться к 2012 году на 35%, или до 135 тыс. тонн в год, по сравнению с 2007 годом (около 100 тыс. тонн). В 2006 году доля VSMO на мировом рынке титана составила 23%, в 2007 году - 25%, а в перспективе VSMO рассчитывает выйти на уровень 30 - 33%. Корпорация активно развивает отношения с западными странами.
Основными партнерами ВСМПО-АВИСМА в Западной Европе являются концерн EADS, его подразделение Airbus и все его отделения. В США это Boeing и все его подразделения и субподрядчики. В Бразилии - компания Embraer. Среди двигателестроительных фирм - Rolls-Royce, SNECMA, Pratt & Whitney, Pratt & Whitney Canada, General Electric. Заказчиков сейчас интересует не просто титан, а готовые изделия и узлы под окончательную сборку. То есть речь идет о продукции более глубокой переработки титана - такой, как механическая обработка штамповок. Более того, в перспективе речь идет о сборке на VSMO отдельных узлов самолетов или двигателей.
Наряду с активным сотрудничеством с западными компаниями VSMO обеспечивает потребности России в титане на 100%. Доля потребления России в общем объеме производства VSMO составляет около 30%.
ВСМПО-АВИСМА - крупнейший мировой производитель титановой продукции, доля экспорта в реализации - 80%. Основными потребителями являются крупнейшие авиастроительные компании мира. В 2008 году компания планирует увеличить производство титановой губки еще на 6%, или до 36 тыс. тонн в год, а к 2012 году объемы производства титановой губки должны достигнуть 44 тыс. тонн в год.
В ближайший месяц на мировой рынке титана стабильная ситуация сохранится.
Эксперт агентства Владислав Николаев
При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна