25.10.2010, 12:32 1654

Обзор мирового рынка титана на 25 октября 2010 года

Алматы. 25 октября. Kazakhstan Today - На мировом рынке титана в октябре цены понизились. По данным MetalFirst London и Metal Bulletin, справочные цены на ферротитан в Европе за последний месяц снизились с $7,30 - 7,50 до $6,70 - 6,90 за килограмм титана, а в США - с $3,30 - 3,35 до $3,25 - 3,30 за фунт титана. Титановая стружка за последний месяц упала в цене с $2,50 - 2,70 до $1,90 - 2,10 за фунт. Цены на рутиловый концентрат в октябре находились в диапазоне $530 - 550 за тонну.

Цены на ферротитан снизились из-за того, что потребители настойчиво их "продавливали": производители стремятся продать продукцию по максимальной цене диапазона, а трейдеры заключают контракты по минимальной цене. Сейчас цены на ферротитан в среднем на 12% ниже, чем в сентябре.

Для производителей титана во всем мире последние два года были неблагоприятными, так как снизились цены и объемы реализации продукции, но еще быстрее сократился спрос. Основной полуфабрикат - титановая губка - к середине 2009 года подешевел практически в несколько раз, легирующий ферротитан - примерно так же.

В разгар кризиса британская компания FE Mottram Ltd. (один из крупнейших европейских производителей ферротитана) объявила, что после завершения выполнения долгосрочных контрактов к концу 2009 года прекратит производство ферротитана до того времени, когда рынок восстановится. Другая заметная компания - Scandinavian Steel - приостановила ферротитановое производство на своем заводе в Сан-Паyло из-за сложных условий на рынке Бразилии. Как только ситуация там стабилизировалась и наметился рост, цены на ферросплавы, включая ферротитан, постепенно пошли вверх.

Что касается производителей конечной продукции из металлического титана, то для них важнее была стоимость титановых слитков, поскольку ферротитан, как правило, побочный продукт, а губка - полуфабрикат. Хотя доля продаж на спотовом рынке у всех крупнейших титановых компаний мира (Timet, "ВСМПО-Ависма", Allegheny Technologies и RTI International Metals) невелика, этот рынок неплохо отражает общее состояние сбыта титана. Cудя по спотовым ценам, некоторое оживление рынка металлического титана произошло на полгода позже, чем у полуфабрикатов, но и идет оно крайне медленно: цены на титановые слитки в октябре 2010 года остаются ниже уровня прошлых лет. Здесь на первый план по влиянию на рынок титана выходит состояние мировой авиационной промышленности.

Китай планирует нарастить мощности по производству титана до 110 тыс. тонн в год (в настоящее время имеется 78 тыс. тонн мощностей). Эти цифры были озвучены на 26-й ежегодной конференции Международной ассоциации титана (International Titanium Association's 2010), которая прошла с 3 по 6 октября 2010 года в Орландо (США). В то же время производство титана в Китае продолжает расти несмотря на мировой спад и, вероятно, достигнет рекордного значения 50 тыс. тонн титановой губки и 30 тыс. тонн проката в текущем году, сообщили представители Национальной промышленной ассоциации Китая (National Industrial Association of China).

Японские производители титановой губки возвращаются к работе на полную мощность после прошлогодних сокращений, поскольку спрос на высококачественную губку внутри страны за последние два месяца увеличился. На ежегодной конференции Международной ассоциации титана представители компании Toho Titanium заявили, что принадлежащие ей два завода, которые сейчас работают на 70% мощностей, постепенно вернутся к работе в полную силу к 2011 году. После падения показателей до 10-летнего минимума - 11,99 тыс. тонн в год - японский выпуск титановой губки, предположительно, вернется к 30 тыс. тонн в год на волне неожиданного всплеска спроса в стране, заявил президент японской компании Titanium Society на конференции. Напомним, что в период экономического бума 2004 - 2008 годов ежегодный выпуск титановой губки в Японии достигал 39 тыс. тонн.

Деловой журнал ChinaPRO сообщает, что российская группа компаний "Петропавловск" заявила о намерении выйти на китайский рынок титана, построив совместно с китайской алюминиевой компанией Chinalco завод по производству титановой губки в городе Дзямусы провинции Хэйлунцзян. Запуск этого производства в Китае намечен на 2011 год. На проектную мощность 15 тыс. тонн в год новый завод выйдет в 2013 году. Сырье для производства губки, 60 тыс. тонн ильменитового концентрата в год, будет поставляться с Ольмекинского горно-обогатительного комбината в Амурской области.

По прогнозу лондонской группы маркетинговых исследований Roskill Information Services, мировое производство титановой губки в 2010 году составит 150 тыс. тонн, что примерно на 25 тыс. тонн больше, чем в 2009 году. Несмотря на то, что потребность китайской авиации в титановой продукции пока составляет 1,5 тыс. тонн в год, группа "Петропавловск" уже начала сотрудничество с Китаем в проектах выпуска пассажирского самолетов. Кроме того, значительные объемы необходимы Китаю в других отраслях промышленности. В КНР в 2009 году было произведено 35 тыс. тонн титановой губки. Мощности Китая по производству титановой губки в 2009 году составляли 78 тыс. тонн в год, но ее качество - одна из причин, по которым Китай пока не может обеспечить себе полную самостоятельность в авиастроении, прежде всего военном. По итогам января - сентября 2010 года производство титана в Китае увеличилось на 25,7%, до 35,8 тыс. тонн.

Лидер мирового рынка титана - российская корпорация "ВСМПО-Ависма" - более 60% выручки получает от поставок титана производителям самолетов и комплектующих. "ВСМПО-Ависма" - крупнейший поставщик титана для компании EADS и второй - для компании Boeing. Продукция компании сертифицирована всеми ведущими производителями авиационной техники. "ВСМПО-Ависма" - компания холдингового типа, сформированная по принципу вертикальной интеграции - от сырья к готовой продукции. Компания полностью обеспечена собственным сырьем (титановой губкой), это позволяет лучше контролировать издержки и иметь ценовое конкурентное преимущество перед другими компаниями.

Вместе с тем спрос на титан цикличен. Начало нового подъема в отрасли придется на 2011 - 2012 годы. Опережающим индикатором восстановления спроса является растущий глобальный пассажирооборот. Новые самолеты - новый спрос. Главный драйвер роста для акций компании - запуск в серийное производство новых типов широкофюзеляжных авиалайнеров Boeing 787, A350 и A380. Титаноемкость этих самолетов значительно выше, чем у предыдущих моделей, что вызовет рост потребления титана. Кроме того, прогнозируется увеличение спроса на новую экономичную продукцию из титана для авиапроизводителей в связи с предстоящим общим масштабным обновлением самолетного парка в мире. Хотя авиастроительные компании озвучивают вполне оптимистичные планы как по производству, так и по новым заказам на самолеты, существует риск, что темпы восстановления спроса на титан окажутся ниже ожидаемых.

По информации Roskill Information Services, мировые поставки титана могут вырасти в 2010 году на 20%, цены на титановую губку неуклонно снижались с 2006 года, что привело к уменьшению мировых поставок. Поэтому на рынке, вероятно, не будет наблюдаться радикальной ситуации с избыточными мощностями как минимум до 2013 года.

В настоящее время в мире оперируют 18 компаний - производителей титановой губки, девять из которых находятся в Китае, хотя еще десять лет назад их было только две. Более того, если все запланированные расширения производств будут реализованы, мировые мощности по производству титана могут достичь 400 тыс. тонн в год к 2015 году, с учетом четырех новых проектов в КНР и роста мощностей в Японии и России. Как сообщает лондонское агентство Platts, с другой стороны, согласно прогнозам, спрос на титановую губку будет расти примерно на 6% в год вплоть до 2015 года.

Отметим, что в конце 2008 года мировой экономический кризис в совокупности с задержкой производства самолетов Boeing 787 Dreamliner и Airbus A380 привел к резкому падению спроса на титан. В то же время были запущены новые заводы в США и Японии. В течение следующих двух лет наблюдался излишек предложения, поэтому производители прекратили дальнейшее расширение и уменьшили загрузку существующих мощностей, а в Китае некоторые неэффективные заводы вообще были закрыты. Однако в 2010 году ситуация начала меняться в лучшую сторону, что позволяет ожидать возобновление роста выпуска титана в мире.

Австралийское бюро сельского хозяйства и экономических ресурсов (Australian Bureau of Agricultural and Resource Economics, ABARE) в 2010 - 2011 годах ожидает роста производства всех видов титансодержащего сырья. Рост производства диоксида титана в Китае и увеличение потребностей в титансодержащем сырье вынуждает китайские компании увеличивать импорт этого сырья. Также наращивают импорт титансодержащего сырья компании в США. В 2010 году, по оценке Kenmare Resources, потребление титансодержащего сырья в мире увеличится на 15% по сравнению с 2009 годом.

В январе - июле 2010 года Китай импортировал 1,15 млн тонн титансодержащего сырья (в основном, ильменитовый концентрат) по сравнению с 1,47 млн тонн за весь 2009 год. В августе 2010 года китайская компания China Metallurgical Group подписала в ЮАР соглашение о сотрудничестве в разработке местного месторождения ильменита. Планируется создать производство титанового шлака мощностью 680 тыс. тонн в год. В Китае средние цены на ильменитовые концентраты и титановые шлаки китайского производства в III квартале 2010 года выросли по сравнению с ценами первой половины 2010 года.

Украина входит в пятерку крупнейших в мире стран - производителей титансодержащих концентратов. В январе - августе 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года экспорт титансодержащих концентратов из Украины поднялся на 31,6%, или до 183,89 тыс. тонн. По данным журнала Metal-Pages, Запорожский титаномагниевый комбинат (ЗТМК) возобновит полный объем производства к 2011 году, о чем сообщил заместитель генерального директора по внешнеэкономическим связям Константин Печерица во время конференции International Titanium Association's 2010. В 2010 году комбинат ориентировочно произведет 6,5 тыс. тонн, а в 2011 году - 9 тыс. тонн титановой губки. Комбинат реализует продукцию в Россию, в основном для "ВСМПО-Ависма".

Прогноз мирового рынка титана оптимистичен. По данным "ПРАЙМ-ТАСС", рынок авиаперевозок восстанавливается, парк самолетов растет. Если в 2009 году совокупный убыток авиакомпаний мира составил около $10 млрд, то в этом году компании только за II квартал получили прибыль в $3,9 млрд. По прогнозам компании Boeing, мировой парк самолетов в ближайшие 10 лет будет увеличен более чем в два раза. Спрос на титан будет расти за счет начала производства титаноемких самолетов нового поколения - B787, A380 и A350, поэтому рынок титановой продукции, основным потребителем которой является авиакосмическая отрасль, весьма перспективен.

Эксперт агентства Владислав Николаев

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      В Алматы планируют снести историческое здание по улице Досмухамедова, в котором сейчас располагается интернат для одаренных в спорте детей. Здание получило мировое признание и вошло в каталог конструктивизма. Считаете ли вы необходимым снос здания?