Алматы. 5 апреля. Kazakhstan Today - Цены на мировом рынке титана снизились. По данным minormetals.com, средние справочные цены спотового рынка ферротитана, с содержанием титана 70%, снизились за последний месяц с $6,55 - 7,25 до $6,30 - 6,80 за килограмм титана, без уплаты пошлины.
В марте 2010 года впервые с октября зафиксировано снижение на рынке ферротитана. В марте ферротитан упал в цене на фоне ослабления покупательской активности, однако дефицит сырья продолжает давить на рынок. Титановая стружка подорожала с $2,0 - 2,20 до $2,20 - 2,50 за фунт. Теперь многие компании, занимающиеся механообработкой титана, обычно поставлявшие свои отходы дилерам и торговцам ломом, сами придерживают его в расчете на все более высокие цены на лом. Едва ли не первый раз за все время производители ферротитана оказываются в необычной ситуации, когда лома необычно мало.
По оценке журнала Metal Bulletin, ферротитану вскоре вновь придется догонять цены на лом. Текущее снижение цен вызвано тем, что для многих продавцов оказалось приемлемым несколько снизить цены на материал, имеющийся на складах.
Многие участники рынка убеждены, что цены ферротитана вряд ли будут дальше снижаться, так как текущие цены на лом просто не допустят этого, да и производственные издержки остаются высокими. Как уже не раз отмечалось, быстрый рост цен на лом в этом году вызван снижением производства в авиакосмическом секторе, потребляющем значительные объемы титансодержащих материалов и, соответственно, уменьшением поступления на рынок титанового лома.
Поставщики лома не скрывают радости от возможности назначать все более высокие цены, с которыми вынуждены соглашаться производители ферротитана. Поставщики лома из США предлагают стружку по $2,50 за фунт и даже выше. Это означает, что можно забыть про поставки лома из США, которые были традиционным способом удовлетворения потребностей в титановой стружке, и при таких ценах в США вполне можно добыть как-нибудь лом в Европе. Вряд ли что-то изменится на обрабатывающих и сборочных предприятиях аэрокосмической промышленности - они не будут снижать цены на лом. А в Великобритании дефицит титанового лома уже остро сказывается на производстве ферротитана.
Видимо, сейчас производители титана решили пересидеть нынешний спад на мировом рынке титана, так как просто не существует причин для продажи титановой продукции по низким ценам. Возможно, в достаточно скором времени будет повышение цен, так как фиксация прибыли торговцами была единственной причиной ценового отката. Некоторые торговцы и производители пытаются найти титановый лом в Китае. Но в любом случае дефицит титанового лома остается очень острым, поэтому участники рынка вполне солидарны относительно возможности повышения цен и на лом, и на ферротитан по мере выхода на рынок покупателей для закупок на II квартал.
Несмотря на мартовский спад, в целом за прошедшее время 2010 года титановая продукция подорожала благодаря повысившемуся спросу со стороны авиастроительных компаний, вызванному снижением объемов поставок металла производителями. Также наблюдается оживление на рынке диоксида титана, где производители начали восстанавливать производство и расходовать складские запасы. Компания Kronos Worldwide уже увеличила цены на диоксид титана в Северной Америке, а теперь ожидается подъем цен и в Европе. Компания Cristal Global увеличила цены на все сорта диоксида титана, продаваемые в Латинской Америке и Бразилии.
В Китае выпуск титановой продукции по итогам 2009 году повысился на 21,8%, или до 61,5 тыс. тонн, производство диоксида титана увеличилось на треть, или до 1,05 млн тонн. Импорт титановой руды вырос на 38,6%, или до 1,479 млн тонн. В то же время, китайский экспорт двуокиси титана вырос на 29%, или до 103,61 тыс. тонн. Импорт титановой руды следует в русле общей понижательной динамики, уменьшившись за I квартал 2010 года на 68,32 тыс. тонн, или до 199,9 тыс. тонн. Основными причинами снижения активности на внешнем рынке титанового сырья являются общее снижение мирового спроса, а также ввод Китаем в эксплуатацию предприятий, продукция которых составляет серьезную конкуренцию импортной.
По данным Metal-Pages, Индия вскоре присоединится к списку стран-производителей титана, после того как в июле текущего года в городе Коллам будет введен в эксплуатацию завод по производству губчатого титана стоимостью 1,7 млрд индийских рупий ($37 млн). Строительство завода мощностью 500 тонн в год губчатого титана осуществляется компанией Kerala Minerals and Metals Limited (KMML). Первоначально стоимость строительства оценивалась в 1 млрд индийских рупий ($22 млн), но из-за роста затрат выросла до 1,7 млрд рупий. KMML будет поставлять на завод диоксид титана, выпускаемый компанией на расположенном неподалеку заводе Санкарамангалам (Sankaramangalam) из ильменитового концентрата, получаемого из прибрежно-морских россыпей штата Керала. В лаборатории Defence Metallurgical Research Laboratory (DMRL), являющейся подразделением научно-исследовательской оборонной организации Defence Research and Development Organisation (DRDO), разрабатываются последние стадии отделения магния от диоксида титана в процессе производства последнего. DMRL рассчитывает вскоре завершить эти разработки.
По данным Mineweb, гигантское россыпное титановое месторождение WIM-150 в Австралии, которое считается крупнейшим в мире, сменило владельца. Австралийская компания Austpac Resources NL продала его компании Astron Ltd. Основная часть месторождения WIM-150 содержит 1 млрд тонн песков, содержащих более 3% титановых минералов. Но WIM-150 является лишь частью более крупного месторождения, ресурсы которого оцениваются в 4,1 млрд тонн песков со средним содержанием 2% титановых минералов. В песках основной части месторождения содержится 12,5 млн тонн ильменита, 3,4 млн тонн рутила и 5,1 млн тонн циркона.
Агентство Bloomberg сообщило, что второй по величине мировой производитель титана - японская компания Osaka Titanium Technologies Co. с 1 апреля 2010 года снизила цены на свою продукцию на японском рынке на 15 - 25%. Такое решение было принято в связи с ослаблением спроса со стороны крупных компаний - многие из них отложили реализацию проектов по строительству новых предприятий в связи с мировым финансовым кризисом. По словам главы Osaka Titanium Содзо Нисидзавы, загруженность производственных мощностей компании в новом финансовом году составит 53% по сравнению с 45% в прошлом году. Он также добавил, что экспортные цены на титан, вероятно, будут снижены на 10 - 20% в 2010 году, а в 2011 году повышение спроса приведет к росту цен на титан как на внутреннем, так и на экспортном рынке.
В России начало работу совместное предприятие компаний ВСМПО-Ависмы с Boeing по производству титановых деталей для нового самолета Boeing-787 Dreamliner, выпуск которого задержался. По словам гендиректора ВСМПО-Ависмы Михаила Воеводина, условия контрактов с Boeing и Airbus не позволяют снижать цены на поставляемый им титан. Он сказал: "По титану у нас наблюдается рост заказов на 2010 год в тоннаже на 10%. С точки зрения выручки, скорее всего, будет падение на 5%, потому что сократилась доля поставок для авиакосмоса и выросла доля промышленного титана. В хороший год мы бы отказались от заказов, которые сейчас вынуждены брать. А цены, я думаю, стабилизировались. Очень жду лета. Есть надежда, что летом мы увидим серьезное оживление в авиации. Конечно, основным двигателем будет программа выпуска самолета Boeing-787 Dreamliner".
Говоря о конкурентах, в интервью газете "Коммерсантъ", генеральный директор ВСМПО-Ависмы назвал американские компании Timet и Allegheny Technologies. На промышленном рынке конкурентами являются японские производители с точки зрения качества. А с точки зрения объема производства с меньшим требованием по качеству растут конкуренты в Китае. "На авиакосмическом рынке по объему основной конкурент Timet, занимающий примерно такую же долю, как мы, порядка 28%. Но у него нет кузнечно-прессовых мощностей. Он производит слитки, слябы, прокат по кооперации с американскими сталелитейными компаниями. А вот Китай на рынке промышленного титана уже конкурент, в течение одного-трех лет станет опасным конкурентом. Если смотреть в перспективе пяти - десяти лет, то нельзя недооценивать вероятность выхода Китая на авиакосмический рынок. Хотя им придется затратить много средств и усилий. Основным конкурентным преимуществом ВСМПО-Ависмы будет научно-исследовательская деятельность, в Китае ее сегодня нет. У России же, изобретателя новых сплавов, есть опыт и имя в мире новых технологий. Это то, что позволит российской компании сохранить рынок в перспективе десяти - пятнадцати лет. По его словам, компания не меняет планы по увеличению мощностей по выпуску титана до 46 тысяч тонн в год и ждет роста, который был обещан потребителями, чтобы ввести в эксплуатацию новые мощности.
Заказ из Сингапура на 2 тыс. тонн ферротитана обеспечил один из цехов корпорации ВСМПО-Ависма. Сейчас производственный персонал работает по круглосуточному графику без вывода на сокращенную рабочую неделю.
Если говорить о прогнозах, то нужно учесть, что интерес к титановой продукции в мире растет. Он вызван ожидаемым ростом рынков, на которых используются титановые продукты. Динамичное развитие показывает мировая лакокрасочная промышленность (стабильный ежегодный рост в 4%). Перспективным в плане диверсификации считается уход титановой отрасли от зависимости от аэрокосмического комплекса. Уже сейчас этот легкий и одновременно прочный металл широко востребован в изготовлении двигателей для гоночных автомобилей. Титан может составить конкуренцию материалам, использующимся для производства витых авторессор. Нашли ему применение и в нефтегазовой отрасли - там титан начали использовать для изготовления опор морских нефтедобывающих платформ (титановые вдвое гибче стальных). Бытовое использование титана также довольно широко - от клюшек для гольфа (сейчас 90% американских клюшек для профессионального спорта оснащены титановыми головками) до кресел-колясок, компьютерных корпусов и даже ювелирных изделий (10% мирового потребления титана).
Производители ферротитана достаточно уверены в будущем, считая, что после некоторого отката цены на ферротитан стали устойчивыми, и в большинстве своем производители уверены, что дешевые продажи постепенно исчезают с рынка.
Эксперт агентства Владислав Николаев
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.