Алматы. 5 марта. Kazakhstan Today - Цены на мировом рынке титана поднялись. По оценкам minormetals.com, средние справочные цены спотового рынка ферротитана, с содержанием титана 70%, увеличились за последний месяц с $5,90 - 6,40 до $6,55 - 7,25 за килограмм титана, без уплаты пошлины.
Цены на ферротитан продолжают расти, стимулируемые стабильным спросом и дефицитом поставок. Ферротитан продолжил подъем также из-за недостатка лома. Цены на титановую стружку выросли до $1,95 - 1,99 за фунт. Европейский рынок ферротитана возобновил рост с начала года, и трейдеры ожидают, что в марте рост цен продолжится.
По данным Industrial Minerals, основные мировые производители диоксида титана компании DuPont Titanium Technologies, Kronos Worldwide, Inc. и Cristal Global объявили о повышении цен на белый пигмент. Компания DuPont повысила цену на $150 за тонну на все сорта диоксида титана в Азиатско-Тихоокеанском регионе с 1 апреля. Цены на пигментный диоксид титана в Азии находятся в пределах $2615 - 2850 за тонну, укрепившись немного в прошлом квартале в основном благодаря Китаю.
По данным Industrial Minerals, британская компания Titanium Resources Group (TRG) почти удвоила выпуск рутилового концентрата в IV квартале 2009 года по сравнению с предыдущим кварталом, благодаря чему годовое производство пришло в соответствие с предварительными оценками. Производство рутилового концентрата в последнем квартале 2009 года увеличилось на 96,8% по сравнению с III кварталом, или до 21,51 тыс. тонн, а годовое производство 2009 году составило 63,86 тыс. тонн. TRG, которой принадлежит комбинат Гбангама по выпуску титан-циркониевых концентратов из россыпей в Сьерра-Леоне, в 2009 году выпустила также 15,16 тыс. тонн ильменитового и 8,50 тыс. тонн цирконового концентратов. Компания сообщила, что она договорилась с покупателями о повышении цен на 4 - 6% на основную часть продукции, которая будет поставлена в 2010 году.
По данным консалтинговой группы SOGRA, ирландская компания Kenmare Resources планирует увеличить в два раза объем добычи на своем титановом руднике в Мозамбике, ожидая длительного роста спроса на титановую продукцию. На месторождении Moma в 2010 году Kenmare Resources планирует добыть 700 тыс. тонн ильменита. В настоящее время компания разрабатывает подробный план по расширению добывающих мощностей. Сейчас контрактные цены на ильменит с месторождения Moma в Мозамбике составляют $80 - 120 за тонну, но аналитики компании прогнозируют рост цен к 2012 году. Kenmare Resources специализируется на добыче ильменита, рутила и циркония. В 2007 году компания начала разрабатывать крупнейшее в мире месторождение титановой руды Topuito в Мозамбике.
Японская компания Sumitomo Light Metal Industries 1 марта 2010 года опубликовала свой план развития на ближайшие три финансовых года, начиная с 2010 года. Помимо наращивания производства медной продукции и титановых труб, компания рассчитывает повысить конкурентоспособность своих производственных баз за пределами Японии за счет изменения в системе снабжения. Как сообщает Japan Metal, если сейчас иностранные подразделения компании занимаются обработкой заготовок, поставляемых из Японии, то в ближайшем будущем планируется получать их из местных источников. Для этого компания Sumitomo Light Metal Industries будет искать партнеров за рубежом для заключения союзов и альянсов.
На Усть-Каменогорском титаномагниевом комбинате получен первый опытный образец новой продукции - титан в слитках. Такая продукция пользуется повышенным спросом на мировом рынке. Почти 50 лет здесь производили титановую губку. Внешне она чем-то напоминает морские кораллы. Но время не стоит на месте, и с этого года комбинат начинает выпускать титан в слитках. Такая продукция стоит уже в несколько раз дороже. На последнем этапе появится и прокатный титан. Выпускать такие высокотехнологичные изделия могут себе позволить только несколько стран в мире. Губчатый титан на языке металлургов называется "первым переделом". Это самый простейший и относительно недорогой вид продукции. Директор Усть-Каменогорского титаномагниевого комбината Багдат Шаяхметов сказал, что комбинат сегодня занимает нишу порядка 14% на мировом рынке. 20% продукции применяется в аэрокосмической отрасли. Решение о модернизации было непростым. Сначала пришлось взвесить свои финансовые возможности. Еще одна сложность - рудная база. Раньше сырье завозили из России и Украины. Но в конце 90-х в двухстах километрах от Усть-Каменогорска появился свой собственный рудник. К стратегическому проекту приступили только в 2008 году. Он получил название "Плавка". С 2011 года на Усть-Каменогорском титаномагниевом комбинате приступят к монтажу "третьего передела". Прокатный и прутковый титан крупнейшие авиаконцерны уже будут покупать не у посредников, а напрямую у казахстанских производителей.
В решении Международной конференции "Рудная база титана СНГ - 2009" сказано: "На долю РСФСР приходилось 58,8% балансовых запасов титановых руд, Украины - 40,2% и Казахстана - 1%. Наиболее мощной базой титана обладает Россия, а рудной базой - Украина. Всего в Украине выявлено сорок месторождений, среди которых два уникальных, двенадцать крупных и десять средних. Двенадцать месторождений детально разведаны и переданы для промышленного освоения, из них 8 месторождений разрабатываются... В настоящее время, когда в мировой титановой промышленности снова наметился рост потребностей в титановых концентратах и цен на них, возникла необходимость дальнейшего развития рудной базы титана стран СНГ (для замены выбывающих объектов) и освоение месторождений преимущественно за счет ввода новых россыпных, а также коренных и остаточных месторождений".
По данным China Noferrous Metals Monthly и ChinaPRO, за 2009 год Китай увеличил производство титана на 32,7%, или до 60,4 тыс. тонн. Китайский выпуск титановой губки и проката значительно сократился в 2009 году, при этом выпуск титановых слитков в стране немного возрос. Китай произвел в сумме 61,5 тыс. тонн титановой губки в 2009 году, снизив этот показатель на 17,8% по сравнению с показателем 2008 года. О фактическом выпуске заявили 9 производителей по сравнению с 13 в 2008 году. Китайский выпуск титановых слитков составил в сумме 41,16 тыс. тонн в 2009 году, повысившись на 3,9%. Выпуск титанового проката в стране составил 24,96 тыс. тонн, что на 10% ниже уровня производства в 2008 году. В Китае компании Pangang и Laiwu Steel могут создать крупные мощности по производству титановой продукции. Первая очередь СП мощностью 10 тыс. тонн будет запущена в 2011 году.
Правительство Китая заказало для государственного резерва 20 тыс. тонн титановой продукции и оплатило этот материал. В этом плане китайские производители титана в более выгодном положении, чем русские и американские. Китай, однако, пока не поставляет титановую продукцию для мировой авиации и двигателестроения, а производит титан для своей промышленности, пытается освоить соответствующую номенклатуру, в основном для военных проектов.
По некоторым оценкам, потребность китайской авиации, в том числе и для производства двигателей, суммарно составляет 1500 тонн титана в год. Эта цифра небольшая и совершенно не сравнима с потребностями Boeing, Airbus и российских авиастроителей. Зато есть отрасль, в которой Китай очень хорошо продвинул применение титана - это индустриальное применение и товары народного потребления. Здесь предъявляются не такие высокие требования к металлу, не такая длительная и сложная процедура сертификации. Но нельзя не учитывать, что китайцы упорно и достаточно серьезными шагами идут в авиацию. Они активно пытаются зайти на западный рынок. Видимо, Китай сможет сертифицировать свою титановую продукцию для авиации и двигателестроения и быть серьезным игроком на рынке года через 3 - 4. Несмотря на вышесказанное, Россия работает с Китаем, поставляя туда титан для авиационного и индустриального применения. Но очень трудно войти в китайские оборонные программы.
Китайское производство диоксида титана, по данным National Titanium Dioxide Center, выросло в прошлом году - до 1,05 млн тонн с 787 тыс. тонн в 2008 году. Спрос на диоксид титана в Китае, согласно прогнозам, будет расти, так как рынки, потребляющие его, продолжают развиваться.
Газета RBC daily сообщила, что сейчас компания "ВСМПО-Ависма" экспортирует более 65% своей продукции, обеспечивая, в частности, почти половину совокупных потребностей авиастроительных компаний Boeing и Airbus, а также 100% потребностей компании Embraer. На российском рынке корпорация реализует около 5 - 6 тыс. тонн титановых изделий ежегодно. По предварительной оценке, "ВСМПО-Ависма" в 2009 году выпустила около 20 тыс. тонн титана, что почти на 30% ниже пикового значения 2007 года. По прогнозу корпорации, даже при благоприятном развитии в 2010 году рост производства может составить около 10%. Кроме того, одна из главных проблем корпорации на сегодняшний день - высокая долговая нагрузка. На начало года кредитный портфель компании составлял $702 млн. "Снижение уровня долга может произойти только через 3 - 4 года, когда корпорация выйдет на уровень производства в 30 тыс. тонн титана в год", - отметил генеральный директор "ВСМПО-Ависма" Михаил Воеводин.
Корпорация "ВСМПО-Ависма" начала сотрудничество с Китаем в проектах выпуска пассажирского узкофюзеляжного самолета С919 и регионального самолета ARJ-21. Российская корпорация уже поставляет титан для производства новых лайнеров. Об этом сообщил заместитель гендиректора компании по маркетингу и сбыту Олег Ледер в интервью корпоративному изданию титановой корпорации. Крупнейший в мире производитель титана ОАО "ВСМПО-Ависма" также ведет переговоры с Объединенной авиастроительной корпораций (ОАК) России о консолидированных поставках в адрес предприятий авиастроительной корпорации и ее крупнейших смежников, общие потребности которых в титане в 2010 - 2013 годах оцениваются в 7,5 тыс. тонн. Потребности только авиастроительной корпорации в титане в 2010 - 2013 годах в ОАК оценили в 3,5 тыс. тонн.
Компания "ВСМПО-АВИСМА" в 2010 году увеличит производство титановой продукции на 5 - 10%, или до 21 тыс. тонн за счет роста доли заказов на промышленном рынке. Через 3 - 4 года объем производства титановой продукции достигнет уровня 30 тыс. тонн в год, а к 2015 году - 44 - 46 тыс. тонн в год. В 2010 году корпорация продолжит продвижение титана на рынок медицинских имплантатов, также запланирован ввод комплекса ультразвукового контроля продукции "Сканмастер". Такие данные приведены в опубликованном отчете компании за IV квартал 2009 года. Реализация плана развития производства будет проводиться в первую очередь с учетом обеспечения потребностей в титановых сплавах, ведущих отраслей промышленности России.
По многим прогнозам, восстановление мирового рынка титана начнется в 2010 году. Но по ферротитану уже идет опережающий рост цен.
Эксперт агентства Владислав Николаев
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.