Обзор мирового рынка титана на 6 мая 2009 года
Алматы. 6 мая. "Казахстан Сегодня" - На мировом рынке титана произошел подъем цен. По данным Metal Pages, средние справочные цены 70%-ного ферротитана (с максимальным содержанием алюминия 4,5%) на свободном рынке Европы, с уплатой пошлины, за прошедший месяц поднялись с $2,20 - 2,50 до $2,80 - 3,0 за килограмм титана.
Однако препятствием дальнейшему восстановлению этого рынка могут стать продавцы титанового лома, которые будут использовать даже такой сравнительно незначительный рост цен. Вполне возможно, что доступные объемы лома окажутся ограниченными, так как многие связанные с титаном производства в машиностроительном и авиакосмическом секторе сократили производство. Более осторожно настроенные участники рынка полагают, что оживление спроса на рынке ферротитана связано не столько с потребностями конечных пользователей, сколько с желанием торговцев обеспечить ферротитан в преддверии будущего роста цен. Без достаточной активности конечных пользователей поддержка рынку будет краткосрочной.
По данным U.S. Geological Survey, импорт губчатого титана в США из Казахстана за 2008 год составил 12 тыс. тонн. Казахстан остается крупнейшим поставщиком титана в США.
Во Франции состоялась презентация нового казахстанско-французского совместного металлургического предприятия, организованного в соответствии с соглашением, заключенным между Усть-Каменогорским титаномагниевым комбинатом (УКТМК) и французскими компаниями "Обер энд Дюваль" и Airbus. Производство планируется начать в 2011 году с начальной мощностью до 500 тонн продукции, а к 2020 году производство планируется довести до 5 тыс. тонн, включая производство сверхсплавов. Соглашение, в частности, предусматривает организацию производства на территории УКТМК деталей для самолетов, которое предполагает ковку, прокат, плавку и шлифовку тугоплавких титановых изделий, а также создание в перспективе производства сверхсплавов. По мнению специалистов, продукция нового предприятия сможет стать конкурентоспособной по сравнению с российскими и американскими компаниями в этой сфере. Вместе с тем производство титановых сплавов позволит использовать эту продукцию в нефтегазовой отрасли и атомной промышленности.
Агентство РИА "Новости" сообщило, что президент компании Airbus Том Эндерс подписал с гендиректором госкорпорации "Ростехнологии" Сергеем Чемезовым контракт на закупку титановой продукции на сумму $4 млрд. Российский титан будет использоваться в производстве всех лайнеров ведущей европейской авиастроительной компании, в том числе самолета нового поколения А-350ХWB. Контракт включает поставку плоского и круглого проката из титановых сплавов, а также штампованных изделий, используемых в производстве лайнеров. Подписанный контракт - самый крупный и долгосрочный в истории партнерства Airbus с российскими предприятиями. Подписание контракта "Ростехнологии" с Airbus облегчит привлечение кредитов для российской компании, сообщил глава госкорпорации Сергей Чемезов. "В сегодняшней ситуации, ситуации экономического кризиса, стабильный заказ для предприятия очень важен. Мы можем спокойно до 2020 года рассматривать возможность модернизации производства, расширения производства, привлечения кредитных ресурсов под этот заказ", - сказал г-н Чемезов.
Российское правительство выделяет немалые деньги на поддержку титановой отрасли. Однако рынок титана переживает затяжную депрессию, вызванную мировым экономическим кризисом. По сообщению пресс-службы Госдумы РФ, в текущем году корпорации "ВСМПО-Ависма" будут выделены бюджетные ассигнования в размере 3 млрд рублей. Ее владелец, государственная корпорация "Ростехнология", консолидировала акционерный капитал предприятия на заемные средства. И поскольку учредителем "Ростехнологии" является государство, ему и приходится возвращать эти кредиты. К тому же у крупнейшего в России производителя титановой продукции существует весьма капиталоемкая инвестиционная программа.
Напомним, что сейчас "ВСМПО-Ависма" обеспечивает до 40% поставок титановых деталей компании Boeing и до 80% - Airbus, не говоря уже о российском военном авиастроении. Корпорация занимает примерно 27% мирового рынка титановой губки и 15% рынка титановых сплавов.
В Финляндии представлены проекты создания высокотехнологичного промышленного кластера "Титановая долина" на базе компании "ВСМПО-Ависма". Губернатор Свердловской области Эдуард Россель продолжает лоббировать экономические интересы Среднего Урала за границей. На этот раз глава области заинтересован привлечь финских бизнесменов для участия в ряде инвестиционных проектов в металлургии и машиностроении.
Японская компания Toho Titanium объявила о дальнейшем сокращении производства - до 40% на своем заводе Chigasaki. Компания также отложила запуск своего нового завода Wakamatsu до апреля следующего года, изначально же старт планировался на декабрь этого года. Эта мера предпринята в попытке сократить издержки на фоне слабого рыночного спроса. Toho Titanium поставила целью сокращение издержек на 2 млрд иен ($20 млн) в 2010 финансовом году, который начался в апреле, при этом компания ожидает получения 1 млрд иен убытков в этом году.
Китайское производство губчатого титана, по статистическим данным, опубликованным Китайской ассоциацией титана, составило в 2008 году 49,6 тыс. тонн, то есть почти на 10% больше, чем годом ранее. По сообщению China General Customs Administration, в Китае в результате наблюдавшегося в последние годы роста производства титановой губки повысился выпуск металлического титана во всех формах, и страна стала его нетто-экспортером. Китайский экспорт титановой губки сократился в первые два месяца 2009 года, таковы данные китайской таможни. Китай экспортировал только 162 тонны титановой губки, понизив этот показатель на 87% по сравнению с 1234 тоннами, экспортированными за аналогичный период 2008 года. Основным пунктом назначения стала Южная Корея - туда было экспортировано 63 тонны, в США - 45 тонн.
Осенью прошлого года в Паньчжихуа, крупнейшем производственном районе Китая, специализирующемся на титане, почти половина предприятий (22 из 50) полностью прекратила производство продукции. В январе 2009 года китайские эксперты отмечали, что работу продолжает менее 30% производителей титановой губки Китая.
Тем не менее руководство технопарка Цзямусы (провинция Хэйлунцзян) с оптимизмом смотрит в будущее: согласно утвержденному плану, в ближайшие 6 - 9 лет здесь появится 12 новых предприятий по производству титановой губки годовой мощностью в 30 тыс. тонн, а также предприятия по ее дальнейшей переработке в титановый прокат и изделия из него. Кроме того, появление новых титановых активов может инициировать развитие ряда местных малых добывающих и перерабатывающих предприятий, которые станут претендовать на роль смежников. Продукция технопарка может составить четверть всего китайского титанового рынка.
Активно продолжается полномасштабное строительство в Паньчжихуа комбината по выпуску титановой губки годовой мощностью 15 тыс. тонн. Работы продолжаются, несмотря на тот факт, что губка в период кризиса подешевела в три раза. Концерн Pangang, развивающий этот проект, уверен в благоприятных перспективах рынка - были бы свободные средства для инвестиций. Пока суммарный объем вложений в данный проект оценивается в 2,6 млрд юаней. Если все пойдет по плану, то до конца 2009 года может начаться выпуск губки, при этом проект станет крупнейшим в отрасли на территории Китая и одним из самых значительных в мире.
Мировая титановая промышленность поворачивается в сторону магматогенных месторождений титана. В мире титановое сырье получают примерно поровну из магматогенных и экзогенных месторождений, но при этом количество разрабатываемых экзогенных (в подавляющем большинстве россыпных) месторождений достигает сотни, а из магматогенных разрабатываются всего четыре месторождения титана: Теллнес (Tellnes) в Норвегии, Лак-Тио (Lac Tio) в Канаде, Паньчжихуа (Panzhihua) в Китае и Куранахское в России. Несмотря на то, что разработка россыпных месторождений титана является наиболее дешевой и подготовка их к эксплуатации требует, как правило, относительно небольших затрат, коренные магматогенные месторождения содержат гораздо более значительные ресурсы диоксида титана, которые могут обеспечивать стабильную деятельность предприятий по выпуску титановых концентратов, титановых шлаков, синтетического рутила и, в конечном итоге, диоксида титана и металлического титана в течение многих десятков лет.
Успешному развитию проектов разработки магматогенных месторождений титана благоприятствует высокая конъюнктура рынка рутилового концентрата, цена которого остается высокой и устойчиво держится на уровне $480 - 540 за тонну. Аналитики мирового рынка титанового сырья, в частности Goldman Sachs, в середине ноября 2008 года в своих прогнозах предусматривали рост цен на высококачественное титановое сырье: рутиловый концентрат, синтетический рутил, титановые шлаки.
В титановом секторе более вероятно позитивное развитие по мере реализации американскими и европейскими авиастроителями крупных программ постройки пассажирских авиалайнеров, а также вследствие увеличения потребностей ядерной энергетики и ракетостроения. Что касается нынешнего кризиса, то рецессия экономики США может завершиться уже к концу лета 2009 года, считают эксперты американского Института по изучению экономических циклов (ECRI). Эта исследовательская организация, обладающая большим опытом прогнозирования разворотов экономических циклов, заявила, что ряд важных индикаторов уже развернулись в сторону роста. "Край рецессии, наконец, появился в поле зрения", - отмечает ECRI. Восстановление может начаться уже в ближайшие месяцы.
Эксперт агентства Владислав Николаев
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна. Авторские права на материалы агентства.