АЛМАТЫ. 10 ноября. Kazakhstan Today. Постепенный рост торговой активности на европейском рынке ферротитана укрепляет этот рынок - цены на спот-рынке растут, хотя интерес больше проявляют пока лишь трейдеры. По оценкам лондонского Metal Bulletin, в начале ноября ценовой диапазон спот-рынка ферротитана в Европе составил $15,30-15,80 за поставленный килограмм титана, с уплатой пошлины. В целом средние справочные цены на ферротитан на свободном рынке, с содержанием не менее 70% титана, поднялись за прошедший месяц с $14,90-15,50 до $15,30-15,80 за килограмм титана. Титановая губка TG 100 (12x120 мм), на европейском, свободном рынке поднялась в цене за прошедший месяц с $22,5 до $24,5 за килограмм. Рутиловый концентрат, минимум 95% окиси титана, россыпью, Европейский союз, FOB, поднялся в цене с $465 до $475 за тонну.
Оживление на рынке ферротитана пока проявляется в покупках торговцами материала в расчете на рост цен, но активность реальных потребителей пока невысока. В то же время число запросов увеличилось, состояние рынка улучшилось по сравнению с предыдущим периодом низкой активности. Попытки некоторых участников рынка выйти на уровень $16,00 за килограмм титана пока не увенчались успехом, максимальный уровень цен, на которые смогли согласиться потребители, не превышает $15,80 за килограмм, но это уже достаточно обнадеживающее направление движения рынка. Однако следует иметь в виду, что быстрый подъем цен, вряд ли возможен, да и просто возможность долговременного роста цен на титан воспринимается сейчас скептически. Трейдеры предпочитают сначала убедиться, что рост цен продолжится. Ясно, что только активность потребителей будет поддерживать цены на более высоком уровне.
В складывающейся на мировом рынке титана ситуации производители титановой продукции стремятся наращивать ее выпуск. Как сообщило 9 ноября агентство Reuters, два японских производителя титановой губки, которые контролируют 30% мирового выпуска титановой губки, сообщили о планах увеличить производственные мощности из-за роста спроса. Титан используется, в частности, в аэрокосмической индустрии и все шире применяется при создании новых моделей самолетов, таких как Boeing 787 Dreamliner и Airbus A-380. "Спрос выглядит очень сильным, в особенности со стороны таких секторов как авиация", - сказал представитель одной из компаний Sumitomo Titanium Corp. Sumitomo Titanium планирует увеличить мощности на 42%, или до 34 тыс. тонн в год, Toho Titanium Co. Ltd. - на 87%, или до 28 тыс. тонн. Sumitomo Titanium приняла решение о строительстве нового завода стоимостью $236 млн. Представитель компании сообщил, что такое решение вызвано растущим спросом на титановую продукцию в аэрокосмическом секторе, причем сильный спрос на губку, и, как следствие, запросы на увеличение поставок поступают не только от производителей титановой продукции в Японии, но и от зарубежных компаний. Поставки Sumitomo Titanium на мировой рынок губки составляют около 20% от общего объема. В целом производство титановой губки в Японии в год вырастет до 62 тыс. тонн в год с нынешних 39 тыс. тонн.
Японское общество производителей титана сообщило, что Россия и США в совокупности производят 110 тыс. тонн титановой губки в год, а Китай - примерно 24 тыс. тонн. Крупнейший в мире производитель титановой продукции, российская корпорация ВСМПО-Ависма, ранее сообщила о планах к 2012 году увеличить мощности для выпуска титановой губки до 56 тыс. тонн ежегодно с прогнозируемых на этот год 32 тыс. тонн. ВСМПО-Ависма является основным поставщиком титановой продукции для мировых аэрокосмических гигантов Boeing и Airbus.
Все более ясно формируются планы увеличения выпуска титана в России, где свою заинтересованность в проекте "Титановая долина" в Свердловской области в качестве инвесторов уже подтвердили многие крупные компаний из России, США, Франции, Великобритании, Японии, Германии. Об этом сообщил губернатор области Эдуард Россель. По его словам, помимо совместного предприятия, создаваемого американской Boeing и корпорацией ВСМПО-Ависма, в особой экономической зоне ожидается создание производства горношахтного, металлургического и нефтегазового оборудования. Подобно "Силиконовой долине" в США, где зародились крупнейшие технологические компании мира, уральская "Титановая долина" будет знаменовать собой переход российской промышленности на новый качественный уровень: от производства заготовок для самолетов - к производству деталей высокой степени точности, увеличению доли продукции высоких переделов, снижению материалоемкости и повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции. Как сообщалось ранее, в реализации проекта по созданию в Свердловской области открытой экономической зоны "Титановая долина" собираются принять участие крупнейшие иностранные компании, среди которых Boeing, Snecma, Rolls Royce, Yamaha-Motors.
Российская государственная компания Рособоронэкспорт стала владельцем 66% акций крупнейшего производителя титана в мире ВСМПО-Ависма. Об этом сказал глава Рособоронэкспорта Сергей Чемезов. Корпорация ВСМПО-Ависма ожидает, что объем производства титана и титановых изделий в 2006 году составит 23,5 тыс. тонн, что на 500 тонн больше плана. В настоящее время 60% продукции компании экспортируется, 40% потребляет российский рынок. Покупателями металла ВСМПО являются такие компании, как Boeing и Airbus. В 2007 году корпорация планирует увеличить производство титана до 27 тыс. тонн, а к 2012 году - до 40-44 тыс. тонн.
Активный рост потребления титана продлится минимум еще десятилетие. Об этом говорили на ежегодной конференции Международной титановой ассоциации (ITA) в США. Участники конференции пришли к выводу, что мировой спрос на титан будет расти. В частности, Том Уильямс, президент Allvac, одного из региональных подразделений Allegheny Technologies, сказал, что потребление титана в производстве реактивных двигателей превосходит все пиковые значения предыдущих лет благодаря более крупным размерам двигателей, высоким темпам производства авиационных двигателей, сильному спросу на комплектующие и запчасти в гражданском и военном секторах. Даже без учета запчастей и комплектующих Том Уильямс ожидает, что потребление титана в авиационной отрасли превысит предыдущий рекордный уровень 1998 года, а к 2009 году он будет превышен на 30%. Рынок комплектующих и запчастей для авиации после трагедии 11 сентября 2001 года в течение трех лет был практически в стагнации, но с прошлого года начался медленный рост, и ожидается, что в течение ближайшего десятилетнего периода возможен ежегодный рост на 5-10%.
Международная Титановая Ассоциация (ITA) считает, что к 2012 году около 30% мирового титанового производства будет предназначаться для коммерческих самолетов Boeing, а 60% ожидаемого роста глобального спроса на титан с 2006 по 2010 год будет также определяться производством самолетов компании. Члены ITA в то же время заметили, что Boeing увеличил роль титана в своих самолетах не просто так, а потому, что это принесло ему существенную выгоду.
Однако на мировом рынке титана сохраняется проблема сырья. Так, выпуск титанового сырья компанией Anglo American на западном побережье ЮАР уменьшился, особенно ильменитового концентрата, хотя производство цирконового концентрата несколько увеличилось, а компания Namakwa Sands должна завершить к 2008 году расширение мощности по производству рутилового концентрата на 26% и цирконового концентрата на 20%. На Украине действуют Вольногорский и Иршанский комбинаты, которые выпускают ильменитовый концентрат - сырье для производства титановой губки. В настоящее время потребность российской компании ВСМПО-Ависма в ильменитовом концентрате составляет 100 тыс. тонн в год, в основном, сырье поступает с украинских предприятий, а также со Шри-Ланки.
"Ключевский завод ферросплавов" из Свердловской области провел переговоры о покупке крупного пакета акций "Тарской горно-промышленной компании" в Омской области. "Ключевский завод ферросплавов" готов выкупить часть акций этого предприятия и инвестировать в развитие мощностей обогатительной фабрики от $15 до $20 млн. Здесь можно будет добывать до 50 тыс. тонн циркон-ильменитового концентрата в год. Сейчас Тарская компания добывает около 10 тыс. тонн сырья и не может вести его дальнейшую переработку, в частности, выделять из него рутил.
Казахстанская компания Satpaevsk titanium minis ltd (STM) инвестирует в переработку ильменитовых песков на Сатпаевском месторождении в Восточно-Казахстанской области. Это позволит уже в ближайшее время почти полностью обеспечить местным сырьем Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат. А старая обогатительная фабрика в связи с выполнением необходимого объема работ демонтирована. На сегодня фабрика работает сезонно, с апреля по октябрь, но уже в следующем году она планирует перейти на круглогодичный режим работы. Раньше комбинат закупал концентрат за рубежом. Карьер месторождения Сатпаевское, откуда начальное сырье уже поступает на обогащение, находится рядом, что исключает перевозку руды.
А еще отметим, что наиболее важное значение из всех неорганических пигментов имеют белые. Таким основным белым пигментом является диоксид титана, доля которого в суммарном потреблении неорганических пигментов составляет 65-70%, а в потреблении белых пигментов - более 90%. В качестве пигмента диоксид титана используется в лакокрасочной и целлюлозно-бумажной отраслях промышленности, в производствах пластмасс и резинотехнических изделий. Сырьем для получения пигментного диоксида титана являются титансодержащие руды. Сырьевую базу мировой отрасли по выработке диоксида титана в большой степени обеспечивают страны, не имеющие развитого производства конечных продуктов, - Австралия, Канада, ЮАР и другие.
Исходя из сложившейся сейчас на мировом рынке титана ситуации, можно прогнозировать высокий спрос в ближайшем будущем и высокие цены на титановую продукцию.
Эксперт Kazakhstan Today Владислав Николаев.
При использовании информации ссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна