Маслихат города Алматы
Управление природных ресурсов и регулирования природопользования города Алматы
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
В настоящее время Акимат города Алматы рассматривает вопрос о внесении изменений и дополнений в Правила содержания и защиты зеленых насаждений города Алматы (утвержденные Решением ХI-й сессии Маслихата города Алматы IV-го созыва от 2 июля 2008 года № 119).
Жители Алматы не понаслышке знают, что главная экологическая проблема нашего города - это загрязнение атмосферного воздуха. Смог над городом виден невооруженным глазом. По информации Министерства охраны окружающей среды, последние несколько лет в Алматы наблюдался наибольший уровень загрязнения воздуха по сравнению с другими городами Казахстана. Одним из методов снижения отрицательного влияния загрязнения атмосферного воздуха на здоровье людей является озеленение города. Деревья, помимо декоративной, выполняют очень важную защитную и санитарно-гигиеническую роль. Деревья обладают уникальными свойствами очищать воздух, они поглощают углекислый газ (диоксид углерода) и выделяют кислород, поэтому каждое дерево имеет важное значение и должно охраняться!
В нашем городе в последнее время уничтожается всё больше и больше деревьев с целью расширения дорог, строительства новых зданий, автопарковок. С разрешения Акимата вырубили деревья на проспекте им.Абая, на проспекте им.Сейфуллина, в парке Культуры и отдыха... Деревья вырубаются во дворах, вдоль дорог и в скверах, а Акимат дает разрешения на вырубку, не учитывая мнение жителей. Это часто приводит к конфликтным ситуациям.
Одним из таких примеров является случай, когда в сквере западнее ул. Байзакова (ниже пр.Абая) с разрешения Акимата были вырублены здоровые деревья ради строительства футбольного поля. Жители близлежащих домов были категорически против проекта и вышли на защиту сквера (эти события освещались в СМИ, например, газета "Время", 30 января 2010, "Такой футбол нам не нужен!", http://www.time.kz/index.php?newsid=14558). Надо сказать, что таких случаев в городе много!
В городе нередко осуществляются и незаконные рубки. Об этом в Экологическое общество "Зеленое спасение" постоянно поступает информация от возмущенных жителей.
В соответствии с Орхусской конвенцией, ратифицированной Республикой Казахстан, общественность имеет право на доступ к полной экологической информации. В соответствии с Экологическим кодексом РК (ст. 13, 14), общественность имеет право участвовать в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды. Однако до настоящего времени процедура участия общественности в процессе принятия решений не разработана. Поэтому требуем разработать процедуру участия общественности в процессе принятия решений и процедуру учета общественного мнения по вопросам, касающимся окружающей среды. Требуем включить в Правила содержания и защиты зеленых насаждений города Алматы обязательное положение об участии общественности в процессе принятия решений и об обязательном учете мнения общественности в случае сноса зеленых насаждений!
Мы не согласны со следующими изменениями и дополнениями к Правилам содержания и защиты зеленых насаждений города Алматы.
1. Написано: "В пунктах 6, 15 и 52 Правил цифры "10" заменить цифрами "15" ("п.15. На участках, насчитывающих более 15 деревьев и подпадающих под вынужденный снос, необходимо проведение инвентаризации и лесопатологического обследования зеленых насаждений...").
Считаем, что количество деревьев в данном случае нельзя увеличивать. Более того, это число надо сократить, т.к. все зеленые насаждения, находящиеся на территории города Алматы, образуют неприкосновенный городской зеленый фонд!
2. Написано: "В пункте 10 после слов "зеленых насаждений" дополнить словами ", в том числе и входящих в Красную книгу," ("10. Вынужденный снос зеленых насаждений, в том числе и входящих в Красную книгу, допускается на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных нужд в целях реализации генерального плана развития города в установленном законодательством порядке").
Считаем, что предлагаемое изменение данного пункта противоречит национальному законодательству! В соответствии с Положением о Красной книге РК (утвержденной постановлением Правительства РК от 15 декабря 2004 года N 1330), в Красную книгу РК заносятся редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, которые необходимо беречь и охранять. В соответствии с Уголовным кодексом РК уничтожение растений, занесенных в Красную книгу, является уголовным преступлением: "Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, занесенных в Красную книгу РК, или места их обитания наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества осужденного..." (ст. 290).
Более того, необходимо сохранять места произрастания растений, занесенных в Красную книгу.
Предложенные изменения противоречат и международному законодательству, в частности, Конвенции о биологическом разнообразии (одобренной в РК в 1994 г.). В соответствии со ст.8, п. k) страна-участница "разрабатывает или осуществляет необходимые законодательные нормы и/или другие регулирующие положения для охраны находящихся в опасности видов и популяций". В нашем же случае, государственные органы предлагают разрешить уничтожение редких видов растений, занесенных в Красную книгу, независимо от того в какую Красную книгу они внесены - в республиканскую или международную.
Таким образом, данные поправки противоречат п.3. ст.4 Конституции РК: "Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона".
Кроме того, данные поправки противоречат п.1. ст.6 закона "О нормативных правовых актах": "При наличии противоречий в нормах нормативных актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня".
В связи с вышесказанным, требуем исключить предложение, касающееся вырубки и уничтожения растений, занесенных в Красную книгу.
3. Написано: "Сократить количество документов, предоставляемых для выдачи разрешения, согласно пункту 49".
Считаем это предложение необоснованным и требуем не сокращать количество документов!
Вышеуказанные изменения, которые Управление природных ресурсов и регулирования природопользования г.Алматы, вносит на рассмотрение Маслихата, ослабляют Правила и только усугубят проблему вырубки зеленых насаждений в городе Алматы. Поэтому мы требуем не вносить эти изменения, не ослаблять Правила, а ужесточить их!
Предлагаем внести дополнения и изменения в следующие пункты Правил:
- Пункт 1 - дополнить словом "создание" - "и определяют порядок СОЗДАНИЯ, содержания и защиты зеленых насаждений города Алматы...".
- Пункт 3 подпункт 31 - дополнить словами "и ООПТ местного значения".
- Пункт 3 подпункт 9 - заменить термин "подеревный перечет" на "перечет деревьев и кустарников".
- Пункт 3 подпункт 25 - заменить слова "особо ценных пород" на "зеленых насаждений".
- Пункт 26 - заменить слова "от верхней корневой системы" на "выше корневой шейки".
- Пункт 39 - дополнить словами "..., а также заключения государственной экологической экспертизы, включающей учет мнения общественности".
- Пункт 55 - заменить слово "законодательством" на "законом".
Обращаем Ваше внимание на то, что в объявлении, которое было опубликовано на сайте УПРиРП (http://www.almatyeco.kz/), не было указано, до какого срока можно отправлять замечания. В связи с этим не все желающие смогли вовремя отправить свои замечания.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.