Парламент принял поправки в республиканский бюджет на 2018-2020 годы
Как сообщила в ходе заседания председатель Комитета по финансам и бюджету сената Ольга Перепечина, изменения в бюджет внесены с целью реализации поручений главы государства об изменении административных статусов городов Шымкента и Туркестана, принятия мер для бесперебойного их функционирования. Другие изменения связаны с внутренним перераспределением расходов с мероприятий и программ, где ожидается неосвоение и сложившаяся экономия, на приоритетные направления, связанные с реализацией посланий президента.
По словам Перепечиной, уточненный прогноз доходов республиканского бюджета на 2018 год сохранен на прежнем уровне и составляет 8,7 трлн тенге. Но при этом вызывает озабоченность исполнение годовых планов по КПН и НДС, так как по итогам 9 месяцев планы по ним не исполнены, и в последние годы сложилась тенденция исполнения планов за счет авансовых платежей. Также имеют место недостатки, препятствующие повышению результативности налогового и таможенного администрирования.
"В рамках совершенствования налоговой политики затягивается реформирование налогового администрирования, о чем свидетельствует перенос на 2019 год в рамках данного уточнения бюджета мероприятий по реализации информационной системы "Интегрированная система налогового администрирования" (ИСНА) по причине длительных процедур по согласованию конкурсной документации. Проектом предусматривается увеличение расходов на 12,6 млрд тенге до 9,6 трлн тенге", - отметила депутат.
Также, по ее словам, предусматривается изменение расходной части бюджета, в том числе путем перераспределения расходов в общей сумме 155,6 млрд тенге, где неисполнение за 9 месяцев текущего года составляет 53,6 млрд тенге, из них неосвоение - 47,1 млрд тенге.
"Наибольшие суммы неосвоения допущены Министерством культуры и спорта - 12 млрд тенге, Министерством обороны - 10 млрд тенге, Комитетом национальной безопасности - 7 млрд тенге, Министерством национальной экономики - 3 млрд тенге. В рамках перераспределения средств уменьшаются расходы социальной сферы на 45,7 млрд тенге, из них по Министерству труда и социальной защиты населения - на 25 млрд тенге, по Министерству образования и науки - на 19 млрд тенге, по Министерству здравоохранения - на 3,0 млрд тенге. Корректировки расходов проведены, в том числе и по суммам, выделенным за счет внешних займов на проекты социальной направленности в сумме 16,5 млрд тенге", - уточнила Перепечина.
Она отметила, что неосвоение средств является следствием некачественного проведения оценки на предмет целесообразности и экономического эффекта внешних займов, которое негативно отразилось как на реализации институциональных проектов, так и инфраструктурных. В частности, Министерством по инвестициям и развитию только по программе развитие автомобильных дорог на республиканском уровне за счет внешних займов уменьшены расходы на 38,9 млрд тенге, что составляет 63% от общей суммы уменьшаемых расходов.
Также, по словам депутата, необходимо учесть и расходы, которые были заложены в бюджет в виде уплаты процентов и прочих расходов, понесенных в связи с привлечением внешних займов. В частности, выплаченная комиссия на неосвоенную сумму займа по состоянию на 1 сентября 2018 года составила $1,5 млн.
"Наличие указанных проблем и недочетов свидетельствуют о необходимости совершенствования бюджетного процесса, о неэффективном планировании бюджета, которое приводит к несвоевременному освоению. И в конечном итоге возникает необходимость корректировки бюджета, которая для нас стала уже традиционной. Но даже и после проведения корректировки по итогам рассмотрения отчетов по исполнению республиканского бюджета продолжают иметь место факты неосвоения выделенных бюджетных средств, недостижения плановых показателей и так далее", - подчеркнула Перепечина.