26.05.2010, 18:20 4590

Правительством РК упущены возможности для полноценного решения социально-экономических задач - Счетный комитет

По данным О. Оксикбаева, по сравнению с прошлым годом объемы неосвоенных средств возросли в 4,6 раза, свободные остатки в 8,5 раза, просроченная дебиторская и кредиторская задолженности почти в три раза. Кроме того, правительством, вследствие несоблюдения норм бюджетного законодательства, нарушена прямая норма статьи 38 закона, устанавливающая лимит правительственного долга, который был превышен на 41 млрд тенге.

Астана. 26 мая. Kazakhstan Today - Правительством упущены возможности для своевременного и полноценного решения социально-экономических задач. Об этом сообщил председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Омархан Оксикбаев на презентации в сенате парламента отчета Счетного комитета - заключения к отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2009 год, передает агентство со ссылкой на сообщение пресс-службы Счетного комитета.

По данным О. Оксикбаева, по сравнению с прошлым годом объемы неосвоенных средств возросли в 4,6 раза, свободные остатки в 8,5 раза, просроченная дебиторская и кредиторская задолженности почти в три раза. Кроме того, правительством, вследствие несоблюдения норм бюджетного законодательства, нарушена прямая норма статьи 38 закона, устанавливающая лимит правительственного долга, который был превышен на 41 млрд тенге.

"Таким образом, мы считаем, правительством упущены возможности для своевременного и полноценного решения социально-экономических задач", - отметил он.

Кроме того, глава Счетного комитета сообщил, что в отчетном периоде Счетный комитет акцентировал свою деятельность на оценке использования средств, выделенных на антикризисные мероприятия и дорожную карту. Итоги контроля антикризисных мероприятий показали, что зачастую деньги не доходили до конечного потребителя, аккумулировались на депозитах банков, направлялись на другие цели.

Ход реализации дорожной карты проверен в восьми регионах. При планировании мероприятий по дорожной карте правительством не определен срок их реализации, несвоевременно принимались меры по определению их стоимости, объемов софинансирования, не установлены требования к качеству проведения мероприятий, не определены в достаточном количестве индикаторы результативности и эффективности, а также взаимосвязь количественных показателей в привязке к макроэкономическим и отраслевым показателям, сообщает Счетный комитет.

Также О. Оксикбаев отметил: "По нашей оценке, действующее налоговое законодательство усложнено в применении, что подтверждается ухудшением налогового администрирования, а также ростом проигранных судебных процессов по искам налогоплательщиков". "Ослабление налогового администрирования порождает схемы увода средств от налогообложения путем лжепредпринимательской деятельности. Причем в налоговом законодательстве отсутствуют нормы, которые должны предупреждать данное явление", - сказал он.

Кроме того, по его словам, "о недостаточном контроле со стороны таможенных органов свидетельствует уровень снижения стоимости за единицу измерения отдельных видов импортируемых товаров". В ходе контроля установлено нарушение таможенных процедур при импорте автомобилей, ввозе порожнего железнодорожного транспорта. В результате общая сумма потерь бюджета составила порядка 1 млрд тенге.

О. Оксикбаев заявил, что положения нового Бюджетного кодекса зеркально отразились на исполнении расходной части республиканского бюджета. В частности, трехлетнее планирование бюджета, осуществляющееся на "скользящей основе", позволило местным исполнительным органам использовать неосвоенные трансферты в следующем финансовом году с соблюдением их целевого назначения.

"В 2009 году не освоено 39,7 млрд тенге целевых трансфертов, что более чем в 4 раза больше, чем в предыдущем году, в том числе на уровне республиканского бюджета - 24,9 млрд тенге, местного - 14,8 млрд тенге", - сообщил глава Счетного комитета.

Он отметил, что при анализе исполнения затрат в разрезе администраторов бюджетных программ наибольшее неосвоение сумм приходится на Агентство по делам жилищно-коммунального хозяйства - 11,8 млрд тенге, Министерства образования и науки - 11 млрд тенге, транспорта и коммуникаций - 9,5 млрд тенге.

Кроме того, по его словам, вызывают серьезную озабоченность реализация инвестиционных проектов.

При реализации проверенных государственных и отраслевых программ установлено недостаточное обоснование финансового обеспечения выполнения мероприятий, отсутствие четкого взаимодействия между государственными органами-координаторами и исполнителями, качественного мониторинга за их исполнением. Вследствие этого во многих случаях не достигаются цели и ожидаемые результаты.

Правительством не предприняты исчерпывающие меры по разработке эффективного механизма управления активами государства.

"По нашему мнению, отсутствие системной и последовательной стратегии субъектов квазигосударственного сектора, слабый маркетинговый анализ сегментов рынка при отборе инвестиционных проектов, практика размещения институтами развития свободных средств на депозитах в банках второго уровня, недостаточная координация со стороны правительства приводят к нерациональному использованию средств республиканского бюджета и активов государства", - отметил О. Оксикбаев.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      С марта Казахстан перевели на единый часовой пояс. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года тарифы на электроэнергию в Казахстане выросли примерно на 20%. Стали ли вы платить больше за электричество после перехода единый часовой пояс?