Пресс-релиз мажилиса парламента РК
Астана, 9 января, Дом Мажилиса. В Мажилис Парламента поступил правительственный законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного и взаимного страхования". Его рассмотрением займется Комитет Палаты по финансам и бюджету, которому срок подготовки заключения по законопроекту определит Мажилис на предстоящем 14 января пленарном заседании депутатов.
После принятия законопроекта в законодательное производство представлять законопроект депутатам Правительству поручило Агентству РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
Основной целью законопроекта, согласно пояснению его разработчиков, является уточнение и совершенствование отдельных положений законодательных актов, регулирующих обязательные виды страхования, дальнейшее стимулирование развития обществ взаимного страхования, обеспечение правовой защищенности имущественных и социальных интересов потребителей страховых услуг.
Законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс РК от 1 июля 1999 г., Кодекс "Об административных правонарушениях" от 30 января 2001 года; Кодекс "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) от 12 июня 2001 года и в Трудовой кодекс от 15 мая 2007 года. Наряду с этим коррекции подвергнутся десять законов: "О страховой деятельности"; "О торговом мореплавании", "О Фонде гарантирования страховых выплат"; "Об обязательном
страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств", "Об обязательном страховании в растениеводстве", а также "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей", "О частном предпринимательстве"; "О взаимном страховании"; "О лицензировании".
Концептуальными направлениями законопроекта являются совершенствование условий и порядка проведения обязательных видов страхования. Предусматривается, в частности, дальнейшая модернизация института страхового омбудсмана с учетом правоприменительной практики. Предполагается передача функции по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей страховым организациям по страхованию жизни.
Намечается усиление ответственности лиц, на которых возложена обязанность заключить договор обязательного страхования, за неисполнение требований законодательства об обязательном страховании; совершенствование тарифной политики по обязательным видам страхования. Предусматривается уточнение деятельности АО "Фонд гарантирования страховых выплат" в связи с его акционированием страховыми организациями; либерализация деятельности обществ взаимного страхования путем исключения требований по лицензированию их деятельности.
Принятие законопроекта, по мнению его авторов, позволит совершенствовать механизмы в сфере обязательного страхования с учетом существующей и международной практики в целях повышения уровня защиты потребителей страховых услуг, создать условия для дальнейшего развития в области взаимною и обязательного страхования.
По законопроекту получено экспертное заключение ОЮЛ "Ассоциация финансистов Казахстана".
Одним из концептуальных замечаний вышеуказанного аккредитованного объединения, не принятого разработчиком, является несогласие некоторых членов АФК с предложением разработчика о передаче функции по осуществлению обязательного страхования гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей страховым организациям по страхованию жизни.
По мнению разработчика, предлагаемые поправки в Закон об ОСОР, видоизменяют механизм осуществления данного вида страхования в целях решения таких актуальных задач, как: повышение социальной защиты пострадавших работников, а в случае их смерти - лиц, находящихся у них на иждивении; экономическая заинтересованность работодателей в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей независимо от вины работодателя или работника.
Учитывая вышеперечисленные цели, объектом страхования по обязательному страхованию жизни и здоровья работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей является имущественный интерес работника, жизни и здоровью которого причинен вред в результате несчастного случая. Это не противоречит статье 809 Гражданского кодекса Республики Казахстан, в соответствии с которой к личному страхованию относится страхование жизни, здоровья, трудоспособности и иных, связанных с личностью гражданина имущественных интересов.
Также, предлагаемая схема по социальной защите пострадавшего работника соответствует международным системам обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, институциональной основой организации которых служат следующие положения:
1. Обязательное страхование всех занятых трудовой деятельностью (наемных работников, самозанятое население) от несчастных случаев на производстве реализуется на основе публичного права (социальное страхование), при котором:
при уплате работодателями страховых взносов, их ответственность по компенсации утраты трудоспособности работников из-за производственного травматизма и профессиональной заболеваемости переносится на страховые организации;
отсутствует институт "вины" работников за происшедшие несчастные случаи - они не подвергаются дискриминации с позиции уменьшения размера компенсационных выплат.
2. Комплексный характер социальной защиты работающих, которая включает в себя:
профилактику и снижение профессиональных рисков для работающих- оценка рисков, разработка рекомендаций и нормативных документов в области техники безопасности и гигиены труда, контроля за организацией работы по охране труда;
лечение и реабилитацию пострадавших на производстве (медицинская, профессиональная и социальная);
компенсацию утраты заработной платы в случае постоянной утраты трудоспособности и социальную защиту иждивенцев погибших на производстве.
Учитывая, что данный вид страхования предполагает наличие у страховой организации "длинных" обязательств, необходимо формирование адекватного размера страховых резервов как на стадии заключения договора страхования, так и на стадии заключения договора аннуитетного страхования, в том числе в случае продления утраты трудоспособности. Кроме того, необходимо учитывать особенности пруденциального регулирования каждой отрасли страхования, требований к капитализации, методик формирования резервов.
Одним из преимуществ передачи данного вида страхования страховым организациям по страхованию жизни является стимулирование развития отрасли "страхование жизни", в том числе их количественного роста.
Согласно пояснению авторов законопроекта, оставшиеся предложения и замечания АФК не приняты разработчиком, поскольку носят редакционный характер и направлены на излишнее уточнение тех или иных норм законодательных актов Республики Казахстан. Кроме того, данные вопросы урегулированы в рамках действующего законодательства Республики Казахстан.
Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК.
Стиль и орфография пресс-релиза сохранены.
При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна