Пресс-релиз Национальной экономической палаты Казахстана "Союз Атамекен"
ОБРАЩЕНИЕ Национальной экономической палаты Казахстана "Союз Атамекен" к Правительству Республики Казахстан
Национальная экономическая палата Казахстана "Союз Атамекен" выражает решительную поддержку инициативам Главы государства Н.Назарбаева по снижению влияния мирового финансового кризиса на Казахстан и защите отечественной экономики.
Мы также отмечаем оперативность решений Правительства по поручениям Президента, в т.ч. касательно выделения 10 млрд.долларов США, вхождения в ведущие банки, поддержки малого и среднего бизнеса, переориентировании системы госзакупок на казахстанскую продукцию и других.
Нужно отметить, что меры по поддержке малого и среднего бизнеса предпринимаются Правительством с осени 2007 г., на эти цели из бюджета в 2007-08 г.г. было выделено 126,8 млрд.тенге (48,8 и 50 + 28), кроме того Правительство обязало Фонд "Даму" привлечь 100% софинансирование по программе поддержки МСБ в регионах (28 + 50 млрд.тенге) со стороны банков второго уровня. В то же время, как сообщил на совещании Правительства 10 ноября т.г. председатель правления ФНБ "СамрукКазына" К.Келимбетов, освоение средств по данной программе составило всего 19,3 %, что является недопустимым с учетом реальной экономической ситуации.
НЭП "Союз Атамекен" выражает удовлетворение тем, что ряд наших предложений по улучшению данной ситуации, направленных Правительству и ФНБ "СамрукКазына" ранее (такие как необходимость рефинансирования прежних кредитов, снижение процентной ставки и др.), нашли поддержку на вчерашнем заседании.
В этой связи, а также в развитие ранее направленных Правительству и ФНБ "СамрукКазына" обращений, Союз "Атамекен" и входящие в него отраслевые объединения бизнеса, ПРЕДЛАГАЮТ:
1. В рамках правительственной Программы стабилизации экономики (Антикризисной программы), выделить дополнительные средства на поддержку малого и среднего бизнеса, в усиление предыдущих мер; либо предусмотреть использование на эти цели части средств, направленных на вхождение государства в акционерный капитал системообразующих банков.
2. Максимально ускорить доведение выделенных средств до предпринимателей, в этих целях диверсифицировать каналы фондирования МСБ, обеспечив, помимо банковских кредитов, государственную финансовую поддержку таких форм как:
а) Финансовый лизинг (до 1 млрд. долларов);
б) Микрокредитные организации, кредитные товарищества и сельские потребительские кооперативы (200 млн. долларов);
в) Прямое финансирование МСБ через ФРП "Даму" и его филиалы, без участия банков второго уровня и по ставке рефинансирования (не менее 250 млн.долларов) и др.
3. Создать дополнительный канал привлечения инвестиций путем предоставления гарантийных и страховых обязательств Фонда "СамрукКазына" под кредиты, привлекаемые от зарубежных инвесторов (по аналогии с правительственными гарантиями начала 90-х г.г.).
4. Разрешить банкам второго уровня направлять полученные бюджетные средства на рефинансирование ранее выданных ими же кредитов, в целях понижения процентных ставок. При этом, снижение должно обеспечиваться не только за счет государственных средств, но и за счет уменьшения интереса (маржи) самих банков. В этой связи мы обращаемся с аналогичным предложением проявить добрую волю и к банковскому сектору.
5. В целях оказания поддержки не только малым, но и средним предприятиям, а также более эффективного использования выделенных средств, увеличить лимит по проектам рефинансирования до 15-20 млн.USD.
6. Безусловно, эта мера не сможет покрыть все сектора экономики, поэтому предлагается её направить прежде всего на рефинансирование производственных проектов в системообразующих отраслях экономики, а именно:
а) сельском хозяйстве и сельхозпереработке (40-45 млрд.тг);
б) пищевой промышленности (15-20 млрд.тг.);
в) промышленности строительных материалов (40 млрд.тг);
г) машиностроении (10-12 млрд.тг).
Подобный подход позволил бы адресно защитить проекты в реальном секторе, изначально прошедшие рассмотрение в банках без расчета на государственную поддержку, исходя из оценки их экономического потенциала.
Приоритетная поддержка указанных секторов призвана обеспечить продовольственную безопасность страны (агропромышленный комплекс и пищевая промышленность), сохранение технического потенциала (машиностроение, производство стройматериалов), сократить прямые потери бизнеса от незавершенных объектов (значительная часть прежних проектов, оказавшихся под угрозой срыва и разукомплектации относится к производству стройматериалов); подготовить платформу для быстрого восстановления экономики по окончании кризисного периода (база промышленного и гражданского строительства), а также снизить социальные риски кризиса (сельское хозяйство, как наиболее трудоемкий и социально-значимый сектор).
7. Весь мир идет по пути удешевления кредитов и снижения ставки рефинансирования. Во многих странах ставка рефинансирования колеблется в пределах 2,5-3,5 %, в Казахстане - 10,5 %, куда затем добавляется маржа ФНБ "СамрукКазына" и БВУ. В целях снижения процентных ставок по кредитам, создать возможность параллельного фондирования МСБ по альтернативным каналам:
а) банками второго уровня (кредитование и рефинансирование прежних кредитов) - напрямую от Национального банка РК, без участия и маржи ФНБ "СамрукКазына";
б) институтами развития ФНБ "СамрукКазына" (кредитование и гарантирование внешних займов) - напрямую, без участия и маржи банков второго уровня;
в) по прежней схеме, с участием ФНБ "СамрукКазына" и БВУ, но по нулевой ставке из республиканского бюджета.
Кроме того, предлагаем Национальному банку РК предусмотреть шаги по адекватному снижению официальной ставки рефинансирования, более соответствующие объективной экономической ситуации.
Реализация данных подходов обеспечит значительное снижение стоимости фондирования для конечного заемщика, в объеме до 4%.
8. Как показала практика, излишняя централизация, исключение регионов из сферы принятия решений по конкретным проектам сужают эффективность использования средств, так как в отличие от крупного бизнеса, МСБ всегда имеет местную, региональную природу.
В этих целях необходимо добиться максимального использования возможностей региональных структур, включая акиматы, филиалы ФРП "Даму", социально-предпринимательские корпорации и т.д..
а) Наделить все СПК финансовыми средствами в размере не менее чем по 6 млрд.тенге для реализации (завершения) имеющихся на подведомственной территории бизнес-проектов, исходя из отраслевой ориентации каждого конкретного СПК, по принципу кластерного подхода (законченный цикл производства).
б) Провести реформирование и кадровое обновление самих СПК в целях усиления роли местного бизнеса в управлении и принятии решений.
в) С целью взаимодействия, наделить акиматы областей и г.г.Астана и Алматы необходимыми средствами для обеспечения производственной инфраструктуры, включая строительство дорог, коммуникаций, подачу электроэнергии и т.д., что значительно снизит себестоимость промышленных объектов.
г) Также предусмотреть выделение средств акиматам на возведение местных социальных объектов для эффективного трудоустройства высвобождаемых работников.
9. Предусмотреть направление средств на стимулирование рыночной активности, включая ипотечное и потребительское кредитование, кредитование государственного заказа и т.д. по доступным ставкам в пределах 4-5%.
10. Глава государства, выступая на расширенном заседании Правительства 13 октября т.г., по поводу переориентации системы государственных закупок на казахстанскую продукцию заявил, что "Здесь нужно пойти на беспрецедентные меры".
Отечественные предприниматели всемерно поддерживают это решение. В то же время, законодательством о госзакупках, из-под его действия выведены национальные компании, холдинги, управляющие компании и аффилиированные с ними юр.лица. Однако именно эта группа субъектов играет ведущую роль в данной сфере по объемам проводимых тендеров.
В этой связи мы приветствуем высказанное на консультациях в ФНБ "СамрукКазына" намерение принять внутренний регламент, обязывающий нац.компании при проведении тендеров также ориентироваться на приобретение исключительно казахстанской продукции и услуг. При этом, мы полагаем возможным на период кризиса данный критерий сделать основным, возможно даже в ущерб цене и качеству. Отступления возможны лишь в случаях отсутствия производства соответствующих товаров и услуг в Казахстане.
В условиях кризиса внешних источников фондирования, средства государственного бюджета и национальных компаний являются основным и зачастую единственным значимым ресурсом, на который могут рассчитывать предприниматели. Поэтому данный ресурс должен работать на интересы национальной экономики Казахстана.
11. В рамках Анти-коррупционной программы НДП "Нур Отан", для обеспечения прозрачности и эффективности использования выделенных Президентом на поддержку экономики финансовых средств, предлагаем включить в состав советов директоров ФНБ "СамрукКазына", институтов развития и национальных компаний депутатов Парламента РК, членов общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП "Нур Отан", а также представителей национальной экономической палаты и отраслевых бизнес-ассоциаций.
Обсуждение антикризисных мер руководства страны повсеместно показывает широкую общественную поддержку действий Главы государства и созданный этими действиями позитивный настрой в бизнес-сообществе.
Просим учесть данные предложения при принятии Правителсьственной Программы стабилизации экономики (Антикризисной программы).
Национальная экономическая палата Казахстана "Союз Атамекен" (стиль и орфография пресс-релиза сохранены).
При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна