Расходы республиканского бюджета в 2019 году составят 10,7 трлн тенге
Он сообщил, что, согласно прогнозам Международного валютного фонда, в 2018-2019 годах ожидается постепенный рост мировой экономики на уровне 3,9%. Консенсус-прогноз цены на нефть мировых финансовых организаций в 2019 году составляет $66,7 за баррель. С учетом этого цена на нефть при базовом сценарии определена в размере $60.
Реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 3,9% в 2019 году, с последующим ростом до 4,6% в 2023 году. Среднегодовой темп роста ВВП составит 4,2%. Номинальный ВВП вырастет с 64 145,7 млрд тенге в 2019 году до 86 944,7 млрд тенге в 2023 году. ВВП на душу населения составит $9,9 тыс. в 2019 году, с увеличением до $12,9 тыс. в 2023 году", - сказал Сулейменов.
Он отметил, что основной движущей силой роста экономической активности в среднесрочной перспективе станут отрасли обработки и АПК, строительная индустрия, транспортно-логистическая сфера и сервисная экономика. Обрабатывающая промышленность вырастет на 4,4%, горнодобывающая промышленность - на 3,0%. Устойчивый темп сохранится в сельском хозяйстве - 6,4%, строительной отрасли - 4,2% и торговле - 4,6%. Объем экспорта составит $56,5 млрд в 2019 году, с увеличением до $68,5 млрд в 2023 году, сообщает пресс-служба премьер-министра Казахстана.
По словам министра национальной экономики, объем добычи нефти увеличится с 88 млн тонн в 2019 году до 99 млн тонн в 2023 году за счет увеличения нефтедобычи на месторождении Кашаган и проекта будущего расширения Тенгизшевройл.
Кроме того, на основе макроэкономического прогноза разработан прогноз бюджетных параметров на 2019-2021 годы. Доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) прогнозируются в 2019 году в сумме 6809,7 млрд тенге, в 2020 году - 7382,0 млрд тенге, в 2021 году - 8024,7 млрд тенге. Дефицит бюджета в 2019 году запланирован на уровне 2018 года - 1,5% к ВВП, с последующим сокращением в 2020 году до 1,4% к ВВП и в 2021 году до 1,3% к ВВП.
Министр финансов Алихан Смаилов доложил, что бюджет направлен на решение трех ключевых задач: обеспечение всех социальных обязательств при любой экономической конъюнктуре, реализация семи политик и реформ в рамках реализации Стратегического плана развития страны до 2025 года, а также исполнение Послания главы государства "Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни".
Основа бюджета и его финансовые возможности построены на проведении стимулирующей макроэкономической политики, которая реализуется через постепенное снижение зависимости бюджета от нефтяных доходов и обеспечение устойчивости налоговых поступлений. Объем нефтяных поступлений в бюджет в виде гарантированного трансферта из Национального фонда и экспортной таможенной пошлины на нефть на 2019 год составит 3,5 трлн тенге, или 5,4% к ВВП с последующим снижением к 2021 году до 4,1%. Доля нефтяных поступлений в бюджет снижается с 35,5% в 2019 году до 28,9% в 2021 году", - сообщил А. Смаилов.
По его словам, ограниченное использование средств Национального фонда, а также рост цен на нефть уже в текущем году приведет к досрочной стабилизации активов фонда. Объем ненефтяных поступлений на 2019 год запланирован в размере 6,3 трлн тенге, с ростом к плану текущего года на 973,2 млрд тенге, или на 18,3%. Ключевыми факторами изменений стали увеличение темпов развития экономики, улучшение налогового администрирования и повышение эффективности собираемости налогов, прогнозируемое как результат работы проектного офиса.
По словам Смаилова, расходы республиканского бюджета в 2019 году составят 10,7 трлн тенге с ростом на 11% к плану текущего года (2020 - 11,1 трлн тенге, 2021 - 11,4 трлн тенге).
Расходы социального блока в полной мере увязаны с системной реформой построения нового человеческого капитала "Стратегии-2025" и в трехлетнем периоде составят 15,7 трлн тенге, из них на 2019 году - 4,8 трлн тенге, или 45% от общего объема расходов, и уже в 2021 году этот показатель составит 49,1%", - сказал он.
На реализацию послания президента расходы социального блока увеличены на 107,0 млрд тенге в связи с повышением размера минимальной заработной платы с 1 января 2019 года до 42 500 тенге, увеличением объемов по строительству школ на 50 млрд тенге за три года, а также в связи с необходимостью усиления работы школьных психологов.
Расходы на поддержку и развитие реального сектора экономики связаны с реализацией политики обеспечения конкурентоспособности отраслей экономики, технологическим обновлением, цифровизацией и в среднесрочном периоде составят 4,6 трлн тенге, из них на 2019 год - 1,8 трлн тенге. В реализацию поручений главы государства расходы по данному направлению увеличены на более 600 млрд тенге за три года, в том числе в 2019 году на 215 млрд тенге", - сказал А. Смаилов.
Кроме того, на развитие обрабатывающей промышленности и экспорта дополнительно предложено направить 190,4 млрд тенге за три года. На развитие малого и среднего бизнеса в рамках программы ДКБ-2020 дополнительно будет направлено 90 млрд тенге за три года, или по 30 млрд тенге ежегодно. Данные средства предлагается направить на субсидирование ставки вознаграждения по кредитам предпринимателей.
На развитие агропромышленного комплекса предлагается дополнительно направить 300 млрд тенге за три года, или по 100 млрд тенге ежегодно. Увеличение расходов на строительство арендного жилья в трехлетнем периоде предлагается в объеме 30 млрд тенге, или по 10 млрд тенге ежегодно.
В целом на реализацию Посланий главы государства и "Пяти социальных инициатив" на трехлетний период проектом республиканского бюджета предусмотрено 2,4 трлн тенге, из них на 2019 год - 817 млрд тенге.