Ситуация в РК в скором времени грозит обернуться топливным кризисом
Алматы. 21 июля. Kazakhstan Today - С остановкой Павлодарского НПЗ, с уменьшением импорта из России ситуация на рынке нефтепродуктов может обернуться кризисом, сообщает Независимая ассоциация предпринимателей РК, передает Kazakhstan Today.
"С остановкой Павлодарского НПЗ на плановый ремонт в конце июня, отсутствием поставок из России в связи с большой ценовой разницей, а также прекращением отпуска ГСМ с АЗС независимых реализаторов ситуация в скором времени грозит обернуться топливным кризисом. О насыщении внутреннего рынка нефтепродуктами говорить не приходится", - говорится в сообщении ассоциации.
"Российским нефтяным компаниям просто невыгодно импортировать свои нефтепродукты, так как в Казахстане действует государственное регулирование цен на ГСМ - в настоящий момент розничные цены на высокооктановый бензин у нас ниже примерно 25 - 40 тенге по сравнению с российскими. Естественно, российским топливным компаниям выгоднее продавать бензин на внутреннем рынке. С января по июнь импорт из России снизился по бензину на 35%, по дизтопливу - на 23%", - указывается в пресс-релизе.
По данным ассоциации, владельцы АЗС видят основную проблему с дефицитом в принудительном сдерживании цен на продажу бензина и дизтоплива со стороны правительства.
"Они закрывают заправочные станции из-за нерентабельности. Для владельца независимой АЗС смысл бизнеса заключается в том, чтобы заработать на разнице между оптом и розницей. Однако в условиях, когда оптовая цена превышает предельные цены, установленные Министерством нефти и газа, этот бизнес становится убыточным. Для независимых субъектов топливного рынка административное установление розничных цен при повышении оптовых привело к созданию неконкурентных ценовых условий, грозящих обернуться для них крахом", - пояснили в ассоциации.
По данным НАП, другие владельцы АЗС, стараясь как-то выжить в этих условиях, приобретают топливо низкого качества, доводят до нужного уровня по октану разными октаноповышающими присадками и заполняют рынок суррогатным топливом. Свойства бензина, изготовленного кустарным способом, сохраняются лишь в течение 3 - 5 дней. После этого срока присадка испаряется или осаждается, и остается тот самый нетоварный бензин. В итоге страдают автовладельцы из-за быстрого выхода из строя автомобилей и увеличиваются выбросы вредных веществ в атмосферу.
Представитель ТОО "Гелиос" - директор по маркетингу и продажам Денис Трандафилов сегодня на пресс-конференции в Алматы выразил беспокойство по поводу ситуации, сложившейся на рынке ГСМ. "Нас беспокоит ситуация на рынке. По нашей информации многие независимые частные операторы вынуждены уходить с рынка. Это не совсем хорошо. Должна быть здоровая конкуренция. Сейчас ситуация складывается таким образом, что зачастую сети либо закрываются, либо вынуждены продаваться", - объясняет Д. Трандафилов.
По его словам, ТОО "Гелиос" не понимает позицию регулирующих органов. "В СМИ постоянно муссируется расследования в рамках частных операторов, АЗС. Но никто не говорит о том, что оптовые поставщики поднимают цены", - добавляет представитель организации.
"Оптовые поставщики вынуждают поднимать нас цены. Мы действуем полностью в рамках закона. Там, где мы не можем, где состоим в реестре монополистов - не поднимаем", - уточняет Д. Трандафилов.
По его словам, ТОО "Гелиос" неоднократно заявляло о развитии своей сети. "До 2012 года планируем число АЗС довести до 350. За последнее время не бывает дня, чтобы к нам не приходили предложения о покупке. Бывает, продаются частные АЗС, бывает сети, по 30 - 40 АЗС. Такие сети есть. Абсолютно по всем регионам без исключения. Идет массированная информация о продаже заправок", - сказал Д. Трандафилов.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.