24.04.2008, 20:13 1626

В Алматы прошла четвертая международная конференция по риск-менеджменту

В ходе обсуждения не раз звучал тезис о том, что наступила эпоха риск-менеджмента. Наиболее тревожным из обсуждаемых потенциальных рисков наступившей эры стало влияние замедления глобального экономического роста и проблемы политической системы.

Алматы. 24 апреля. "Казахстан Сегодня" - В Алматы прошла четвертая международная конференция по риск-менеджменту. В ходе обсуждения не раз звучал тезис о том, что наступила эпоха риск-менеджмента. Наиболее тревожным из обсуждаемых потенциальных рисков наступившей эры стало влияние замедления глобального экономического роста и проблемы политической системы.

Одной из обсуждаемых тем первого дня конференции стал поиск грани между чрезмерным доверием науке риск-менеджмента и интуитивным решениям в бизнесе. Рассуждая об этом, председатель правления АО "СК "Евразия" Борис Уманов высказал мнение о том, что можно быть спорно, является ли риск-менеджмент наукой или искусством. "Хотя я отношу себя скорее к первой группе, тем не менее смею заметить, что слепая вера в абсолютную точность науки, к сожалению, слишком часто приводит к банкротствам и катастрофам. Мы не можем ввести данные о будущем в компьютер, поэтому основываемся на данных прошлого для того, чтобы запустить механизм принятия решения согласно созданной нами математической модели. Но именно здесь и лежит логическая ловушка. Те, кто живут только одними цифрами, в один день могут обнаружить, что компьютер сегодня просто заменил аракула, помогавшего древним грекам принимать те или иные решения", - отметил он. При этом Б. Уманов добавил, что отрицание науки тоже неверно и предложил найти правильное соотношение между измерением рисков и интуицией.

Подобного мнения придерживается руководитель практики моделирования и анализа рисков - младший вице-президент "Марш консалтинг групп" Павел Смолков, который подверг критике абсолютную приверженность имитационному методу моделирования систем риск-менеджмента. "Нельзя сказать однозначно, что будущее - это слепок прошлого. Пример: банки оценивают свои риски методом VAR, который моделирует будущее на основании прошлого и не смог угадать ипотечный кризис 2007 года, кризис в России 1998 году", - заявил он. По мнению П. Смолкова, американские банки терпят колоссальные убытки по причине того, что они полностью полагались на методы имитационного моделирования. "Необходимо в моделировании всегда учитывать какие-то ограничения, факторы внешней среды, которые могут вмешаться и нарушить статистику и исторический тренд", - порекомендовал он.

Эффективность прогнозирования на основании уже существующих закономерностей поставил под вопрос президент фонда Института экономического анализа Андрей Илларионов. Согласно представленным им данным, в случае с Россией и Казахстаном наблюдается своего рода парадокс развития. "Мы сформулировали то, что можно назвать российскими ножницами или российской загадкой. Рост ВВП не сопровождается улучшением качества институтов. Аналогичная ситуация наблюдается и в Казахстане", - отметил он.

В свою очередь мнение о начале эпохи риск-менеджмента подтвердила заместитель председателя Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Алина Алдамберген. "Мы не только живем в эру риск-менеджмента, но эта эра становится очень важной для управления системными рисками и регулирования финансовых организаций", - отметила она. В своем выступлении А. Алдамберген рассказала о текущем состоянии страхового рынка, отметив и его потенциальные риски. Главным из них, по ее словам, является проблема аффилированности финансовых институтов страны. "Банки, создавая дочерние страховые организации, страхуют в них свои заемные операции, тем самым улучшая качество своего кредитного портфеля. Но в то же время риск остается в банковском конгломерате, поэтому такие вопросы агентство решает посредством консолидированного надзора за финансовыми группами", - заявила она.

Выступая на конференции, директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар рассказал о страновых рисках, делая особенный акцент на рисках сырьевых экономик в условиях глобального кризиса. "Вопрос о том, что значит замедление глобального экономического роста для экономик, в значительной степени зависящих от ресурсов, и от цен на них, и от ресурсных рынков, конечно, ключевой для России и Казахстана". Он отметил, что за последние 15 лет мир столкнулся с двумя случаями существенного замедления глобального роста, и в обоих случаях происходило заметное снижение цен на нефть, нефтепродукты, газ и металл. "Для нас все, что связано с рисками сырьевых рынков, должно быть предметом самого пристального внимания. Цены на нефть, к сожалению, находятся в широчайшем диапазоне, и, несмотря на то, что их прогнозированию посвящены десятки тысяч работ и потрачены миллиарды долларов, в общем, прогнозироваться никто не научился", - подчеркнул он.

Е. Гайдар также высказал мнение о том, что Россию и Казахстан объединяет "расслабленное" отношение к рискам в условиях длительного роста. "Это случай, когда успехи мешают. За нами 10 лет достаточно динамичного экономического роста. В этой ситуации политикам так хочется расслабиться, так хочется подумать, что все проблемы решены, что дальше надо управлять ростом благосостояния. И возникает резкое ослабление финансовой политики в то время, когда мир находится в состоянии турбулентности", - отметил он.

Между тем, говоря о политических аспектах ухудшения экономической ситуации, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев не придал высокой значимости данному фактору. Многие экономические проблемы, которые, по его словам, сейчас имеют место в Казахстане, "в большей мере связаны с проблемами в политической системе". "Наиболее серьезная проблема для нашей республики - это все-таки отсутствие эффективности действующей политической системы, именно из-за этого, я хотел бы подчеркнуть, многие экономические проблемные вопросы, которые мы сейчас обсуждаем, всплывают на поверхность", - завил он.

О возможности страховать риски, используя производные финансовые инструменты, рассказал глава Казначейства АБН АМРО Банк Казахстан Ариф Бабаев. Рынок деривативов, по его словам, начал развиваться в Казахстане с 2005 года. "В целом налоговый режим и Налоговый кодекс в странах СНГ очень мало знаком с новыми финансовыми инструментами. Но мы видим сейчас достаточно позитивный посыл от правительства и от Национального Банка", - подчеркнул А. Бабаев. Среди позитивных изменений в этой части он также отметил рост объемов хеджирования. По его словам, за последние годы показатель вырос в 10 раз. "Если раньше мы делали сделку на $100 млн и простой процентный своп, то были счастливы, что это достаточно крупная сделка. Сегодня мы говорим о сделках в 2-3 млрд долларов по очень сложным структурным деривативам", - отметил он.

При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      С марта Казахстан перевели на единый часовой пояс. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года тарифы на электроэнергию в Казахстане выросли примерно на 20%. Стали ли вы платить больше за электричество после перехода единый часовой пояс?