В АЗРК назвали причины роста цен на подсолнечное масло
В ходе проведения анализа установлено, что производство подсолнечного масла осуществляют восемь основных крупных заводов (АО "Май", ТОО "Усть-Каменогорский маслозавод", ТОО "Востоксельхозпродукт", ТОО "Промбаза-7", ТОО "Белес Агро", ТОО "Шымкен Май", ТОО "Арай", ТОО "Евразиян Фудс корпорэйшн"), которые расположены в шести регионах республики (Алматы, Шымкент, ВКО, ЗКО, Актюбинская область, Костанайская область). Оптовой реализацией подсолнечного масла в регионах республики занимаются 152 субъекта. Рынок подсолнечного масла является высококонцентрированным", - проинформировали в пресс-службе Агентства по защите и развитию конкуренции РК.
Основными факторами роста цен на масло в АЗРК назвали:
- рост закупочных цен на сырье вследствие сокращения у производителей запасов сырья урожая прошлого года;
- ориентация цен на мировые;
- неурожай в Казахстане и в мире;
- увеличение стоимости закупа воды на 0,25 МРП;
- импортозависимость.
Согласно балансу рынка подсолнечного масла за 2021 год, его производство по республике, с учетом экспортного объема, не покрывает потребность республики: импортная продукция на внутреннем рынке составляет более 30% (производство - 323 218 тонн, экспорт - 111 266,7 тонн, импорт - 101 444,4 тонн, реализация - 313 395,8 тонн)", - говорится в сообщении ведомства.
Основную долю из числа производителей по республике занимает АО "Евразиан фудс корпорейшн", АО "Май"; из числа оптовых поставщиков - ТОО "Прима дистрибьюшн".
Основные барьеры на данном товарном рынке:
- необходимость значительных финансовых вложений;
- нехватка (маслосемян подсолнечника) и увеличение стоимости сырья.
Развитие конкуренции на данном рынке сдерживается наличием административных барьеров. На основании данных анализа Агентство по защите и развитию конкуренции направило предложения в Министерство национальной экономики Республики Казахстан для включения мероприятий в Комплекс мер по контролю и снижению инфляции на 2022-2024 годы", - добавили в пресс-службе.