В Казахстане банки второго уровня резко снизили кредитование сельского хозяйства
Государственная поддержка, если ее подсчитать, равна примерно триллиону тенге, хотя предыдущая программа включала в себя 1 трлн 400 млрд.
Астана. 14 февраля. Kazakhstan Today - В Казахстане банки второго уровня резко снизили кредитование сельского хозяйства, сообщил заместитель премьер-министра, министр сельского хозяйства РК Умирзак Шукеев в ходе расширенной коллегии МСХ РК, передает Kazakhstan Today.
Банки второго уровня резко снизили кредитование", - сообщил министр.
Он отметил, что в сельском хозяйстве сложилась непростая ситуация и отрасль ощущает недостаток финансирования. "Государственная поддержка, если ее подсчитать, равна примерно триллиону тенге, хотя предыдущая программа включала в себя 1 трлн 400 млрд", - отметил Шукеев.
В ходе расширенного заседания коллегии также были озвучены итоги прошедшего года и основные задачи развития отрасли в рамках послания главы государства "Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции".
Перед агропромышленным комплексом поставлена задача по увеличению производительности труда и экспорта переработанной сельхозпродукции в 2,5 раза.
Для решения данной задачи вице-министры сельского хозяйства в своих докладах акцентировали внимание на основных подходах развития АПК, такие как: повышение доступности финансирования для субъектов АПК; расширение рынков сбыта и развитие экспорта сельхозпродукции; повышение эффективности госконтроля и надзора; совершенствование налогообложения; реформирование аграрной науки, образования и системы распространения знаний; цифровизация АПК; доступность технологий; устойчивое управление биологическими ресурсами; увеличение эффективности использования водных ресурсов.
По данным Минсельхоза, для повышения доступности финансирования планируется увеличить привлечение частного финансирования за счет совершенствования действующих финансовых инструментов, а также внедрения новых инструментов, таких как аграрные расписки. Кроме того, АО "НУХ "КазАгро" поэтапно перейдет к фондированию кредитных товариществ, БВУ, микрофинансовых организаций, лизинговых компаний для последующего финансирования субъектов АПК.
Также будут сокращены неэффективные субсидии, усовершенствована система налогообложения, в том числе для сельхозкооперации, будет проведено техническое перевооружение отрасли.
Для расширения рынков сбыта и развития экспорта продукции АПК будет разработан Реестр целевых рынков продуктов, планируется открытие должности Атташе по сельскому хозяйству в странах с приоритетными рынками сбыта. Продолжится работа по развитию транспорта и логистики, продвижению производства органической продукции, сельхозкооперации.
Повышение эффективности госконтроля и надзора планируется обеспечить за счет создания ветеринарно-фитосанитарных контрольных постов на приграничных территориях. В целях защиты внутреннего рынка планируется модернизация системы технического регулирования в соответствии с международными требованиями, а также выстроить единую систему обеспечения безопасности и прослеживаемости сельхозпродукции по принципу "от фермы до стола", а также вертикаль ветеринарной службы.
Изменения коснутся также аграрной науки, образования и системы распространения знаний. Наука будет ориентирована на потребности агробизнеса путем перехода от прямого госфинансирования к возмещению затрат бизнес-ассоциаций на научные исследования и работодателей на подготовку специалистов. Планируется пересмотреть роль аграрных университетов, обновить программы обучения и распространения самых передовых знаний и лучшей практики в АПК. Кроме того, запланировано введение обязательной трехлетней отработки в сельской местности выпускников-грантников отучившихся по сельхозспециальностям.
Кроме того, одним из важных направлений является цифровизация АПК, в рамках которой основной упор будет сделан на внедрение элементов точного земледелия и "умных ферм", от которых ожидается наибольший эффект. "На первом этапе, мы видим необходимость в создании электронных карт полей с геопозиционным, вегетационным, агрохимическим, гидрогеологомелиоративным и метеорологическими слоями", - отметил первый вице-министр А. Евниев.
Цифровизация отрасли позволит повысить достоверность государственного статучета и наблюдений, стимулировать внедрение высоких технологий, повысить эффективность мер господдержки, их прозрачность и доступность для фермеров, а также в разы сократить факты проявления коррупции.
Большое внимание уделено увеличению эффективности использования водных ресурсов планируется принять меры по повышению инвестиционной привлекательности водной отрасли, реконструкции аварийных водохранилищ, а также по восстановлению инфраструктуры орошаемых земель и реконструкции и строительству групповых водопроводов.
Также вице-министр Р. Курманов и председатель правления АО "НУХ "КазАгро" Н. Малелов доложили об итогах развития АПК за 2017 год.
Объем валовой продукции сельского хозяйства за январь - декабрь 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 2,9% и составил 4,1 трлн тенге.
Прирост инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составил 29%, а в производство продуктов питания почти 32%.
При этом производство продукции животноводства увеличилось на 3,9% (1,8 трлн тенге), растениеводства - на 2,2% (2,3 трлн тенге).
Производство продуктов питания за данный период выросло на 4,1% и составило 1,5 трлн тенге.
По состоянию на 1 января в республике наблюдается тенденция увеличения численности поголовья в сравнении с аналогичным периодом прошлого года по следующим видам:
КРС - на 5,2%, до 6745,4 тыс. голов; овцы - на 0,8%, до 16 018,8 тыс. голов; лошади - на 6,0%, до 2395,0 тыс. голов; птицы - на 8,8% до 40 102,1 тыс. голов; верблюды - на 4,6%, до 188,4 тыс. голов.
Производство мяса увеличилось на 5,9% и составило 1017,6 тыс. тонн, молока коровьего - на 3,0%, до 5459,4 тыс. тонн, яиц куриных - на 7,3%, до 5085,2 млн штук.
За январь - декабрь 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство молока обработанного жидкого и сливок увеличилось на 2,0% (с 472,4 тыс. до 481,9 тыс. тонн), сыра и творога - на 4,0% (с 24,2 до 25,2 тыс. тонн), сливочного масла - на 7,9% (с 15,6 до 16,8 тыс. тонн), кисломолочной продукции - на 1,4%.