В Казахстане может увеличиться стоимость авиабилетов
Алматы. 24 октября. Kazakhstan Today - В Казахстане может увеличиться стоимость авиабилетов, передает Kazakhstan Today.
С того момента, как РГП "Казаэронавигация" в два раза (на 100%) увеличило стоимость своих услуг для казахстанских авиакомпаний, едва прошло полгода. Однако сейчас предприятие вновь пытается значительно увеличить свои тарифы с 1 января 2013 года. Если это произойдет, повышение цен неминуемо скажется на стоимости авиабилетов, пишет газета "Время".
По данным издания, обоснованность очередного одностороннего повышения цен на услуги навигации обсуждалась на общественных слушаниях, состоявшихся 22 октября в Агентстве по регулированию естественных монополий (АРЕМ).
Издание напоминает, что с 1 июля уже был отменен понижающий коэффициент - 50%-ная скидка на услуги аэронавигации, много лет действовавшая на внутренних маршрутах и установленная правительством для развития казахстанских авиакомпаний. Тогда перевозчики заявили: они будут нести дополнительные расходы, исчисляемые сотнями миллионов тенге. Одна только "Эйр Астана" увеличит свои дополнительные расходы в 2012 году на 310 млн тенге, а в 2013 - на 553 млн.
Автор статьи поясняет, что РГП "Казаэронавигация" предоставляет авиакомпаниям услуги на обслуживание как внутренних, так и международных рейсов. И если тарифы "навигаторов" на внутренние рейсы обязательно утверждаются в АРЕМе, то расценки на обслуживание международных рейсов монополист устанавливает по своему усмотрению. Имея такое право, РГП 1 января 2012 года в одностороннем порядке увеличило свои тарифы для "Эйр Астаны" на международку в среднем на 26%. Кроме того, в середине 2012 года РГП "Казаэронавигация" отправило перевозчику уведомление о новом увеличении тарифов на обслуживание международных маршрутов с 1 января 2013 года на 60%. В итоге только за рейсы за бугор национальный перевозчик будет платить в среднем на 86% больше. Теперь авиадиспетчеры взялись за повышение цен, но уже и на внутренние рейсы.
По словам начальника планово-экономического отдела "Казаэронавигации" Нуржана Ахметова, согласно законодательству, все естественные монополии обязаны вести раздельный учет доходов и затрат по каждому виду регулируемых услуг. Поэтому и "Казаэронавигация" делит все расходы на регулируемые АРЕМом (внутренние рейсы) и нерегулируемые (международные перевозки). Так вот, в 2011 году "навигатор" получил убыток от обслуживания внутренних рейсов в сумме 1,3 млрд тенге. Отмена этим летом 50%-ной скидки (авиакомпании расценивают это как повышение на 100%) помогла "Казаэронавигации" почти в два раза сократить убыток. А если АРЕМ позволит поднять с начала 2013 года расценки на обслуживание внутренних рейсов, это даст предприятию прибыль в размере около 500 млн тенге. Г-н Ахметов утверждает: согласно казахстанскому законодательству, госпредприятия не должны производить товары и оказывать услуги себе в убыток.
"Странная картина складывается. Сначала авиакомпаниям был отменен понижающий коэффициент, что привело к росту наших расходов. Прошло полгода - и мы вновь видим заявку "Казаэронавигации" на повышение тарифов. Если они будут утверждены, наши расходы вырастут на 2,6 млрд тенге! Странно: в течение 14 лет цены не поднимали, а за 6 месяцев тариф поднимается на 93%. Не совсем понятно, как это регулируется", - заявил в свою очередь вице-президент "Эйр Астаны" по юридическим вопросам Айдар Кашкарбаев.
Издание также пишет, что на слушаниях выяснился один любопытный факт: несмотря на то что "Казаэронавигация" получает убытки за обслуживание внутренних рейсов, в целом предприятие является прибыльным. Отвечая на вопрос корреспондента газеты, исполнительный директор РГП Марат Дауталиев подтвердил: 14 последних лет предприятие работает в плюсе. В основном, конечно, за счет международных рейсов.
"В чем тогда необходимость повышения тарифа на внутренние рейсы, если в целом РГП "Казаэронавигация" - прибыльная компания? - высказал недоумение замначальника отдела экономики авиакомпании "Скат" Николай Кравцов. - Тарифы уже повышались вдвое, сейчас вы готовите проект на увеличение еще почти в два раза. В чем смысл? Чтобы прибыльное предприятие сделать еще прибыльнее и тем самым "посадить" авиакомпании? Ведь это, в конце концов, ляжет на пассажиров! Мы тоже не сможем терпеть убытки - мы вынуждены будем поднимать тарифы на перевозки. Если раньше доля "Казаэронавигации" в себестоимости наших услуг составляла 2,5%, то сейчас она будет 6,5%! Раньше доля навигации составляла 250 тенге в каждом билете, станет - 1500 тенге! Это весомая цифра. А в целом для нашей компании это дополнительные 1,3 млрд тенге, которые мы должны будем вам заплатить. Да это же стоимость одного самолета! И нам придется или вам платить, или самим развиваться. Целесообразно ли вообще поднимать тарифы два раза за полгода?"
В ответ М. Дауталиев заявил, что Казаэронавигация намерена не повысить тарифы, а "привести их к законодательному уровню". "Необходимо обеспечить хотя бы себестоимость наших затрат", - сказал он. При этом он отметил, что цену вроде как решили уравнять с тарифами для иностранных авиакомпаний, чтобы для них не было дискриминации.
Между тем, по информации издания, представители "Эйр Астаны" указали на то, что авиакомпания увеличивает число рейсов, открывает новые направления и всегда приносит "Казаэронавигации" гарантированное увеличение дохода. Если в 2003 году нацперевозчик пополнил бюджет диспетчеров на 240 млн тенге, то в 2011 году - уже на 1,3 млрд тенге.
Завершая диалог, Евгений Аксенов и Айдар Кашкарбаев с сожалением констатировали: в 2011 году в два раза подорожало авиатопливо, услуги аэропортов очень высоки, и если еще и за навигацию придется отстегивать сумасшедшие деньги, авиакомпании будут вынуждены сокращать неприбыльные маршруты, закрывать недоходные рейсы. Или повышать стоимость билетов, заключает издание.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.