В Казахстане наблюдается увеличении спроса на копакинг - газета
Алматы. 8 мая. "Казахстан Сегодня" - В Казахстане наблюдается увеличении спроса на копакинг - объединение нескольких товаров в одну упаковку, например, соединенные скотчем две банки пива по цене одной или кружка в подарок к банке кофе, передает корреспондент агентства со ссылкой на газету "Бизнес и Власть" ("&").
По данным рекламного агентства USP, копакинг на 70% дешевле, чем проведение полноценного промоушена, и дает в среднем до 30% увеличения продаж. Как отмечает газета, промотовары без всякого сэмплинга (раздачи образцов), наружной рекламы и спецстоек - мечты маркетологов воплотились в явь, как только стал применяться такой инструмент, как копакинг. И даже ненужность промоутеров в мини-юбках, радующих глаз как продавцов, так и покупателей, не сильно огорчает специалистов по маркетингу. Главное, что расходы на копакинг низкие, а результаты роста объема продаж фактически можно оценить сразу.
По информации директора по развитию бизнеса агентства USP Натальи Пасечник, казахстанские компании не отстают от своих транснациональных конкурентов, которые часто используют копакинг для розничного промоушена. То, что в последнее время копакинг стал чаще появляться в торговых точках, отмечают все эксперты.
Как пишет "&" со ссылкой на директора маркетингово-рекламной компании ARYSTOWN Marketing & Advertising Дины Абжановой, копакинг обычно используется в FMCG-секторе (продукции быстрого оборота). И тем интереснее, по словам Н. Пасечник, копакинг стал распространяться на финансовом рынке, когда клиентам делаются пакетные предложения: три депозита плюс кредит по низкой ставке. "По моим наблюдениям, наши финансовые институты тоже используют этот инструмент, но достаточно неуверенно", - отметила она.
По сообщению Д. Абжановой, копакинг позволяет продать продукцию, которая пользуется небольшим спросом. "Например, если в магазине продаются два диска по цене меньше, чем если их покупать отдельно, то высока вероятность, что покупатель предпочтет именно такой набор, даже если он не планировал приобретать второй диск. При этом магазин ничуть не теряет доход в связи со снижением цены, так как увеличивается товарооборот, а расходы на продажу уменьшаются", - пояснила она. В супермаркетах, по ее словам, хорошо покупаются большие упаковки детских подгузников, если в подарок прилагаются влажные гигиенические салфетки. И по такому же принципу хорошо распродаются книжки с комиксами, если к ним прилагаются игрушки - герои комиксов. Примерами копакинга также являются детские хиты - леденцы чупа-чупс с игрушкой, а также подарочные наборы к праздникам. Как объяснила Н. Пасечник, это происходит потому, что копакинг имеет неярко выраженную, но все-таки сезонность. "Это общепринятые праздники, например, 8 Марта или Новый год, когда можно наблюдать всплеск подарочно-комплектных предложений", - добавила она.
Форм копакинга множество, пишет газета. По словам Н. Пасечник, копакинг на постоянной основе - это йогурты с надписью в супермаркетах "Просьба упаковку не разделять", шоколадные яйца с игрушкой внутри, несколько булочек в одной упаковке.
"Рекламный копакинг, проводимый с целью увеличения сбыта продукции, должен с каждым разом становиться интереснее и иметь достаточный по силе мотиватор для потребителя. Хотя, думаю, в настоящее время в связи с массовым падением продаж основным мотиватором копакинга будет скидка", - подчеркнула Н. Пасечник. Как считает эксперт, очень редко выполнение функций копакинга передается рекламному агентству, отмечает "&". Чаще компания делает его самостоятельно, нанимая работников и контролируя, либо передает на аутсорсинг своему провайдеру по логистике.
Как сообщила Н. Пасечник, копакинг стали применять 15 лет назад, но в то время этот распространенный инструмент маркетинга именовался проще: "комплектация в упаковку". "Сегодняшняя особенность копакинга в том, что он активно становится одной из услуг логистической отрасли. Применение этой технологии позволяет логистическому провайдеру выйти за рамки узкой специализации и внести свой вклад в производственный процесс упаковки и расфасовки продукции", - пояснила она. По словам эксперта, по ориентировочным данным, копакинг занимает в портфеле средней логистической компании примерно 18%.
Копакинг держится на трех китах, отмечает издание со ссылкой на Н. Пасечник: "маркетологи его любят за экономичность, отсутствие давления на потребителя и эффективность в виде роста продаж".
При этом эффективность данного инструмента маркетинга будет обеспечена только при условии его правильного применения, считает Д. Абжанова. Копакинг, по ее мнению, помогает экономить деньги на персонале в торговых точках, увеличивать продажи, а также сбывать наряду с популярными продуктами те, которые пользуются невысоким спросом. Кроме того, копакинг выгоден в обоих случаях продажи, считает эксперт. Продавцу он помогает вывести на рынок новый продукт и привлечь к нему покупателей либо продать два (и более) товара при таких же усилиях, как при продаже одного товара. Для потребителей копакинг также выгоден, так как зачастую позволяет им экономить деньги", - пояснила она.
Впрочем, у копакинга есть свои минусы, отметила управляющий директор Star Media Ogilvy Гульнур Кулкыбаева. "Во-первых, нет эмоционального вовлечения потребителя в бренд. К тому же психологически, если продукт прилагается бесплатно к другому продукту, он воспринимается как дешевый и, значит, некачественный. Остается надеяться на то, что у продукта сама по себе хорошая упаковка и хорошее качество. Только в этом случае можно надеяться на повторную покупку", - подчеркнула она. Однако, по ее словам, практика показывает, что обычно потребители, участвующие в подобных акциях, не проявляют лояльности к брендам в принципе и легко переключаются на подобные же акции конкурентов. В то время как лояльность уже существующих клиентов можно таким образом подорвать, пояснила Г. Кулкыбаева.
Прямолинейность рекламного копакинга, когда покупатель может подумать, что товар необходимо срочно сбыть, Н. Пасечник также считает одним из основных недостатков этого инструмента. "Если неправильно подобраны товары для копакинга, это может привести к уменьшению продаж этих товаров", - добавила Д. Абжанова. По ее словам, сначала необходимо тщательно проанализировать акцию с копакингом. Если точнее - определить цель конкретного копакинга, определить запросы, изучить привычки и интересы потребителей товаров, участвующих в копакинге, и только после этого решить, какие продукты стоит упаковывать вместе.
"Хочется надеяться, что производители, в погоне за урезанием бюджета, не навредят своим брендам, в которые ранее было вложено много средств", - заключила Г. Кулкыбаева.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна. Авторские права на материалы агентства.