В Казахстане половина предпринимателей балансирует на грани выживания - опрос
Астана. 14 декабря. Kazakhstan Today - Половина предпринимателей балансирует на грани выживания. Такие данные были озвучены сегодня в ходе международной конференции "МСБ в Казахстане: состояние и перспективы" президентом центра бизнес-информации, социологических и маркетинговых исследований BISAM Central Asia Леонидом Гуревичем, передает корреспондент агентства.
Л. Гуревич сообщил, что центром подведены итоги одного из блоков комплексного исследования проблем МСБ в Казахстане, проводимого в настоящее время по заказу АО "Фонд развития предпринимательства "Даму", в ходе которого было опрошено 2 тыс. действующих предпринимателей.
По его словам, опрошенные бизнесмены оценивали уровень развития своих компаний. "Порядка 80% респондентов оценили техническое и рыночное состояние своего бизнеса как среднее, 10% считает текущую ситуацию довольно позитивной, и 9% - крайне неудовлетворительной", - сказал Л. Гуревич.
"15% предпринимателей готовы к серьезной модернизации и развитию, 40% респондентов хотели бы измениться, но испытывают нехватку средств. Половина предпринимателей балансируют на грани выживания", - отметил он.
"Особенно это касается крестьянских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, среди которых доля тех, у кого средств хватает только для поддержания бизнеса или чей бизнес находится в критическом состоянии, составили 65% и 50% соответственно, в то время как среди руководителей АО и ТОО доля таких - 32%", - пояснил Л. Гуревич.
Он также огласил итоги опроса касательно первоначального капитала для открытия бизнеса. "В ходе исследования выяснилось, что 77% респондентов открыли бизнес, используя собственные накопления. Порядка 25% опрошенных на эти цели взяли кредит в банке. Источником первоначального капитала для еще 5% предпринимателей стали дарованные и наследованные средства, и 2% респондентов открыли свое дело при поддержке государства", - сказал он.
Как показали результаты исследования, антагонизм бизнеса и власти на местах, отмеченный предыдущим исследованием BISAM, не преодолен. "О пренебрежительном и отрицательном отношении местных властей высказались 65% опрошенных. Среди недовольных ситуацией чаще всего индивидуальные предприниматели. Более 20% респондентов считают, что отношение власти к бизнесу - нейтральное, 10% считает, что поддержка со стороны чиновников весьма формальна, и лишь 2% опрошенных высказались положительно", - подчеркнул глава центра бизнес-информации.
По его словам, 66% опрошенных уверено, что отношение местных госорганов к предпринимателям за последние 3 - 5 лет не претерпело изменений. Более активная позиция у 22% бизнесменов, считающих, что отношение власти к бизнесу улучшилось. Еще 11% респондентов говорят о заметном ухудшении по данному вопросу.
"В целом, опрошенные предприниматели смотрят на перспективы развития своего бизнеса положительно. Об этом в исследовании высказались 86% респондентов. Порядка 15% бизнесменов, напротив, не видят никаких перспектив для ведения своего дела. Тем не менее постепенно, несмотря на все трудности, необходимость выживания уступает место стремлению к развитию. 64% бизнесменов подчеркнули, что видят стратегию своей деятельности в динамичном развитии и расширении бизнеса", - сообщил Л. Гуревич.
Кроме того, авторы исследования выяснили, что предприниматели понимают под социальной ответственностью бизнеса. У большинства респондентов это понятие не выходит за рамки исполнения закона и честного ведения дела. В частности, социальная ответственность для 37% опрошенных ограничивается аккуратной уплатой налогов, а у 18% своевременной выплатой заработной платы сотрудникам компании. Остальные бизнесмены смотрят шире, в качестве примера соцответственности они назвали создание новых рабочих мест и благотворительность.
"Мы задали вопрос: что еще, помимо извлечения прибыли, является целью предпринимательской деятельности? Ответы разместились достаточно адекватно. Это и удовлетворение общественных потребностей, общественного блага, это развитие экономики страны, это создание и предоставление рабочих мест", - сказал А. Гуревич.
"Наш итог таков: Казахстанский бизнес сформировался в трудное время, в период жесточайшего экономического спада. Отсюда в нашем бизнесе очень большое число вынужденных предпринимателей, но тем не менее прослеживается пока и робко позитивный тренд: у бизнеса становится больше оптимизма и больше стремления заглянуть в себя", - резюмировал он.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.